Программа лагеря "Искорка"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Скворцова Алевтина Васильевна

Данная программа предназначена для летней работы с детьми. Охватывает все направления деятельности с детским коллективом. Особенно игровое и творческое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_lagerya.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа

пришкольного летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

на базе

МКОУ Заболотновская ош

«Искорка»

Программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.

Срок реализации программы:

Содержание программы:

Введение………………………………………………………………………

Цель и задачи программы…………………………………………………………………………….

Социальный состав воспитанников………………………………………………..

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…

Направления и виды деятельности………………………………………………………………

Механизм реализации программы………………………………………………………………

Условия реализации программы…………………………………………………………………

Режим дня лагеря………………………………………………………….

План мероприятий по реализации программы

Календарный план работы………………………………………………..

Ожидаемые результаты ………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………….…...

Пояснительная записка

Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул, т.к. в молодёжной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. ЛДП выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, активистов.

Цели и задачи программы:

Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей. Предупреждение правонарушений учащихся. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью;

3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;

5.  Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;

6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

7.  Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Социальный состав учащихся .

Всего детей-

Из них:

– из малообеспеченных семей –

– из числа детей-сирот –

– из числа детей (опекаемых) –

– из неполных семей –

– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении –

– состоящих на учете в милиции –

– состоящих на учете в школе –

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

 Безопасность всех проводимых мероприятий;

 Учет особенностей каждой личности;

 Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

  Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

 Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

 Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

 Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности:

    Физкультурно-оздоровительная деятельность;

    Художественно - творческое направление.

    Профилактическая работа.

Физкультурно – оздоровительная работа:

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

 Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

 Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  Утренняя гимнастика (зарядка);

  Спортивные игры на спортивной площадке;

  Подвижные игры на свежем воздухе;

  Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность:

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

 Изобразительная деятельность;

 Конкурсные программы;

 Творческие конкурсы;

  Игровые творческие программы;

  Концерты; праздники;

  Творческие игры;

  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Профилактическая работа:

Задачи профилактической деятельности.

- Дать учащимся представление о табакокурении, алкоголизме, наркомании, как о факторах, разрушающих здоровье.

- Формировать у учащихся стойкое неприятие к вредным привычкам.

- Научить правилам поведения, позволяющим преодолеть давление со стороны окружающих, умение сказать « нет» вредным привычкам, осознавая ответственность за свой выбор.

Материально – техническое обеспечение:

    Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;

    Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;

    Видеотехника и аудиоматериалы;

    Призы и награды для стимулирования.

Механизм реализации программы:

I этап Подготовительный ( апрель-май)

Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;

    Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

    Подготовка методического материала для работников лагеря;

    Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

    Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

II этап. Организационный (начало июня)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

    Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

    Начало действия программы «Увлекательное путешествие за 18 дней»;

    Знакомство с правилами жизнедеятельности площадки.

III этап. Практический (июнь)

Основной деятельностью этого этапа является:

    Реализация основной идеи смены;

    Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

    Работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – (конец июня)

Основной идеей этого этапа является:

    Подведение итогов смены;

    Выработка перспектив деятельности организации;

    Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

    Закон «Об образовании РФ»;

    Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

    Устав МКОУ «Кайгородская СОШ»;

    Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

    Положение о лагере дневного пребывания;

    Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

    Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

    Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

    Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;

    Приказы УО;

    Должностные инструкции работников;

    Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

    Заявления от родителей;

    Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

    Акт приемки лагеря.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

1. Начальник лагеря.

2. Учителя начальной школы;

3. Работники Дома культуры;

4. Школьный библиотекарь.

5. Учитель музыки.

6. Работник ФАП.

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;

2.   Организация различных видов деятельности;

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;

4.   Создание ситуации успеха;

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня;

6.   Организация различных видов стимулирования.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

    Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

    Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

    Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

    Творческое сотрудничество взрослых и детей.

РЕЖИМ ДНЯ

9.00- 9.10 Линейка

9.10-9.30- Зарядка

9.30-10.00- Завтрак

10.00-11.00- Кружковая деятельность

11.00-12.00- Спортивно - оздоровительное занятие.

12.00-12.20- Профилактическая беседа.

12.20-13.20 - Культурно - досуговое мероприятие.

13.20-13.50-Обед

13.50-14.50- Конкурсы, развивающие игры.

14.50- 15.00- Отправление детей домой

План мероприятий по реализации программы

Календарный план работы

«День знакомств»

Дата

Время

Мероприятия

Ответственные

2 июня

9.00-9.10

Торжественная линейка, посвященная открытию ЛДПД « Солнышко».

Инструктаж по ТБ.

