Библиотечные уроки
материал

Миронова Ирина Владимировна

Библиотечные уроки: "Правила написания реферата", "Правила оформления презентации", "Правила оформления списка литературы" предназначены для обучающихся 1-4 курсов колледжа. Материал библиотечных уроков помогает студентам правильно оформить  самостоятельные работы самого разного уровня: реферат, доклад, презентация, проект, курсовая или дипломная работа. Библиотечный урок «Периодические издания» - информация о периодических изданиях, которые выписывает ИБЦ по специальностям, реализуемым в колледже.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

Тема: «Правила написания реферата»

Цель урока: Научить студентов правилам написания реферата.

Задачи:

  • Ознакомить студентов с основными правилами написания реферата.
  • Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки информации.
  • Применять теоретические знания на практике.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, листы бумаги, ручки

ХОД УРОКА

1.  Теоретическая часть

Реферат – это самостоятельная работа, в ходе которой происходит аттестация обучающегося. Студенту дается тема для исследования, он определяет цели и задачи, отражает свои взгляды на проблему, логически излагает материал.
К написанию реферата предъявляются определенные требования, которые автор должен в обязательном порядке соблюдать. 

Главные задачи написания реферата

Студенту дается задание написать реферат с целью демонстрирования им своих достижений, которые будут получены в ходе исследования темы. Также в работе студент показывает свое умение проявлять оценочные знания, высказывать свое мнение по поводу рассматриваемой проблемы, грамотно излагать теоретическую часть, делать выводы и ставить задачи и цели. 

Студент в ходе написания работы должен:

- правильно сформулировать тему реферата, если, конечно, преподаватель не задал работу на конкретно заданную тематику;
- по заданной теме работы необходимо грамотно подобрать материал, который необходим для полного понимания и изложения;
- материал, который будет использован для написания работы, должен отражать суть темы;
- при написании введения необходимо написать обоснование выбора конкретной темы реферата;
- если в работе приводятся высказывания авторов, то нужно сделать сноску с пометкой на название литературы и ее составителя;
- излагать материал в реферате нужно последовательно, один абзац должен являться продолжение другого;
- ни в коем случае нельзя допускать орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, нечеткие формулировки;
- для написания реферата следует брать современные издания, возраст которых не превышает 5 лет;
- крайне важно грамотно оформить реферат. 

Какие требования предъявляются к оформлению работы?

Написание реферата требует придерживаться и требований, которые предъявляются к его оформлению:

- текст пишется на листах формата А4;
- шрифт для написания работы должен быть черного цвета, Times New Roman размером 12-14пт.;
- междустрочный интервал задается полуторный;
- необходимо сделать отступы, где верхние и нижние поля будут равны 2см, левое поле -3 см, правое -10 см;
- каждый абзац должен начинаться с красной строки, отступ который задается 1,25 см;
- текст выравнивается по ширине, а названия глав пишутся посередине;
- недопустимо переносить слова;
- после написания названия глав и заголовков точка не ставится;
- обязательно проставить нумерацию страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа;
- по объему реферат не должен превышать 20 страниц;
- каждая новая глава работы обязательно должна начинаться с чистого листа.

Структура реферата

Каждый реферат имеет четко определенную структуру:

- титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями учебного заведения;
- содержание, где прописываются все главы и номера страниц, на которых они расположены;
- введение – это часть работы, где автор указывает цели, задачи, актуальность выбранной темы;
- основная часть, в которой излагается материал по теме;
- в  заключительной части работы прописываются выводы, сравнения, высказывается точка зрения на рассматриваемую проблему;
- в самом конце прописывается список литературы и источников, которые были изучены при написании реферата;
- приложения, если таковые имеются.
Что может содержать приложение?
Будет весьма интересно узнать, что может содержать приложение. Итак, это могут быть:

- иллюстрации, предназначенные для легкого восприятия темы и носящие вспомогательный характер;
- таблицы, где прописаны цифровые данные;
- прочие материалы, которые дополняют работу, но в силу различных причин автор не смог их внести в основную часть реферата.

Стоит заметить, что наличие приложения – это дополнительный плюс к работе, но если их использование нецелесообразно, то они не к чему. 

Как только реферат будет написан, автор должен прочитать его полностью пару раз. Это необходимо для того, чтобы определить и обнаружить имеющиеся ошибки и недочеты, которые еще можно исправить. К тому же полное прочтение работы поможет запомнить материал и при защите реферата, автор сможет легко и просто ответить на все вопросы преподавателя.

Все перечисленные выше требования к написанию реферата не так уж и сложны, как может показаться на первый взгляд. Просто нужно их внимательно изучить и выполнить во время составления работы. 

2. Практическая часть

Студентам предлагается выбрать тему реферата, обосновать выбор темы,  определить цели и задачи работы, представить план раскрытия темы реферата. (Работа в малых группах).



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

Тема: «Правила оформления презентации»

Цель урока: Научить студентов правилам оформления презентации.

Задачи:

  • Ознакомить студентов с основными правилами оформления презентации.
  • Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки информации.
  • Применять теоретические знания на практике.

Материалы и оборудование: компьютеры, проектор, доска, презентация

ХОД УРОКА

1.  Теоретическая часть

Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.

