Конспект урока по ОПК "Христианская семья"
план-конспект урока (5 класс)

Билозир Марина Сергеевна

Конспект урока по ОПК тема "Христианская семья". Можно проводить без учебника, также на классных часах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_hristianskaya_semya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент конспекта урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» в 4 классе

Тема урока: «Христианская семья».

Цель урока:.

  • образовательная: дать представлении ученикам о том, что жизнь в семье основана на любви, которая включат в себя совместное счастье, боль и жертву
  • воспитательная:воспитывать ценностное отношение к семье и близким людям.
  • развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье.

Планируемые результаты:

  • личностные: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей; Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
  • предметные: понимать ценностные составляющие христианской семьи; понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
  • метапредметные: выражение своих мыслей и учёт мнения другого; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; на основе обобщения знаний делать выводы.

Ход фрагмента урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг.момент

(1 мин)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Сергеевна. Садитесь.

Ученики приветствуют учителя и садятся.

Личностные: самоопределение

2.Актуализация знаний

(3 мин)

-Начну с трудного вопроса: «Зачем нам изучать православную культуру?»

-Согласна, мы получаем различные знания. Но знания какие, которые направлены на внешнюю или внутреннюю сторону жизни человека?

-Т.е. мы заботимся о нашем внутреннем мире. Достаточно ли только знаний?

-Верно. Значит на уроках ОРСКЭ мы с вами заботимся о духовном и душевном здоровье. А зачем?

-Может достаточно заботится о телесном здоровье?

-Почему?

-Верно. С человеком, следящим за своим внутренним здоровьем легче строит разные отношения: дружеские, семейные, деловые и т.д.

-Чтобы знать о вере христианской, о жизни Иисуса Христа, о заповедях и т.д.

-Внутреннюю.

-Нет, важны и действия, поступки человека на основе этих знаний.

Ответы детей.

-Нет.

-Потому что тело не вечно, а дух бессмертен. Также в жизни с духовно здоровым человеком общаться приятней.

Познавательные: установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, оформление своих мыслей в устной форме; умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения

3.Целеполагание

(3 мин)

-Теперь прошу вашего внимания на экран.

-О чём нам говорит этот фоторяд?

-В наше время какой вид из представленных семей встречается чаще?

-Какой вид семьи мы встречаем реже?

-Вы замечали обычно в каких семьях много детей?

-Верно. В настоящее время мы чаще встречаем полные и многодетные семьи у священнослужителей.

-И сегодня темой нашей урока будет «семья», но не просто семья, а как вы думаете какая?

-В мы с вами сказали что в настоящее семья становится меньше, но мы можем встретить полноценные семьи и обычно это семьи христиан. А какой будет цель? На какой вопрос мы должны ответить?

-О том, что со временем семья распадается и становится меньше. Меняется отношение членов семьи друг к другу.

-Когда в семье один ребёнок или нет одного из родителей.

-Когда в семье много детей и живёт несколько поколений.

-Дружных и т.д. (семьях священнослужителей)

-Христианская семья.

-Узнать, почему полноценные семья чаще всего являются христианскими?

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи;оформление своих мыслей в устной форме;восприятие понимание речи других.

4.Открытие новых знаний

(15 мин)

-Ребята, у вас на партах лежат листочки, в которых есть таблица. Она разделена на два столбика. Предлагаю вам в первый столбик записать одно слово. Без чего по вашему мнению не может существовать ни одна семья. Что обязательно должно быть? (Может это вещь, качество или чувство).

-Есть желающие высказать своё мнение. Не бойтесь, потому что здесь нет правильных и неправильных ответов.

-Вижу, что многие написали слово «любовь». Я с вами согласна.

-Написав это слово, что вы под ним понимаете? Ведь мы часто можем услышать это слово, например «Я люблю ходить в школу». Какое значение это слово имеет в семье по вашему мнению?

-У вас разное представление, что такое любовь, но это ваше мнение. А мы с вами перейдем ко 2 столбику. Вы правы в семья строится на любви. Дать определение этому слову тяжело, так как понимание любви бывает разное, а какое сейчас мы с вами разберёмся.

- Перед иллюстрация, скажите, что включает в себя любовь? (иллюстрация счастливой семьи)

-Приведите примеры, как в семье мы становимся счастливыми благодаря любви близким.

-Верно, но не только. Встаньте со своих мест, присядьте, загляните под стул (стол), у кого-то из вас прикреплён к столу (стулу) конверт. В конверте небольшой отрывок книги «Про ёжика и медвежонка».  Выйди, прочитай, а мы потом скажем, что же ещё включает  всебя любовь.

«— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом  сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушёную травку…
— Не помню, — сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…»

-Что испытывал Ёжик, когда болел Медвежонок?

-Верно, когда наши близкие страдают, им больно. Как мы себя чувствуем?

-Значит любовь что ещё в себя включает?

-Как семье это проявляется, приведите примеры.

-Ребята, есть ещё одно очень важное качество у любви, можно сказать что оно основное. Понять, что это за качество нам поможет песня. Сейчас мы послушаем песню «Донор» в исполнении православной певицы Светланы Копыловой.

ПАУЗА        

-Почему мальчик заплакал, когда его спросили: «Больно?»

-Зачем же он тогда поднял руку?

-На что он был готов ради неё?

-Да, он готов был пожертвовать собственной жизнью ради друга. И поэтому мы можем сказать, что любовь – это? (жертва). Часто в семейной жизни проявляется жертвенная любовь. Например, нам приходится жертвовать своими интересами, временем, вещами ради близких.

-Приведите, примеры жертвенной любви в семье.

Ученики записывают слово.

Ответы учеников (это чувства, действия и т.д.)

-Счастье, радость.

-Например, вы выиграли олимпиаду в школе, дома вас подержат, похвалят и разделят вашу радость. Семья всегда поддерживает, любит, ждёт и от этого мы становимся счастливыми.

Ученик читает отрывок.

-Он переживал, он боялся за Медвежонка.

-Нам тоже больно, мы переживаем за них.

-Боль.

-Если в семье кто-то заболел, то и мы страдает, испытываем боль за него. Если в семье случилась неприятность переживают все.

Ученики слушают песню.

-Потому что он думал, что отдаст всю кровь.

-Потому что девочка была его другом.

-Он был готов умереть ради неё.

-Жертва.

-Когда мама болеет, нужно отложить свои дела и по заботиться о ней. Муж вынужден из-за работы переехать с семьей, жена жертвует ради него друзьями и работой.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

Познавательные: сопоставление разных точек зрения

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями

Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах 

Личностные: формирование действия нравственно-этического оцениваниячерез уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений

Личностные: умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать

Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах

Коммуникативные: владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения

Личностные: формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России

5.Подведение итогов

(3 мин)

-Кто помнит какую цель мы поставили в начале урока?

-В течение урока что мы узнали?

-Мы можем ответить на наш вопрос в начале урока?

-Почему полноценные семья чаще всего являются христианскими?

-В начале мы записывали во 1 столбик, что же для вас такое любовь.

-Скажите, после урока вы что-нибудь добавите к своему определению?

-Узнать, почему полноценные семья чаще всего являются христианскими?

-Что любовь – это не только совместное счастье, но и боль, и любовь жертвенна.

-Да.

-Потому что христианских семьях принято жить не для себя, а ради другого человека. Разделять с ним не только радость, но и боль.

Ответы детей.

Регулятивные: корректирование своей деятельности

Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; оформление своих мыслей в устной форме

Список литературы и источников

  1. Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии / Ю.М. Зенько // Actaeruditorum. Научные доклады и сообщения. – 2007. – С. 140-146.
  2. Козлов С.Г. «Про Ёжика и Медвежонка» / С.Г. Козлов, К. Павлова, Н. Шутюк. – М.: АСТ, 2017. – 48 с.
  3. Копылова С. Аудозапись «Донор» [Электронный ресурс] / С. Копылова. – студия Василия Богатырева «COSMOSSTUDIO». – 2010. – Режим доступа: http://www.svetlana-kopylova.ru/media/diskografiya/audio-cd/6-j-albom-ya-serdtse-otdayu-pesni-pritchi-3/ (дата обращения: 26.03.2018)
  4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основыправославной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват.учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Отношения в семье"

   Современное обучение подразумевает решение проблем, интересных ученикам и значимых для них. Отношения в семье относятся к числу таковых. Использование инсценировки позволяет на при...

Конспект урока на тему "Семья" для 5-6 классов

Цель занятия:   - Способствовать формированию положительного восприятия семьи;  - Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным...

план-конспект урока по теме Семья" по УМК "Английский в фокусе"

Карточки к урокуПлан-конспект урока практикума и презентация к уроку...

Конспект урока по теме "Семья"

Цель данного урока - подготовка к монологическому высказыванию...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...

Конспект урока по теме "Семья" в 6 классе к УМК "Английский с удовольствием"

Конспект урока содержит раздаточный материал. лексические задания.подробный ход урока...

Конспект урока по теме "Семья" 6 класс

конспект урока по теме "Семья" к УМК М.З.Биболетовой 5-6 класс...