Главные вкладки

    " Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А"
    статья

    Минзюк Наталья Владимировна

    В данной статье приводятся  рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_4.docx20.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание  педагогической  работы  по  развитию  мелкой моторики  в  группах раннего  возраста по методике Янушко Е.А.

    Формы работы по развитию мелкой моторики рук подразделяются на традиционные и нетрадиционные.

    К традиционным формам относятся:

    • Самомассаж кистей и пальцев рук;
    • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
    • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
    • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
    • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, паззлы, пирамиды, волчок и т.д;
    • Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, рисование карандашом, красками, кистями;
    • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

    Нетрадиционные формы работы следующие:

    - Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

    - Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой;

    - Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, тестом, песком, водой, рисование мелками, углём, нетрадиционные техники рисования.

    Известный педагог, автор методик по обучению и воспитанию детей,  Е.А. Янушко разработала специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

    - хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);

    - соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек —пирамид, матрешек и др.;

    - подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

    - движения кистей и пальцев рук.

    Янушко Е.А. предлагает  игры – самомассажи  для детей раннего возраста: «Крутись карандаш» с использованием карандаша, «Не боюсь колючек» - бигуди липучки, «Непослушные шарики» - небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.).

    Так же Е.А. Янушко предлагает методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста при обучении играм с различными предметами и материалами.

    Материалы: предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

    Методы обучения: показ действий, действия руками ребенка, поэтапная словесная инструкция.

    Организация занятий. Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

    1) не допускать переутомления детей — сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;

    2) уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

    3) обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;

    4) занятия проводить в свободное время индивидуально или
    с небольшой группой детей.

    Порядок работы. Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок. Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

    Помощь. Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, нужно помочь малышу: еще раз показать ему, как нужно выполнять то или иное действие, или взять его руки в свои и выполнить действие совместно.

    Необходимо соблюдать меры предосторожности. Во время занятия надо не позволять детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

    Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

    Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

    Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

    Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет положительное влияние на развитие речи ребенка. Именно поэтому логопеды уделяют особое значение работе в этом направлении.В данном материале представлены игр...

    Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте

    Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития р...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОВЗ».

    Тематическая встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОВЗ»....

    Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

    Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...