Рабочая программа "Компьютер друг и помощник"
рабочая программа (6 класс)

Семенова Екатерина Алексеевна

Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать полученную информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использованиякомпьютеров.

Программа «Компьютер – друг и помощник» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться компьютерными технологиями и информатикой в целом  и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kompyuter-_drug_i_pomoshchnik.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

              Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений и столь необходимой нам сегодня экологической культурой важной частью общего образования человека становится информационная культура.

Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать полученную информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использованиякомпьютеров.

Программа «Компьютер – друг и помощник» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться компьютерными технологиями и информатикой в целом  и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Программа представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовый редакторы,  различных видов). Теоретические знания для учащихся даются на занятиях в виде беседы с демонстрацией примеров на компьютере или с помощью показа презентации на экране.

Программа «Компьютер – друг и помощник» рассчитана на 2 года обученияи составлена с учётом ФГОС для детей с ОВЗ и предполагает использование компьютеров.Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 40 минут (для 1 – 2 классов: 25 минут - повторение пройденного материала, объяснение нового и 15 минут - работа за компьютером, для 3 – 4 классов: 20 минут – повторение пройденного материала,  объяснение нового и 20 минут – работа за компьютером,  для 5 – 12 классов: 15 минут – повторение пройденного материала, объяснение нового и 25 минут – работа за компьютером,  что соответствует санитарным нормам для учащихся данных возрастов).

Программа «Компьютер – друг и помощник» представлена для учащихся с 1 по 12 классы и разделена на 3 блока: младший, средний и старший блоки.

Младший блок: 1-4 классы;

Средний блок: 5-8 классы;

Старший блок: 9-12 классы.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

 Основными целями программы «Компьютер -  друг и помощник» являются:

  •  подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся;
  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;
  • овладение умениемиспользовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основными задачами  являются:

обучающие:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика», «Компьютерные технологии»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование обще учебных умений и навыков

  • приобретении знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретические знания на практике

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

развивающие:

  • развитие памяти, внимания, наблюдательности

  • развитие абстрактного и логического мышления

  • развитие творческого и рационального подхода к решению задач;

воспитательные:

  • воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • воспитание умения работать в мини группе, культуры общения, ведения диалога

  • воспитание бережного отношения к школьному имуществу

  • воспитание навыков здорового образа жизни.

Формы занятий

 При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения учителя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочихместах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или несколькихзанятий.

Проверка результатов освоения программы проводится в форме:

  • текущего рефлексивного самоанализа; самоконтроля и самооценки обучающихся выполняемых заданий;
  • взаимооценки обучающихся работ друг друга;

                       Содержание программы

                                   1-4 классы

                       2017-2018 учебный год

                                                      Введение

     Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.

Основы компьютерной грамотности

     Начало работы (описание, включение и работа на компьютере). Ваш помощник и личный секретарь (решаемые задачи и необходимые программы).

Работа в операционной системе MICROSOFT WINDOWS (28 ч)

 Работа с мышью. Работа с клавиатурой. Рабочий стол (общее описание, панель задач, кнопка «Пуск», корзина). Работа с окнами (основные сведения, верхняя строка, строка, содержащая меню работы, строки с панелями инструментов, основная информационная область окна, нижняя строка состояния). Работа с файлами (основные сведения, действия над файлами и папками, создание, удаление, копирование и перемещение файлов и папок, выделение объектов).  Некоторые стандартные процедуры (программа «проводник», поиск файлов и папок, запуск файлов на обработку).

2018-2019 учебный год

Введение

     Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.

Создание документа

Текстовые редакторы. Основные этапы работы с документом (создание нового документа, форматирование текста, сохранение, просмотр и печать документа)

Совершенствуем свою работу(создание таблиц, копирование и перемещение текста, форматирование по образцу, нумерация строк вставка изображений, символов и знаков, масштабные линейки, параметры абзацев и поля, колонтитулы и номера страниц, проверка правописания, поиск и замена текста, представление документа на экране, настройка параметров редактора).

Дополнительные возможности текстовых редакторов (ссылки, стили, шаблоны). Приложения (краткое описание редакторов MicrosoftWord 2003, 2007, 2010 и OpenOffice.org Writer)

Повторение

 Ожидаемые результаты

  • результате изучения курса «Компьютер – друг и помощник» выпускник начальной школы должен:

  • называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

  • называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

  • знать правила поведения в компьютерном классе;

  • уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);

  • знать основные типы носителей информации в компьютере, их основные характеристики (на какие носители лучше производить запись
  • называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
  • уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера
  • с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе),
  • изображать заданные геометрические фигуры в цвете в текстовом  редакторе);

  • иметь элементарные навыки работы на компьютере.

5-8 классы

2017-2018 учебный год

Введение

     Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.

Таблицы и числа

     Табличные процессорыMicrosoftExcel 2003, 2007, 2010. Основные этапы работы (создание новой книги, создание таблицы с данными, форматирование, присвоение имен, проверка данных и выбор из списка, сортировка строк таблицы, формулы, ссылки на адреса, просмотр и вывод на печать). Совершенствуем свою работу (добавление строк таблицы, автоматизация действий - макросы, создание кнопок для запуска макросов, фильтрация данных). Дополнительные возможности табличных процессоров (сводные таблицы, построение диаграмм, условное форматирование, вставка изображений, ссылки, проверка орфографии, скрытие/раскрытие строк и столбцов, скрытие/отображение листов, скрытие сетки, защита ячеек на листах, создание шаблона книги, параметры табличного процессора).

