Статья: "Аспекты успешности образовательной деятельности"
статья

Кощеев Михаил Михайлович

Слагаемые шаги педагогического успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Погорельская СОШ»

Аспекты успешности образовательной деятельности

современного учителя

 «Добиться успеха не означает, что вы

 должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что вы должны делать то же,

что и все, только исключительно хорошо».

Колин Тёрнер

Успех в образовании, как и в большинстве областей жизни, почти полностью зависит от нашего отношения к своей работе, подходов и методов к реализации своих профессиональных целей.

В педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена, но от того, насколько профессионален учитель, зависит успех каждого его ученика, потому что, успешный учитель – это источник успеха своих учеников, а успех ученика – это успех учителя.

В связи с чем, важным качеством успешного учителя, является не столько успешность выбранной технологии, а способность понимания, умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, умения заинтересовать ребенка на стремление к успеху, прививая интерес к предмету и создавая условия мотивации, изложить учебный материал так, чтобы он был понятен и интересен.

Учитель, который может найти общий язык с молодым поколением, способен помочь учащимся найти свой путь саморе, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, а значит, будет иметь авторитет, и к его рекомендациям будут прислушиваться дети, подростки, те с кем он работает, и кого он воспитывает.

Планируя создавать ситуации успеха для учеников, необходимо начать с  и ответить на вопрос: успешин ли ты сам? Известный афоризм, что «счастливого человека может воспитать только счастливый», можно переформулировать и так: «Упех ученику может создать только тот учитель, который сам переживает  успех».  

Слагаемые шаги педагогического успеха и их количество у каждого  разные, они зависят от  факторов: от того –какими принципами руководствуется он в своей работе, какие методы и приемы использует.

Мой первый шаг к педагогическому успеху, в наработке, средствами интеграции инновационных технологий и современных методов организации учебно развивающей деятельности, собственного исследовательского, методического и практического опыта, направленного на повышение качества обучения, мотивации к предмету, создавая условия для личностного развития и социальной адаптации ученика.  

Включая в свою работу, не только богатый отечественный, но и передовой зарубежный опыт, приобрел знания, которые позволили сконструировать, собственную методическую систему, модель способов, приемов и методов,  формирующих умения динамичной и ваной организации обучения и учения, что дает учителю больше гибкости и свободы в контроле и оценивании.

Использование цифрового простанство, позволило разрабатывать уроки «смешанного типа», где меняется роль учителя и ученика. Сопровождаемый учителем ученик, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а попадает в пространство возможностей для реализации собственного потенциала, снимая ограничения по времени, месту нахождения, позволяя выбрать удобный темп обучения.

Второй шаг, это создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся. С этой целью разработаны индивидуальные программы  сопровождения  образовательного развития учащихся, программы факультативных и элективных курсов, программы, для более полного раскрытия  возможности развития универсальных учебных действий ученика, с использованием онлайн игр для внеурочной подготовки учащихся по предмету.

Предварительное планирование, проектирование системы основных деталей предстоящей деятельности учащихся, процессов и ситуаций, позволило привлечь внимание большего количества учащихся к внеурочной работе, способствовало наиболее эффективно и полно развивать интеллектуальные и творческие  способности детей, про им себя индивидуально и в группе. Понимание  этапов исследовательской  заинтересовало большее  количество учеников опробовать свои силы, создавая краткосрочные информационные мини-проекты и более сложные проекты, требующие объемных исследований.

Мой третий шаг, это выбор педагогических принципов развития, которыми руководствуюсь в своей работе.

Я придерживаюсь принципов: изучай, внедряй, увлекай, быть открытым к инновациям, идти в ногу со временем, так как убежден, что основная задача современного учителя – умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям таким образом, чтобы обеспечить себе условия для: смены педагогических ориетиров с целью обеспечения эффективного процесса обучения; развития умений и навыков, составляющих основу ИКТ –компетентности учителя, т.к. именно школа является, источником по внедрению IT-разработок; стабильности профессионального роста.

Умение пользоваться различными компьютерными программами, ресурсами Интернет, интерактивными досками, документ камерами, и другими цифровыми инструментами коммуникации  позволяет эффективно использовать их возможности на уроке и во внеурочной деятельности, осуществляя переход к интерактивному обучению.

Нестандартные  ситуации изложения учебного материала и вид демонстрации учебного материала, активизируют деятельность учащихся, делают восприятия учебной информации более активным, эмоциональным, творческим.

Четвертый шаг к педагогическому успеху – постоянное самообразование.

В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое учитель должен постоянно демонстрировать своим ученикам это умение учиться. Правильно выбранное на основе принципов направление саморазвития, позволит оставаться перспективным, востребованным и успешным специалистом в школе нового образца.

Как  Али Апшерон, «Педагоги не  успешно кого-то , если в это  усердно не учатся ».

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в  решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.  

Непрерывный процесс самообучения позволяет получать возможность значительно продвигать свой собственный уровень знаний и умений в некоторых областях педагогики и психологии, помогает идти «в ногу» с инновационными изменениями в образовании.

