Методические рекомендации по подготовке к конкурсам профессионального мастерства
методическая разработка

Методический материал для использования педагогам при подготовке к профессиональным конкурсам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx61.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по подготовке к конкурсам профессионального мастерства

Содержание

Одним из основных мероприятий реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы является «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей», которое направлено на повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессионального развитию.

Решение задачи повышения мотивации непрерывного профессионального развития, стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками будет обеспечиваться посредством развития всероссийских педагогических мероприятий. В этой связи возрастает значимость проведения профессиональных конкурсов педагогов на муниципальном уровне, которые позволяют выявить наиболее талантливых педагогов, обладающих выдающимися профессиональными и творческими способностями, внедряющих инновационные технологии в образовании.

Введение

Конкурс – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли. Путь педагога к победе в конкурсе – это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ в победе не дают. Главное в педагогических состязаниях – педагог должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих воспитанников, способных думать, рассуждать, увлекаться.

Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:

  • систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
  • уточнить и конкретизировать педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);
  • отобрать практические материалы, наиболее полно раскрывающие систему работы;
  • изложить материал доступно, кратко и, вместе с тем, полно;
  • подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.

Следует отметить, что подготовка материалов для каждого конкурсанта является настоящей школой повышения квалификации, поскольку педагог в этот период наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Для многих педагогов эта работа становится отправной точкой в дальнейшей научной работе.

Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности, технологичности – все это становится предпосылкой для успешного, в плане профессионального роста, прохождения конкурсных мероприятий, а также для будущей карьеры. Конкурс ставит участника в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, формулирование концептуальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.); формирует потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовершенствования. В данной разработке я предлагаю рассмотреть наиболее значимые этапы профессиональных конкурсов.

Методические рекомендации по подготовке к конкурсам профессионального мастерства 

  1. Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?

Самопрезентация – акт самовыражения и поведения,

направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление

или впечатление соответствующее чьим-либо идеалам

(Майерс)

Педагогическая профессия – это публичная профессия и в этом смысле она сродни актерской. Облик педагога, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания окружающих. Важно помнить, что эффект первого впечатления фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений. Поэтому педагогу крайне важно умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть “подать себя” в выгодном свете.

В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых - мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя.

1.1. Определение самопрезентации.

Самопрезентация – это умение воздействовать на процесс формирования своего образа у партнера, т.е. подать себя в выгодном свете.

Любая самопрезентация осуществляется для решения 3-х задач:

  • проинформировать
  • развлечь
  • убедить

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует, как вы уже догадались, и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».

Но, прежде чем подразделять понятие «самопрезентации» на виды, необходимо определиться с самим этим понятием. Так вот, «самопрезентация», не трудно догадаться, происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя»

«Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города.

  1. Виды «самопрезентации»:
  • «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет определённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Главное «анти достоинство» «природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».

Для того, чтобы добиться успеха, необходимы навыки наработанной или искусственной презентации. 

  • «Искусственная презентация» – это умение целенаправленно притягивать и удерживать внимание аудитории. Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса, так сказать, «потенциальной аудиторией». (Под «потенциальной аудиторией» в дальнейшем будем понимать тех людей, на которых мы направляем «самопрезентацию»)
  1. Современные методы самопрезентации педагога:
  • защита проекта
  • составление резюме
  • представление портфолио
  • мастер- класс
  • публичная презентация опыта
  • открытый урок
  • аналитический отчёт и т.д.

В умении правильно себя презентовать традиционно выделяют несколько компонентов: 

Внешность

  • Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.
  • Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеваться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.
  • Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.
  • В одежде наиболее информативно: цена (восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность, силуэт (чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих, таковому силуэту соответствует одежда делового стиля); цвет (в российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» - цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков и растений).

Специфика речи

  • Готовясь к выступлению, продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов-паразитов и сленга, от профессиональных терминов
  • Важен интонационный настрой речи. Он должен быть живым, бодрым, настойчивым.
  • Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.
  • Но иногда без НЕ все же не обойтись. Положительный образ создается тогда, когда людям комфортно с вами общаться. Постарайтесь ввести в свою речь «Я высказывания». Вместо «Вы меня неправильно поняли» лучше сказать «Я, наверное, не совсем точно объяснила вам суть дела». Первое высказывание может восприниматься собеседником как выпад в его сторону, в ответ на который вы увидите отрицательную реакцию. В результате можно потерять возможность разъяснить нужный аспект дела, ведь никто не любит признавать свои ошибки. Употребив «Я-высказывание», вы получите внимательного и расположенного к вам слушателя.

Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.

Невербальная коммуникация

  • Важнейшим аспектом самопрезентации является неречевая коммуникация, то есть то, что мы говорим без слов, используя мимику, жесты, позы.
  • Самым главным здесь является избегание закрытых поз, то есть скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает ваши слова, но и влияет на его восприятие
  • Если вы видите, что ваш собеседник закрылся, к примеру, скрестил руки на груди, необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный как «ведение» собеседника. Метод ведения заключается в том, что сначала вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия еще раз.
  • Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, которые могут только усилиться при публичном выступлении: не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги; не теребите беспрерывно ручку, платок, очки; не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой; не ерзайте на стуле; не чешитесь во время выступления, не теребите волосы, не трите лоб; не зевайте, особенно во весь рот; не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу

Деловой этикет

  • Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявятся в следующем:
  • обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя;
  • четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также его четкое соблюдение;
  • специальное отведенное время для ответов на вопросы;
  • умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора;
  • комплименты аудитории – часть этикетной культуры. например, в начале выступления можно сказать: «я рада, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», или «выступать перед вами – большая честь для меня».
  • Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.

  1. Условия хорошей самопрезентации:

Одно из основных современных профессиональных требований к педагогу является умение выступать на конференциях, заседаниях, деловых встречах, педагогических советах и т.д., поэтому очень важно уметь правильно себя презентовать. По статистике для большинства людей страх публичного выступления стоит на 2 месте после страха смерти. Оказывается публика на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% то – что мы говорим.

  • Провал в подготовке – подготовка к провалу. Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньше, чем вы уделяете содержанию) форме вашего выступления – деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.
  • Ошибок нет – есть практика. Только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного говорения.
  1. Этапы самопрезентации

Подготовка к выступлению:

Подготовка к выступлению одна из основных и неотъемлемых частей слагающих успеха при выступлении. Порой именно от подготовки может зависеть все выступление. При подготовке необходимо:

  • «Пропустить» материал через себя.
  • Не превращать речь в сухое изложение фактов, приводить конкретные примеры
  • Собирать больше информации, чем вы сможете использовать (резервные знания).
  • Необходимо придумать план речи и основные тезисы особенно выстроить ее начало и конец.
  • Записать свое выступление (при выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявлений должны начинаться с: "я", "вы", "мы", "нам". "Он", "она", "они" и "их" — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились. При написании используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. Активная форма глаголов является более мощной и решительной по сравнению с пассивной).
  • Использовать ассоциации, не читать по бумажке.
  • Отрепетировать готовую речь.
  • Попытаться запомнить вашу речь не в один присест, а в течение нескольких дней.

Во время выступления:

  • Настройтесь на аудиторию, выясните, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю.
  • Прежде чем начать выступление, привлеките к себе внимание.
  • Начинайте говорить только тогда, когда установиться тишина.
  • Кратко и четко обратитесь ко всей аудитории, а потом сделайте паузу.
  • Наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения.
  • Следите за тем, когда ваши слова найдут у аудитории поддержку и сразу же развивайте тему и старайтесь шире ее раскрыть.
  • Только когда вы полностью добились расположения слушателей переходите, на главную тему выступления
  • Не теряйте самообладания от провокационных реплик.
  • Не вступайте в дискуссию во время выступления, иначе вас «уведут в сторону», и выступление будет «провалено». Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления.
  • Если в выступление есть места неприятные аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них. И, обязательно, снизить остроту несколькими комплиментами.
  • Не делать неоправданных выводов и обобщений.
  • Не показывать виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь.
  • Закончив выступление сделать комплимент аудитории и поблагодарить за внимание.

Начало выступления - наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории. Не стоит начинать выступление с анекдота или извинений

Лучше всего начинать выступление с:

  • С истории потрясающего факта.
  • С вопроса слушателям (Знаете ли вы, что?).
  • С замечания касающегося непосредственно аудитории.
  • С цитаты известного человека.
  • С показа какого-либо предмета.

Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:

  • Резюмировать основные положения выступления.
  • Призвать к действию, если это уместно.
  • Сделать подходящий комплимент.
  • Вызвать смех.
  • Использовать подходящую цитату.
  • Создать кульминацию.
  • Постараться закончить выступления, прежде чем этого захочет публика.