Надо понимать, что презентация – это не отчёт о проделанной работе, к которой мы давно привыкли и которые научились составлять. Независимо от носителей, на которых она выполнена, презентация включает в себя и некоторые элементы отчетности (статистические данные), и элементы анализа, экспертной оценки, а также – прогнозирования, перспективного планирования и многое другое, что зависит от конкретных целей и задач. Что такое компьютерная презентация?

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

  • динамический синтез текста, изображения, звука;
  • яркие и доходчивые образы;
  • самые современные программные технологии интерфейса;
  • интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
  • мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;
  • способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;
  • невысокая стоимость.

Общие требования:

  1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
  2. Количество слайдов должно быть не более 20;
  3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
  4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
  5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

  • 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);
  • 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);
  • 3 слайд – Цели и задачи работы;
  • 4 слайд – Методы, применяемые в работе;
  • 5…n слайд – Основная часть;
  • n+1 слайд – Заключение (выводы);
  • n+2 слайд – Список основных использованных источников;
  • n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).

Правила шрифтового оформления:

  1. Рекомендуется использовать шрифты с засечками (GeorgiaPalatinoTimes New Roman);
  2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
  3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
  4. Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
  5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

  1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
  2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
  3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
  4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

  1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
  2. Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
  3. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
  4. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

Анимация:

  1. Анимация используется только в случае необходимости.

Преимущества презентаций

  1. Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.
  2. Конспект. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.
  3. Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.
  4. Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.
  5. Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование - и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций

В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие.

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

  • Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.
  • Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
  • Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
  • Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключениеобобщения, выводы;
  • Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;
  • Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);
  • Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
  • Отсутствие связи фона презентации с содержанием.

Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:

  • Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;
  • Отсутствие единства стиля страниц:
  • одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
  • одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
  • заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
  • одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.
  • Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;
  • Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
  • Отсутствие полей на слайдах;
  • Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
  • Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;
  • Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;
  • Низкая контрастность фон / текст;
  • Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состоянях);
  • Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
  • Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
  • Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.

2. Практическая часть

Студентам предлагается подготовить презентацию по теме реферата\проекта по всем правилам создания и оформления презентации.



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

Тема: Оформление списка использованной литературы.

Цель урока: Научить студентов правилам оформления библиографического списка различных источников.

Задачи:

  • Ознакомить студентов с основными правилами оформления библиографического списка литературы.
  • Формировать навыки самостоятельной работы.
  • Применять теоретические знания на практике.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация.

ХОД УРОКА

1.  Теоретическая часть

Уважаемый, студент! Итак, вы выбрали себе тему реферата или проекта, поставили себе цель и определили задачи для достижения этой цели, доказали, что ваша работа актуальна и имеет большое значение.

Теперь вы должны подобрать материал для работы (книги, интернет-источники) и правильно его оформить, а именно список использованных источников.  Оформление использованной литературы должно выполняться по стандарту (ГОСТу), это требование выдвигается при работе над любым проектом (курсовая работа, дипломная работа).

Задание №1. Ознакомьтесь с правилами составления списка литературы и правилами оформления описания книги, интернет-источника, газетной статьи.

  1 правило. Список использованных источников оформляется по следующему правилу:

I. Основная литература (по алфавиту, по году издания: более новые издания впереди)

II. Дополнительная литератур (по алфавите)

III. Интернет-источники.

  2 правило. Список основной литературы оформляется по следующему правилу:

I. Нормативно-правовые акты (законодательные акты, Конституция, кодексы, законы и т.д.)

II. Материалы практики

III. Литература и периодические издания

IV. Литература на иностранных языках

V. Интернет-источники.

3 правило. Оформление описания книги

Основными элементами описания книги являются:

ФИО автора/авторов

Название книги

Место издания

Издательство

Год издания

Количество страниц

Пример 1. Обратите внимание на все точки и тире, выделенные красным шрифтом!

Оформление описания книги одного автора

Свиридова, М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие/ М.Ю. Свиридова. – М.: Академия, 2015. – 320 с.

Оформление описания книги двух и более авторов

Волков, М.В. Современная экономика: учебник/ М.В. Волков, А.В. Сидоров. – СПб.; Питер, 2016. – 155 с.

Оформление описания книги без авторов

Фармацевтическая химия/ под. ред. И.Н. Саенко. – М.: Риор, 2014. – 323 с. 

Оформление описания газетной статьи

Боков, В.К. Причина кризиса экономической модели США/ В.К. Боков// Экономический вестник. – 2014. - №4. – с. 32-35

Оформление описания интернет – источника

Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], - http://www.architechos.ru/restowrat.htm . - статья в интернете

Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс]/Всероссийский банк учебных материалов; ред. Марфунин Р.М. – Режим доступа: http: //referatwork.ru, свободный

2. Практическая часть

Задание №2. Составьте список использованной литературы (по теме вашего реферата\проекта) по всем правилам составления списка литературы и правилами оформления описания  книги, интернет-источника, газетной статьи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок для начальной школы.

Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....

Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"

Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...

Библиотечный урок "Словари"

Презентация, рассказывающая о различных словарях...

Библиотечный урок "Суй свой нос в любой вопрос"

Презентация о пользе книги, как источника информации...

Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"

Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...

"Библиотечный каталог" библиотечный урок

Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...