Применение игры на уроках истории
методическая разработка

Хемер-оол Хорагай Борисовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_2.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках истории и обществознания

Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра.  Игра стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение являются основой всякой творческой деятельности, именно оно импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

         Игра – феномен человеческой деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.  Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве технологии урока или его фрагмента на разных этапах; как технология внеклассной работы.

 Стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями. Для любого ребёнка родители являются самыми дорогими людьми, поэтому я делаю все возможное, чтобы они стали моими союзниками. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. На родительских собраниях мы говорим только об общих проблемах класса, о своём ребёнке каждый родитель узнаёт на индивидуальных консультациях. Также информацию об учебных достижениях своих детей родители узнают через Электронный журнал.

В любой игре можно выделить этапы:

1. Введение в игру: участники знакомятся со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж.

2. Распределение слушателей на группы (5-7 человек): выбор лидера в каждой группе, при необходимости, распределение игровых ролей.

3. Погружение в игру: учащиеся получают игровое задание.

4. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы: участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, договариваются о терминологии, знакомятся с правилами поведения и правилами игры.

5. Игровой процесс: поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснование проекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов.

6. Общая дискуссия (межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование; обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.

7. Подведение итогов игры: оценивание решений, проектов, знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков, выявление лучших команд, игроков, проектов.

8. Рефлексия: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная.

9. «Выгружение» из игры: разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры и др.


Игра на уроке должна обладать важнейшим признаком .  Четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Классификация:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры.

Несколько видов игр на уроках истории

Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся к концу урока придумывают три разных по уровню сложности вопроса или задания на отдельных листочках.

Листочки сдаются учителю.

На следующем уроке листочки используются для проверки знаний.

Игра «Ассоциация»

Произносить в слух или записывать слова, которые ассоциируется с заданным термином. Побеждает с большим количеством слов

Игра «Герой»

  • По заданному тексту одни учащиеся загадывают исторические личности, а другие отгадывают.
  • Разрешается задавать друг другу вопросы, но ответы на них могут быть только: «да», «нет» или «возможно».

Игра «Заяц»

Учитель задает всему классу короткие вопросы. Учащиеся письменно отвечают на заданные вопросы. В конце игры учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы с правильными. Кто больше набрал правильных ответов, тот выигрывает

Игра «Что? Где? Когда?» 

Эту игру можно провести на двух вариантах.

  • На слайде изображение (карта, картина, схема и т.д.). Ученики должны назвать событие, когда и где оно произошло.
  •  На доске или на карточках ученики должны заполнить пропуски.

«Узнай историческую личность по описанию»

Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.

  • Например, на уроке истории России в 6 классе учащимся предлагается узнать личность по описанию:
  • Его призвали новгородцы,  Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

«РОЛЕВАЯ  ИГРА»

 Учебная игра, в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения  или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании  игры и каждому – сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

   Таким образом, игры на уроках истории – это неотъемлемый компонент обучения. Выстроенные на основе использования наглядности, игры стимулируют творческую активность и познавательный интерес школьников, способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию порой сложных понятий и личностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ЭОР на уроках истории

Данная работа знакомит читателей с возможностями использования ЭОР на уроках истории...

Статья "Применение ИКТ на уроках истории"

Компьютерные технологии призваны стать  неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции ...

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Применение ИКТ на уроках истории в школе

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в школе....

Применение ИКТ на уроках истории

Данный материал содержит описание различных приёмов использования современных ИКТ на уроках истории и во внеурочной деятельности....