  1. Методические рекомендации по подготовке самопрезентации к конкурсам профессионального мастерства

2.1. Цель конкурсной самопрезентации

Основная цель конкурсной самопрезентации - изложение (показ) педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми. При выполнении этого задания, целесообразно ознакомить жюри с тем, кем является конкурсант –

  • его базовое образование,
  • должность;
  • опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания образования:
  • какова степень новизны данного опыта: что нового привнесено конкурсантом в методы преподавания и формы воспитательной работы с детьми;
  • какова результативность его профессиональной деятельности;
  • за счет чего удается получать высокие результаты;
  • условия достижения результатов (например, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно просто перечислить их; важно показать их эффективность, подтвердив это 1 - 2 примерами из личной практики);
  • жизненные приоритеты;
  • отношение к детям, коллегам, профессии;
  • перспективы профессиональной деятельности.

Подчеркну, что сделать это желательно коротко и выразительно, не углубляясь в детали семейно-бытовых отношений, проиллюстрировать информационный блок данного конкурсного задания, подумать над его оформлением.

Это может быть:

  • театрализованное представление, с помощью которого можно проявить разнообразие своих талантов;
  • выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами;
  • поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей, компьютерной презентации и пр.

Умелое использование наглядных средств придает выступлению выразительность, яркость, дает более полное представление о конкурсанте как и профессионале.

  1. Методические рекомендации по подготовке самопрезентации
  • Подготовьте текст самопрезентации. Если из сценического выступления убрать все театральные эффекты, а содержание речи записать на бумаге, то получится эссе-рассуждение, в ходе которого автор выражает личную позицию по какой-либо проблеме, теме. Найдите тему, интересную не только вам, но и коллегам. Самопрезентация – это история вашего успеха. Успех учителя заключается :в признании со стороны учеников; в успехах ваших учеников; когда получается то, что раньше не получалось.
  • Особое внимание следует обратить на использование вами современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе, их влияние на результат деятельности.
  • В самопрезентации необходимо отразить:
  • позитивную динамику уровня учебных достижений обучающихся;
  • позитивные результаты конкурсной деятельности обучающихся;
  • удовлетворенность обучающихся и их родителей организацией образовательного процесса в объединении.
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне;
  • участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.
  • Перед тем, как написать текст выступления, попробуйте представить своего потенциального зрителя, слушателя. Если через ваш рассказ зритель увидит себя, он станет больше вам симпатизировать и сопереживать.
  • Выступление – это общение! Вы зрителю о чем-либо говорите, а взамен можете видеть то, как они вас слушают, их мимику, взгляды. Старайтесь наладить психологический контакт с каждым зрителем. Педагог и на сцене остается педагогом.
  • Видеоряд – это сочетание фотографий и видеофрагментов, которые «проиллюстрируют» ваш рассказ. Видеоряд обязательно должен соответствовать тексту. Если увиденное не гармонирует с услышанным, то у зрителя может возникнуть неприятие выступления!
  • Не нужно загружать текстом слайды вашего выступления. В этом случае нагрузка на зрителя будет двойной – ему и вас надо слушать и читать тексты на экране.
  • Рекомендуется показать работу детского объединения (в т.ч. фрагмент занятия до 5 минут, успехи и достижения обучающихся, индивидуальность, разнообразие мира увлечений участника Конкурса).
  • Выступая, вы можете (необязательно) использовать музыкальное сопровождение. Музыкальный фон целесообразнее подбирать после того, как составлен текс и подготовлен видеоряд. Музыка должна соответствовать не только тому, что вы скажете, но и тому, что зрители увидят.
  • Распространенное явление – боязнь сцены. Для ее преодоления заранее узнайте, где будет проходить выступление; если будет возможность, то походите по ней, попрыгайте, поделайте какие-либо нелепые движения.
  • Пауза нужна как зрителям – для переключения внимания, так и вам, чтобы настроиться на выступление. Не показывайте своего волнения! Обычно волнение уходит в тот момент, когда вы начинаете говорить.

  1. Рефлексия:

Упражнение «Публичное выступление»

Цель – развитие у педагогов навыков самопрезентации; формирование опыта сознательного выбора своих действий в ситуации социального взаимодействия; развитие способности к адекватному выбору эффективного поведения в зависимости от задач коммуникации.

