Материал на конкурс "Туган тел" эссе на тему "Мои методические находки"
статья по русскому языку

Кузьмина Наталья Борисовна

Эссе  "Мои методические находки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_metodicheskie_nahodki.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мои методические находки

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя, композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую, воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Д.С. Лихачев

В постоянно изменяющемся мире, где расширено информационное пространство, педагогу нужно быть в центре событий, быть современным, интересным, уметь подготовить ребят к жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим.

В школе я работаю  больше 20 лет. И  знаю,  урок не должен быть обузой для детей, а вызывать у них интерес, доставлять радость. А обязательное условие на уроке для творческой самореализации учеников - доброжелательная психологическая обстановка.

Для педагога очень важен выбор метода обучения, который являлся бы ключом  к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.

Мои методические находки заключаются в реализации многих приёмов и методов.  Но эти методы обязательно сбалансированы и сочетают в себе традиции и инновации. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». (Конфуций).  

В  системе даю детям творческие задания, которые “переводят” художественные произведения на язык других видов искусства. Предоставляю учащимся возможность окунуться в процесс творчества, создать собственную творческую “лабораторию”, в которой можно было бы попробовать разные способы самовыражения: через рисунок, театрализацию, музыку, собственное произведение того или иного жанра.

На уроках русского языка и литературы  я использую различные методы обучения: исследовательский, лекционный, объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично- поисковый. Обязательным считаю метод беседы, не проходят уроки и без чтения учебника, отработан практический метод.

Я стараюсь преподавать так, чтобы в  глазах  детей горел огонёк, чтобы учащиеся стремились познавать неизведанное.  

А также в своей  педагогической деятельности  использую различные игровые технологии, разбитые по уровням сложности: шарады, кроссворды, загадки, тестирование, литературные праздники, викторины, дискуссии. Игра несомненно обучает также навыкам коллективной работы и взаимного сотрудничества.

Это и командная, и групповая работа, обучение в парах сменного состава, интерактивные методы, позволяющие повышать мотивацию и интерес к предмету. Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других, отличной методической находкой является использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации... При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера. 

Задания нужно давать так, чтобы они не дублировали, а дополняли друг друга. Такую работу на уроках русского языка я начинаю уже в пятом классе (взаимопроверка, «лексическое домино» и др.).

Широко использую и метод интегрированных уроков, цель которых - применение знаний учащихся на практике. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

 Для развития вариативности мышления я использую метод кластер, который формирует способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы, понятий, явлений событий.

Этот метод учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои методические находки"

Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва....

Доклад "Дидактические и методические находки по созданию успеха на уроке технологии"

Доклад в виде презинтации о возможных приемах и методах по созданию успеха на уроке технологии в неделимых классах...

методические находки

вашему вниманию предлагаются разнообразные формы работы с учащимися среднего и старшего звена, которые ,надеюсь , помогут сделатьуроки более продуктивными и интересными....

Методические находки

    В своей работе я использую много нестандартных методических приёмов, и о некоторых  из них хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставле...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Презентация педагогического опыта.

Конкурсное  задание  "Методический  семинар". Презентация  педагогического  опыта  на  тему: "Проектно-исследовательская   деятельность  на  урок...

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...