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

Поделки из ненужных вещей

11.00-12.00

Спортивное мероприятие « Веселая эстафета»

12.00-12.20

Профилактическая беседа» Твой режим дня»

12.20-13.20

« Ключи от лета» ( открытие лагерной смены)

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Праздничная программа « Здравствуй , лето , красное, веселое, прекрасное»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День юмора»

3 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

Золотая струна

11.00-12.00

Сказочная эстафета

« Движение- это жизнь»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Солнечный ожог»

12.20-13.20

КВН

« Жить без улыбки - просто ошибка»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Развлекательная программа « День улыбки»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День сюрпризов»

4 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

« Книголюбы»

11.00-12.00

Спортивно- поисковая игра

« Найди клад»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Личная гигиена»

12.20-13.20

Конкурсная программа

« Минута славы»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Викторина « Необычное приключение в страну сказок»

Выпуск стенгазеты от отрядов

« Вот так мы отдыхаем»

14.50-15.00

Отправление детей домой

День Волшебных сказок»

5 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

« Золотая струна»

11.00-12.00

Подвижные игры на свежем воздухе

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Все мы люди разные- все мы люди классные (толерантность)

12.20-13.20

Конкурс рисунков

« Волшебные краски»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Игра- путешествие

« В гостях у сказки»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День интеллектуалов»

6 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

Спортивная эстафета

« От игры - к спорту»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Овощи, ягоды и фрукты- полезные продукты»

12.20-13.20

Своя игра « Звезды зовут»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Игровая программа

« Самый умный»

Конкурс рисунков по сказкам А.С Пушкина

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День юного эколога»

9 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Золотая струна»

11.00-12.00

Спортивные игры на свежем воздухе

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Сильный скажет наркотикам – НЕТ!»

12.20-13.20

Экологическая игра

« Паутина»

Конкурс рисунков « Береги природу»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Развлекательная программа

« Язык цветов»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День музыки»

10 июня 2014г

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

Спортивное мероприятие

« Веселая эстафета»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Мы - за жизнь» ( профилактика суицида)

12.20-13.20

Конкурсная программа

«С песней весело шагать»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Танцевальная игровая программа

« Зажигай звезды»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День России»

11июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Золотая струна»

11.00-12.00

Спортивно- игровой праздник

« Символика России»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Как ухаживать за зубами»

12.20-13.20

Праздничное мероприятие

« Русская кудесница»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Конкурсная программа

« Безопасное колесо»

Конкурс рисунков

« Мое село»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День безопасности»

«День музыки»

13 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

Игры на сплочение

« Веселый космодром»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Чем опасна дорога для нас , а мы для дороги»

12.20-13.20

Игра( по станциям)

« ПДД должен знать каждый»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Познавательный турнир

« Знатоки дорожной азбуки»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День творчества»

16 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка « Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Золотые ручк»

11.00-12.00

Игры на свежем воздухе

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Что такое экстремизм?»

12.20-13.20

Психологический тренинг

« Развиваем творческое мышление»

Конкурс « Самая необычная поделка»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Конкурсная программа

» Алло! Мы ищем таланты»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День девочек и мальчиков»

17 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

Турнир по дарц

« Самый меткий»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Спортивным и здоровым быть – это хорошо»

12.20-13.20

Игровая программа

« Веревочка дружбы»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Конкурсная программа

« Мисс и Мистер Июнь»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День добра»

18 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Золотая струна»

11.00-12.00

Спортивное состязание

« Самый, самый!»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

«алкоголь и сигареты мы не любим с малых лет»

12.20-13.20

Игровая программа

«Волшебные слова»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Конкурс рисунков на асфальте

« Твори добро»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День художника»

19 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

Спортивное соревнование

« Физкульт -привет!»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Как уберечься от клещевого энцефалита»

12.20-13.20

Конкурс рисунков

«Иллюстация к песням»

Конкурсная программа

« Юный художник»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Игровая программа

« Дети любят рисовать»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День сказочных героев»

20 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Золотая струна»

11.00-12.00

Игры на свежем воздухе

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Как уберечь себя от опасностей»

12.20-13.20

Показ мультфильмов.

Конкурс рисунков « Мой любимый мультфильм»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Конкурсная программа

« Самый добрый сказочный герой»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День памяти»

23 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

Спортивные соревнования

« Марафон»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Что о туберкулезе должны мы знать, чтобы никогда такой болезни не узнать»

12.20-13.20

Конкурс чтецов « Стихи о ВОВ»

Возложение цветов у памятника

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Игровая программа

« А мы с тобой войны не знали»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День водных забав»

24 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

«Золотая струна»

11.00-12.00

Занятия с обручем и скакалкой

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Профилактика простудных заболеваний»

12.20-13.20

Путешествие по стране

« Спортландия»

Конкурс мыльных пузырей

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Спортивно-развлекательное мероприятие

«Водное шоу»

14.50-15.00

Отправление детей домой

«День следопытов»

25 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

« Поделки из ненужных вещей»

11.00-12.00

« Веселые старты»

12.00-12.20

Профилактическая беседа

«Бывают ли привычки невредными»

12.20-13.20

Конкурсная программа

« Самый оригинальный следопыт»

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Игра

« Следопыт»

14.50-15.00

Отправление детей домой

"День Расставания»

26 июня

9.00-9.10

Линейка

9.10-9.30

Утренняя зарядка

« Бодрое утро»

9.30-10.00

Завтрак

10.00-11.00

Кружок

« Золотая струна»

11.00-12.00

Игры на свежем воздухе

12.00-12.20

Профилактическая беседа

« Красивая осанка- залог здоровья»

12.20-13.20

Конкурс рисунков

« Лучший день в лагере».

13.20-13.50

Обед

13.50-14.50

Праздничное мероприятие, посвященное закрытию лагеря

«расстаются друзья»

14.50-15.00

Отправление детей домой

Ожидаемые результаты:

    Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

    Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

    Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

    Развитие коммуникативных способностей и толерантности;

    Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;

    Расширение кругозора детей;

    Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

    Личностный рост участников смены.

Список используемой литературы:

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002;

2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;

3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;

4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006;

5. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;  

6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

7. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...