Инструкция – подготовить публичное выступление на любую тему, можно самопрезентацию; временные рамки выступления не более 2-3 минут (время жестко регламентировано).

В выступлении должны быть отражены три содержательные части:

  • завоевание доверия слушателей (похвала, радость встречи, единство взглядов);
  • ключевые положения и аргументы в сою пользу (указание на достоинство);
  • постановка, какой бы то ни было задачи перед аудиторией, побуждение ее к действию…

Каждое выступление поочередно выслушивается. Ведущий – задает вопросы и подводит итог: как группа справилась с заданием – было легко или трудно? Какое было самочувствие при выполнении заданий? Как чувствовали себя Игроки при выступлении

4. Защита дополнительной образовательной программы

  1. Дополнительная образовательная программа

Программу следует понимать, как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.

Дополнительная образовательная программа должна быть оформлена в соответствии с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей и направлена на:

  • создание условий для творческого развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
  • профилактику асоциального поведения несовершеннолетних.

Участникам Конкурса следует показать в программе:

  • преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы;
  • возрастные особенности обучающихся;
  • практическую значимость, технологичность программы (доступность для использования ее в педагогической практике)

  1. Представдение (защита) программы

Представление (защита) - это краткая аннотация к программе с использованием наглядных средств

Представление программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла.

Желательно избежать одной из основных ошибок участников подобных конкурсов - представления программы в форме чтения самой программы. Лучше о программе рассказывать, приводя отдельные выдержки из нее.

Представление образовательной программы - очень интересная и серьезная часть конкурса. Здесь не допустимы театрализация, инсценировки, поэтические тексты, так как конкурсанту необходимо представить основной документ, по которому он работает; показать себя как педагога-разработчика и проектировщика программы; рассказать о применяемых им педагогических технологиях; рассмотреть различные образовательные концепции, объяснить свою.

Представление образовательной программы необходимо рассматривать с точки зрения ее уникальности, используя аргументы для убеждения в этом жюри. При подготовке к этому заданию необходимо чётко сформулировать:

  • ведущую идею программы;
  • аргументированное объяснение содержания программы;
  • обеспечение наглядностью выступления по защите программы.

Планируя свое выступление-защиту постарайтесь построить его, отвечая на следующие вопросы:

  • Что не устраивает вас в современном образовании вообще и в преподавании вашего предмета в частности?
  • Выделите причину, побудившую создать программу, объясните направленность своих действий, актуальность программы. Какие затруднения в вашей профессиональной деятельности беспокоят вас и побуждают разрабатывать авторскую программу?
  • Чем не устраивают вас имеющиеся программы по предмету?
  • На разрешение какой проблемной ситуации направлена ваша программа?
  • Что вы предложили как автор образовательной программы? В чем состоит ваш авторский замысел?
  • Какая идея положена в основу разработки программы?
  • Как соотносится ваша идея со стратегией развития вашего учреждения?
  • Что конкретно вы хотите изменить? Как будет осуществляться учебная деятельность детей: в какой последовательности, каково ее содержание и направленность?
  • Каковы принципы отбора содержания и его структурирования? Чем аргументируется логика развития содержания курса?
  • Как учитываете индивидуальные особенности детей? Как повышаете мотивацию образовательной деятельности?
  • Предусматривает ли программа возможность интеграции с другими программами?
  • Какого результата хотите достичь? Что развивается в обучающихся и в чем это выражается? Какие умения и навыки формируются?
  • Предполагаются ли различные уровни развития способностей и овладения содержанием учебного предмета или видами деятельности?
  • Как вы определяете эффективность своей программы? По каким параметрам и критериям будет оцениваться развитие детей, формирование у них определенных умений, способностей? Какова система оценок, формы, порядок и периодичность контроля?
  • В чем конкретно состоит оригинальность вашей образовательной программы? Следует сравнить свой подход с другими уже существующими, программами, выделить особенности и новизну, то есть то, что отличает ваш труд от других.
  • Чем обосновывается новизна вашей разработки?
  • На каких теоретических положениях основывается ваша разработка?
  • Каковы отличительные черты вашей организации образовательного процесса?
  • Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации образовательного процесса помогут достичь поставленной цели?
  • Что нового вы привнесли в деятельность детей? Зачем? Как организуется взаимодействие детей?
  • Как управляете образовательным процессом? Что нового привнесли в обеспечение связи обучения с жизнью?
  • Какие условия необходимы для реализации программы и достижения прогнозируемого результата?
  • На какой возраст обучающихся рассчитана программа?
  • Какая предварительная подготовка учащихся необходима?
  • Какой педагог может работать по этой программе?
  • Какая нужна материальная и техническая база? Какие требуются учебные пособия? Какие особые условия необходимы для работы? Какие трудности возможны?
  • Требует ли работа применения специальных учебников, пособий, методик?