Изучая новые формы, методы работы, педагогические технологии,  вспоминаются  слова Рэй : «Технологии не заменят , но учителя,  используют технологии, могут заменить тех, кто это не делает».

Внедряя, в свою педагогическую деятельность «активные»  обучения, технологии  «смешанного» и «дистанционного»  обучения, получаю принципиально новые подходы обучения и учения с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и  информационно-коммуникационных технологий, что и соответствует приоритетному проекту Минпросвещения «Цифровая школа».  Учащимися приобретаются навыки самообучения и самоорганизации. Самое интересное, что учитель приобретает возможность эффективнее использовать время урока и расширить возможности индивидуального подхода к обучению.

Мой пятый шаг, это реализация. Создание яркого, привлекательного имиджа учителя.  

Одна из форм самореализации, участие в конкурсах, которые позволяют учиться, грамотно использовать учебные ресурсы. Участие в конкурсах способствует актуализации и презентации  педагогических находок и достижений. В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа своей профессиональной деятельности.

Участие в конкурсах – это хорошая среда для развития креативности,  к квалификационному экзамену, проверка собственных сил и способ оценить свои способности. Проверить уровень профессиональной подготовки по различным темам, имея возможность оценить свои  в профессиональном мастерстве, получить оценку своего труда и получить новый импульс для даль творчества и вдохновения  к учению.

Позитивные результаты участия в конкурсах дают  возможность быть занятым поиском новых , импровизировать, используя новшества, соответствующие направлениям работы в образовании.

Шестой шаг к успеху – это стиль  общения. Важно убедить ученика в том, что он «сокровищница» возможностей, заставить его поверить в свои силы, в себя. Убедить учеников, что они могут добиться гораздо большего, тем самым внушив им чувство уверенности, создать им максимально комфортные условия для преодоления себя, а после этого уметь сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как  планирует учитель. В этом случае обучающиеся чувствуют уверенность в своих силах и готовы сделать все, что им предложит , вплоть до самого трудного задания.

Необходимо постоянно находится в диалоге с учащимися, держать их в «позитивном»  настроении, проводить диалогическое общение  в стиле убедить, а не приказывать, порождая мотивы успешной учебной деятельности, по положительную инициативу и в тоже время следить за психологическими  изменениями в классе и гибко реагировать на них, а все возникающие  учебные, организационные и этические проблемы творчески решать совместными усилиями.

Надо с чувством  юмора, относится к причинам  противостояния,  все в шутку. В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что учащиеся  тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода».

Мой седьмой шаг, это стиль  преподования. Годы работы убедили в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием школьного предмета, его методологии и набором задач, пусть даже самых интересных и увлекательных. Многое зависит от способа подачи материала, нестандартности  проведения урока, от способа организации труда учащихся  на уроке.

Талант учителя и раскрывается  тогда, когда на каждом уроке ему удается  увлечь ребенка в мир непознанного, заинтересовать его на столько, что ему самому захотелось познать  новое, самому решать  поставленную перед ним задачу, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание действовать. Чтобы добиться этого, надо создавать условия, в котором ученик становится  в заранее подготовленную ситуацию успеха. Педагогический приём «Даю шанс» и методы проактивного оценивания, как инструмент поднимающий настроение, поможет вам повысить мотивацию обучающихся, а ученику поможет неожиданно для самого себя раскрыть собственные силы и возможности, поднимая успех ваших уроков.

Грамотно используя интересы современных учеников, возможности АМО и ИКТ, используя презентации, слайд тренинги, видео лекции, работая с ресурсами Интернет и ЦОР, необходимо терпеливо ожидать результатов деятельности, поощряя любые позитивные действия ученика.

Мой восьмой шаг, это общение с коллегами, обмен опытом и рекомендациями, работа на инновационных педагогических площадках и в составе творческих педагогических групп.

Благодаря возможностям интернет и коммуникационным средствам, открываются огромные возможности для  общения, посещая педагогические форумы, участвуя в обсуждениях инноваций в образовании и в работе педагогических сообществ в качестве консультанта, эксперта, и члена жюри. Обмениваясь опытом и рекомендациями, презентовать свой материал для апробации, с использованием  описанных приемов, как для молодых специалистов, начинающих педагогическую деятельность, так и для всех учителей, изъявивших желание применить в своей деятельности приемы интеграции современных образовательных технологий.

В заключении хочу сказать, что учение – это тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться, усвоить.   И этот труд должен быть радостным!  Не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Главное, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного. Важно возбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой, уважать его мнение. Учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели, а интересная работа, помогающую ребенку стать самостоятельным, творческим, чувствовать себя уверенным и счастливым и будет самым большим успехом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

Доклад по теме: "Эффектиность и успешность образовательной деятельности"

В докладе педагог рассказывает о творческом росте танцевального коллектива...

Статья "АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ"

АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ Д.А. ВарсоноваУчитель немецкого языка ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 356 с углубленным изучением...

Образовательный проект как необходимое условие успешности профессиональной деятельности педагога

В статье рассматривается актуальность образовательных проектов как вектора для качественных изменений образовательной среды и успешной профессиональной деятельности педагога....