2018-2019 учебный год

Введение

     Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.

Введение. ИнтерфейсMicrosoftOfficePublisher

     Ввод текста. Установка параметров Publisher. Вставка графических объектов. Работа с несколькими объектами. Перекрашивание и обрезка объектов. Изменение свойств рамки. Параметры страницы. Печать публикации. Проверка макета. Диспетчер графики. Мастера и макеты публикаций. Типы публикаций. Проект: Альманах "История информатики". Проект: Создание открытки для мамы. "Создание бюллетеня по теме "Я и моя семья". Демонстрация проекта "Я и моя семья".

Ожидаемые результаты

  • результате изучения курса «Компьютер – друг и помощник» ученик должен:

знать

- понятия векторной и растровой графики, их отличительные особенности;

- что такое табличный процессор;

- что такое графический объект,

уметь

- работать в табличном редакторе MicrosoftExcel (создавать изображения и редактировать их);

- набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;

- работать в программе MicrosoftOfficePublisher;

- работать с несколькими объектами;

- перекрашивать и обрезать объекты.

9-12 классы

2017-2018 учебный год

Введение

    Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.

Создание презентаций с помощью программы MicrosoftPowerPoint.

    Основы работы в PowerPoint. Структура окна программы.Этапы и правила создания презентации.Разметка слайдов.Оформление слайдов.Интерактивные средства в презентации.Вставка на слайд мультимедиа файлов.

2018-2019 учебный год

Введение

     Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Изучение компенсирующих упражнений.

Работа в сети интернет

Сеть интернет (краткое описание).  Веб-обозреватели (краткое описание, приемы работы, понятие веб-сайтов, представление и открытие веб-страниц, управление закладками, просмотр веб-страниц, сохранение и печать информации веб-страниц). Поиск информации (поиск по рубрикатору поисковой системы, поиск по ключевым словам, правила поискового запроса Яндекс, расширенный поиск, заключительные советы поиска).Приложения (краткое описание веб-браузеров: InternetExplorer, MozillaFirefox, GoogleChrome, Opera)

Ожидаемые результаты

  • результате изучения курса «Компьютер – друг и помощник» ученик должен:

знать

- чем отличаются анимация и мультипликация;

- как представляется звук в компьютере;

     - этапы и правила создания презентации и слайд-шоу;

     - правила работы в сети интернет;

     - понятия веб-сайтов.

уметь

- создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;

- разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;

- создавать интерактивные компьютерные презентации;

- сохранять и печатать информацию веб-страниц;

- осуществлять поиск информации в сети.

 

Мероприятия

2017-2018 учебный год

- Всероссийский единый урок: «Безопасность школьников в сети интернет»

- Всероссийская акция «Час кода»

- Интерактивная игра «Морской бой»

- Интеллектуальная игра «Крестики - нолики»

 -Конкурс рисунков в программе Paint.

2018-2019 учебный год

- Всероссийский единый урок: «Безопасность школьников в сети интернет»

- Всероссийская акция «Час кода»

- Викторина «Путешествие в страну компьютера»

- Классный час  «Информация – страна загадок»

- Конкурс «Открытка для мамы»

Список литературы:

для учителя:

       1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2006. –№ 2. –С. 52-60.

       2.        Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и        образование. – 2006. –5. – С. 8-13.

      3.  А. Левин Word и Excel. Cамоучитель Левина в цвете. – СПб.: Питер, 2009

      4. Прокди Р.Г., Пахомов И.В. Создание презентаций в PowerPoint 2010. Компьютерная шпаргалка. – СПб.: Наука и техника, 2011

     5. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    6.  Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    7. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    8. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    9. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.: ил.

   10. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с.: ил.

   11. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 – 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.

   12. Семёнов А. Л.. Информатика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 3 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.

   13. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.

для ученика:

    1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    2.  Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

    5. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.: ил.

   6. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с.: ил.

   7. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 – 4 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.

   8. Семёнов А. Л.. Информатика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 3 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.

   9. Семёнов А. Л.. Информатика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010. – 104 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?»

Научн-практическая конференция. Реферат и презентация....

Психолог - Ваш друг и помощник

Родителям о работе психолога...

Классный час Компьютер - друг, враг, помощник

Классный час поможет ответить на вопрос: компьютер - друг, враг или помощник?...

Интеллектуальная игра "Словарь - друг и помощник"

Интеллектуальная игра, посвященная Дню словарей....

Тематический час "Интернет- друг, враг, помощник..."

Тематический час для студентов первого курса, посвященный интернет- безопасноти....

Презентация на тему: «Так что же такое компьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?»

Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения. В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем....

"Театр- наш друг и помощник". Видеоурок .

   Видеоурок - занятие в рамках внеурочной деятельности https://disk.yandex.ru/i/nMM2B52twFOxnQ...