  1. Алгоритм построения выступления:

Защиту Программы необходимо рассматривать с позиции её педагогической значимости и авторского замысла.

  • Название программы.  Срок её реализации (на сколько лет рассчитана). дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки); обосновать подбор содержания и последовательность изложения материала (если за основу взята готовая программа -указать автора, название)
  • Актуальность программы. Дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальности и новизны для решения социально-педагогических проблем (то, чем отличается Ваша программа от других. Чем обосновывается новизна вашей программы). Для этого надо кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. Отвечает ли запросам детей. Связь обучения с жизнью.
  • Преемственность, интеграция с другими программами дополнительного образования данного направления или с образовательными программами (ИЗО, физ. культуры, технологии).
  • Цель и задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные). Раскрыть цель и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и отражающие ожидаемые результаты обучающихся за период действия программы;
  • Содержание программы. Указать из каких разделов состоит программа. Остановиться на формах организации занятий. Какие нетрадиционные формы, методы, приемы помогают Вам достичь поставленной цели. Как учитываете индивидуальные  особенности детей. Какими приемами повышаете мотивацию образовательной деятельности.
  • Результативность программы. раскрыть способы определения образовательных результатов по данной программе: что к концу обучения учащиеся должны знать, уметь . Предполагаются ли различные уровни развития способностей и овладения содержанием учебного предмета. Как Вы определяете эффективность своей программы? По каким параметрам и критериям будет оцениваться развитие детей, формирование у них определенных умений? Какова система оценивания, формы, порядок и периодичность контроля (схемы, графики, диаграммы).

При представлении программы можно использовать плакаты, слайды, компьютерные презентации и другие наглядные средства. Но их необходимо тщательно продумать по содержанию и оформлению. Неграмотно и небрежно выполненные наглядные материалы - это и дополнительные вопросы, и дополнительные замечания.

  1. Рекомендации по подготовке к представлению (защите) программы деятельности, программы мероприятия (для педагогов – организаторов)

Программа деятельности представляется педагогами-организаторами, методистами.

В программах этого типа конкурсант выделяет и формулирует ведущие идеи, раскрывает пути их реализации, аргументирует преобразования в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария, обосновывает использование предлагаемых педагогических технологий, дает их описание, раскрывает показатели результативности.

Программа деятельности:

  • раскрывает многогранность работы конкурсанта по ее реализации;
  • отражает направления деятельности и новизну;
  • описывает нормативные, методические, организационные и другие условия, обеспечивающие успех ее выполнения.

Представляя программу, следует обозначить стратегию и тактику деятельности, ее адресность, указать цель и задачи, основные направления, технологии и формы методического сопровождения, результаты и виды используемой методической продукции.

Программа деятельности должна раскрывать суть многоуровневой работы педагога-организатора или методиста в том структурном подразделении, где они работают, и в учреждении в целом, по организации методического, социального или культурно-массового сопровождения образовательного процесса.

При представлении методического материала необходимо обозначить его вид (методические рекомендации, методическая разработка, методическое пособие и т.п.), обосновать актуальность, охарактеризовать структуру и содержание, назвать основные источники (в том числе - библиографические) подготовки данного методического продукта; указать, кому адресован этот материал.

5. Открытое занятие: «Введение в образовательную программу»

Проведение открытого занятия участниками Конкурса с присутствующими детьми (другого объединения) продолжительностью 45 минут. Для присутствующих детей младшего школьного возраста - 35 минут. Для комментариев конкурсанта к своему занятию и ответов на вопросы жюри выделяется 5 минут.

При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что:

  • Конкурсант проводит занятие с группой детей, не знакомой ему и не обучавшейся по подобным программам. Педагогу следует показать детям специфику и перспективу занятий по предложенной программе.
  • Продолжительность занятия с обучающимися – 45 минут, для обучающихся младшего школьного возраста – 35 минут.
  • Тема открытого занятия: «Введение в образовательную программу». Открытое занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух заданий.
  • Конкурсанту предоставляется возможность прокомментировать свое занятие членам жюри (до 5 минут).

