Мастер-класс "Метод "шести шляп мышления" Эдварда де Боно"
материал

Фукс Ольга Николаевна

Представление метода "шести шляп мышления" на конкурсе "Учитель года - 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fuks_uchitel_goda.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель года – 2019

Фукс Ольга Николаевна

Учитель русского языка и литературы

1 категория

МКОУ Майская СОШ

Мастер-класс «Шесть шляп мышления»

(по методу Эдварда де Боно)

Сомнение порождает поиск.

Поиск порождает желание.

Желание порождает действие.

Действие порождает надежду.

Надежда порождает уверенность.

Уверенность порождает результат.

Вы когда-нибудь дома замечали, что готовите обед, ищете пропавшую вещь, общаетесь с домочадцами, моете посуду и прибираетесь, разговаривая при этом по телефону,  – и все это одновременно?

Вы когда-нибудь на работе замечали, что отвечаете на звонок мобильного телефона, отрываете электронную почту, отвечаете на вопрос коллеги, сверяетесь с расписанием  – и все это одновременно?

Часто мы делаем нечто подобное и в нашем мышлении. Мы  удерживаем  в уме информацию, пытаясь при этом следовать логике. Мы даём волю эмоциям, при этом стараясь быть   конструктивными. И одновременно с этим мы рождаем новые идеи, даём волю творчеству. В результате одновременно происходит довольно много всего.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. В проекционном  телевизоре три цвета смешиваются на экране, и получается разноцветная картинка.

Сегодня Вашему вниманию я представляю разработанный  в 80-е гг. XX века англичанином Эдвардом де Боно метод шести шляп,    в основу которого заложена идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Метод «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на любом этапе урока  любой предметной области. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко.

Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры  носят фуражки, судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает, учимся думать в заданном направлении. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.


Желтая Шляпа. Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации.


Черная Шляпа. Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?

Зеленая Шляпа. Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход.

Синяя Шляпа. Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Цель использования метода на уроках:

  • Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
  • Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе.
  • Обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность.
  • Реализация принципа сотрудничества на уроке.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик-шляпник. Заказов у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца делить наследство. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами. Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, выбравший белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат в  красной шляпе  стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат в зелёной шляпе, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом   для работы будет миниатюра из цикла стихотворений в прозе «Крохотки» Александра Исаевича Солженицына «Вязовое бревно».

ВЯЗОВОЕ БРЕВНО 

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.

 

Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас! 

  1. Участник  в белой шляпе – аналитик, он будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

Вы определите тему  данного текста. (о чём говорится в тексте?)

Определите жанр произведения. (стихотворение в прозе, эссе, басня, притча).

Определите стиль текста (художественный, разговорный, официально-деловой) и тип речи (повествование, описание, рассуждение).

  1. Участник  в жёлтой шляпе – оптимист, он  будет искать только всё самое хорошее. Даже если в истории нет на первый взгляд ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
  2. Участник  в чёрной шляпе – пессимист, он попытается предостеречь нас от  возможных рисков  и опасностей. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом.

Вы будете формулировать  проблемы,  волнующие  автора? Актуальны ли эти проблемы в современном мире?

4. Участник  в красной шляпе – тонко чувствующий человек, он  опишет чувства при чтении. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх, негодование, восхищение и т. д..  Не нужно объяснять,  почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние.

5. Участник  в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.

Может быть, мы уже сейчас знаем решение проблем, предложенных автором?

6. Участник   в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить сделать общие выводы. Этим участником  буду я и за собой оставляю  последнее слово.

На выполнение работы даётся 5 минут.

Учитель: Пока идёт работа в группе, я хочу поработать с залом. Выше было сказано, что данный метод хорош для любого предмета и класса. На примере простой (в скобках добавлю – на первый взгляд) сказки «Колобок» опробуем метод шести шляп мышления.

ВЫВОД (Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты на каждую группу):

Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!

Применение метода на этапе РЕФЛЕКСИИ:

Белая: На мой взгляд, больше всего удалось….. (факты, информация).

Красная: Меня удивило….. (эмоции, интуиция).

Чёрная: Я думаю, что ……. (критика, оценка).

Жёлтая: Для меня было открытием то, что………….. (логический позитив, оптимизм).

Зелёная: На будущее я учту………….  (креатив, новая идея).

Синяя: Я могу похвалить за….. (обобщение).

ВЫВОД: Метод «Шести шляп мышления» позволяет отстраниться от ситуации принятия решения и посмотреть на происходящее с другой стороны. Особенно он эффективен для людей, склонных мыслить узко. Применение данной методики в школе даёт возможность не только передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать критическое мышление, способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему "Шесть шляп мышления Эдварда Де Боно в реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку".

Данная методика позволяет достаточно продуктивно организовать учебный процесс. Суть данного метода заключается в том,что все участники работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом...

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Цель методаНаучить людей лучше понимать особенности своего мышления,контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного исп...

Доклад на ШМО учителей математического цикла по теме «Интерактивный метод Эдварда де Боно «шесть шляп мышления» на уроках математики»

laquo;Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать ...

Шесть шляп Эдварда де Боно

подробное описание метода и его применение на уроках...