Открытое занятие (мероприятие, КТД) - центральная часть конкурсных испытаний для педагогов, требующая большого напряжения. Оно должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику. То есть важно так построить открытое занятие, чтобы убедительно и увлекательно продемонстрировать умение решать на практике заявленные в программе задачи, продемонстрировать четкость структуры и логическое соответствие содержания занятия идеям, высказанным на первых двух этапах конкурса.

Тема открытого занятия, проводимого педагогом на конкурсе, "Введение в программу".

Данное занятие - не просто иллюстрация опыта, а ваша первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и "зажечь" той образовательной или иной деятельностью, которая изложена в программе.

Главное здесь - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия, рекомендуется спланировать подачу материала так, чтобы проводимое открытое занятие было, с одной стороны, завершенным, а с другой - показывало детям перспективы изучения представленной тематики.

Подготовка к проведению открытого занятия.

  • Шаг первый - определить цель - заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь).
  • Второй шаг - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ детей.
  • Третий шаг - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированного подхода к обучающимся (участникам); сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе. В зависимости от содержания материала планируется и деятельность обучающихся (участников). При одних методах их активность на занятии (мероприятии, в КТД) ограничивается пониманием и запоминанием материала, при других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения самостоятельно добывать их, работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил.
  • Шаг четвертый - управление деятельностью обучающихся (участников) со стороны педагога. Он обучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения. Успех занятия (мероприятия, КТД) во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет занятие (мероприятие, КТД), умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.
  • Шаг пятый - педагог на занятии (мероприятии, в КТД) работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.
  • Шестой шаг - организационный - оснащение занятия (мероприятия, КТД) разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия (мероприятия, КТД) и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов.

Результат занятия (мероприятия, КТД) должен соответствовать поставленной цели. Следует выбрать эффективную форму его проведения - исходя из узловых вопросов содержания (этап - микроэлемент - учебно-воспитательный момент). Ведь на каждом занятии (мероприятии, в КТД) разное содержание, а значит, и различные методы. Однако не надо забывать, что ни один из методов не обходится без живого слова педагога.

Таким образом, для того, чтобы открытое занятие (мероприятие, КТД) было ярким, интересным, развивающим детей, его нужно тщательно подготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели. Конкурсное открытое занятие (мероприятие, КТД) не должно быть обычным, рабочим. Педагог интересен ребенку тогда, когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому его задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед открытым занятием (проведением мероприятия и КТД), сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.

Заключение

Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которого педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определённый педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.  

Конкурс предоставляет участникам широкие возможности для обмена опыта, а достижения его победителей становятся лучшими ориентирами модернизации системы дополнительного образования не только в рамках муниципального образования, но и региона. Но любой конкурс – это все-таки игра. Несомненно, сложная, профессиональная, но игра, в которой, конечно, побеждают не все. Поэтому стоит воспринимать конкурс как захватывающую игру. Игру не соперников, а коллег и соратников, ведь каждый из вас уже победитель.

Вы гордость педагогических коллективов, которые представляете. Но главное – вами гордятся ваши юные воспитанники. Гордятся тем, что их наставники принимают участие в таком важном и интересном конкурсе, а какое количество баллов вы набрали, для них не важно. Вы – лучшие! Искренне желаю вам новых профессиональных и творческих достижений, благодарности родителей, успешных, не забывающих вас учеников.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Вершина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. – 2012. – № 2.
  2. Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: учебно-метод. пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 144 с.
  3. Малыхина Л.Б. Конкурс? Конкурс… Конкурс!: Методические рекомендации участникам профессионального конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» /автор-составитель Л.Б. Малыхина, под редакцией Н.Н. Жуковицкой, Л.Б. Малыхиной. – СПб: ЛОИРО, 2013. – 471с.
  4. Пахомова Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  5. Ривкин, Е.Ю. Участие в конкурсах профессионального мастерства учителей / Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №5. – С. 111–116.
  6. Чернухин О.А. Сценическая самопрезентация педагога: советы конкурсантам // Народное образование. – 2011. – №8. – С. 181–184.
  7. Чикурова М.В. Методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства на муниципальном уровне // Методист. – 2012. – №7. – С. 36–41.

Приложения

Материалы для педагогов (раздаточный материал)

1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Основная ЦЕЛЬ самопрезентации - изложение (показ) педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми

1.1. В самопрезентации необходимо отразить

  • базовое образование,
  • должность;
  • опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания образования:
  • какова степень новизны данного опыта: что нового привнесено конкурсантом в методы преподавания и формы воспитательной работы с детьми;
  • какова результативность профессиональной деятельности, за счет чего удается получать высокие результаты;
  • условия достижения результатов (например, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно просто перечислить их; важно показать их эффективность, подтвердив это 1 - 2 примерами из личной практики);
  • жизненные приоритеты;
  • отношение к детям, коллегам, профессии;
  • перспективы профессиональной деятельности.

1.2. Оформление самопрезентации

  • театрализованное представление, с помощью которого можно проявить разнообразие своих талантов;
  • презентация с использованием ИКТ;
  • видеоматериалы;
  • выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами;
  • поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей, компьютерной презентации и пр.

1.3.Методические рекомендации по подготовке самопрезентации

  • Подготовьте текст самопрезентации.
  • В самопрезентации необходимо отразить: позитивную динамику уровня учебных достижений обучающихся; позитивные результаты конкурсной деятельности обучающихся; удовлетворенность обучающихся и их родителей
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне. Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах
  • Выступая, стройте самые простые фразы и односложные предложения
  • Видеоряд обязательно должен соответствовать тексту
  • Не нужно загружать текстом слайды вашего выступления

2. ЗАЩИТА ПРОГРАММЫ

Представление (защита) - это краткая аннотация к программе с использованием наглядных средств 

2.1. Алгоритм построения выступления: 

  • Название программы (Срок её реализации , адресность (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки), обосновать подбор содержания и последовательность изложения материала );
  • Актуальность программы (чем отличается Ваша программа от других, в чем новизна вашей программы);
  • Цель и задачи программы  (образовательные, развивающие, воспитательные);
  • Содержание программы (ведущая идея программы, аргументированное объяснение содержания программы, формы организации занятий, какие формы, методы, приемы помогают Вам достичь поставленной цели);
  • Результативность программы

3. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Открытое занятие должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику педагога.

Главное здесь - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение 

3.1. Примерная структура конспекта занятия

Педагог фамилия, имя, отчество педагога 

Наименование творческого объединения точное и полное название творческого объединения

Состав учебной группы 

количество детей, присутствующих на занятии

количество мальчиков и девочек

возрастные характеристики присутствующих

Тема занятия тема занятия

Цель занятия цель занятия 

Задачи занятия задачи, которые необходимо решить в ходе занятия для достижения поставленной цели

3.2. План – конспект занятия 

  1. Вводная, организационная часть (время):
  • Приветствие
  • Постановка цели занятия
  1. Основная часть (время):
  • Введение нового образовательного материала
  • Обобщение, систематизация и закрепление материала
  1. Заключительная часть (время):
  • Подведение итогов занятия

3.3. Оформление методической разработки занятия 

  1. Титульный лист
  2. Аннотация
  3. Содержание
  4. План-конспект занятия
  5. Материально-техническое оснащение занятия 

аудитория

мебель для размещения детей и педагога (количество)

учебное оборудование

технические средства обучения

наглядный и раздаточный материал

канцелярские принадлежности 

  1. Список литературы, использованной педагогом для подготовки занятия

(методическая, научная, научно-популярная, художественная)

  1. Список литературы, рекомендованной обучающимся (научная, научно-популярная, художественная)
  2. Приложения ( диагностический материал, дополнительный материал, фотографии, видеоряд, видео и аудио - материалы на цифровых носителях и т.д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль конкурсов профессионального мастерства в технологической подготовке школьников

На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни....

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Выступление на методическом объединении в рамках конкурса профессионального мастерства

«Методическое объединение» (регламент до 10 минут). Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, в котором отражаются инновационные подходы к образованию, сущ...

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства...

Методические рекомендации для педагогов по подготовке к конкурсу профессионального мастерства

В методических рекомендациях раскрываются особенности проведения профессионального конкурса педагогов, критерии оценивания конкурсных испытаний, а также типичные ошибки, допускаемые конкурсантами при ...

Методические рекомендации для педагогов при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства

Зачем педагогу принямать участие в конкурсах профессионального мастерства?Профессиональные состяязания для учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, психологов, имеют ...