Религиозно-нравственное, эстетическое и трудовое воспитание в школе С.А. Рачинского и современность (из опыта работы)
статья

Пятченков Максим Викторович

Религиозно-нравственное, эстетическое и трудовое воспитание в школе С.А. Рачинского и современность (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rachinskiy.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Религиозно-нравственное, эстетическое и трудовое воспитание

 в школе С.А. Рачинского и современность (из опыта работы)

В связи с актуализацией проблем духовно-нравственного воспитания ответы на многие вопросы, связанные с решением теоретико-методологических, практических задач обучения и воспитания, можно найти в богатом педагогическом наследии прошлого.

Осмысление педагогического наследия Сергея Александровича Рачинского не только необходимо для целостного понимания духовно-нравственного воспитания в школах дореволюционной России, но, безусловно, полезно для развития практического аспекта современной педагогической науки, а также в
организации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения.
 

В 1883 году К.П. Победоносцев писал Александру III о С.А. Рачинском: «Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян, сидевших во тьме кромешной, стал поистине благодетелем целой местности, основал и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь  ценность  для  всей земли». В 1891 году сборник статей «Сельская школа» был дополнен автором и переиздан вновь. В этой работе Рачинский обобщил почти 30-летний опыт работы в сельской школе.

В «Сельской школе» С.А. Рачинского совершенно четко прослеживается мысль о необходимости создания национальной русской школы. Задачей такой школы должно быть расширение не только «умственного горизонта», но и «духовного кругозора» российской сельской молодежи.

Целью воспитания и образования в школах педагога-новатора было разностороннее развитие ребёнка: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое и др.; подготовка его к будущей самостоятельной жизни; воспитание гражданина-патриота в национальных и православных традициях русского народа. Таким образом, педагог пытался соединить науку и веру в интересах нравственного совершенствования человека и общества. Синтез науки и православия являлся для него основой и средством духовно- нравственного очищения русского народа и возрождения самобытной культуры России.

Школа, которую построил С.А. Рачинский, раскрывала перед учениками «сокровища Церкви», и основной ее задачей было воспитание «добрых христиан». В системе духовно-нравственного воспитания главным стержнем являлось Православие, поэтому учебная программа в Татевской школе была составлена таким образом, что предметы религиозного цикла стояли на первом месте. Особое внимание уделялось богослужению и православным праздникам. С.А. Рачинский исходил из того, что народная школа в России должна быть церковной, она должна воспитать ребенка в духе христианского учения и добрых нравов. Залог будущего духовного возрождения народа он видел в Церкви, чтении душеполезных книг, церковном пении.

Главную свою задачу как педагога и как человека С.А. Рачинский видел, прежде всего, в том, чтобы научить своих учеников строить жизнь в соответствии с нравственным началом, которое проявляется в голосе СОВЕСТИ. Используя на своих занятиях Евангелие, Псалтирь, творения Отцов Церкви, жития святых, С.А. Рачинский растолковывал детям вечные истины, советовал, какой выбрать путь для их обретения.

Готовя детей к исповеди, учитель читал им Евангелие от Матфея, объяснял, что слова «возлюби ближнего твоего, как самого себя», означают, что каждый человек  ̶  образ Божий, и любить этот образ человек должен как в самом себе, так и в другом человеке. Чтобы правильно относиться к другому, нужно научиться правильному отношению к самому себе.

С.А. Рачинский учил детей и такому важному духовно-нравственному аспекту человеческих отношений, как внутренняя подготовка к покаянию и умению прощать на примере анализа притчи о блудном сыне. Эти уроки были основным стержнем жизни, а опорой служила система ценностей: Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота.

С.А. Рачинский  «переводил» трудные места Евангелия, адаптируя их для восприятия детским сознанием. Особенно это касалось анализа притч Иисуса Христа.

Во всем Сергей Александрович подавал детям пример тихой сосредоточенной жизни в Боге и с Богом, посвященной самоотверженному служению ближним.

В педагогическом наследии С.А. Рачинского содержится программа по формированию духовно-нравственных ценностей. Идеи о необходимости овладения педагогом и учащимися духовно-нравственной культурой, сознательного отношением к нравственным ценностям православия являются актуальными и важными для современного образовательного процесса.

С. А. Рачинский отводил искусству особое место в своей педагогической системе, понимая его как очень важную часть культуры. Он делал все для того, чтобы искусство воздействовало на детское сознание, возвышая и облагораживая его, чтобы «страшные инстинктивные природные силы не разрушали духовной силы и красоты лика нашего Отечества».

Художественно-эстетическое образование являлось в Татевской школе важнейшим направлением в деле развития духовно богатой и высоконравственной личности. Искусство должно было пробуждать в детях и взрослых стремление к возвышенному и потребность в глубоком духовном самовыражении.

По мнению С. А. Рачинского, наиболее широкий простор истинно народной художественной деятельности давало церковное пение, в котором мог участвовать всякий, кто обладал  даже ограниченными голосовыми средствами и музыкальными способностями. Деятельность хора была неотделима от идеалов глубоко православного воспитания детей.

Важным принципом в работе с детьми для С. А. Рачинского было  обращение к творчеству русских композиторов. Сергей Александрович с особым почтением относился к произведениям М. И. Глинки, сожалея о том, что духовная музыка композитора практически не изучена.

Своих учеников С. А. Рачинский знакомил с духовными творениями  Глинки и Чайковского, а некоторые фрагменты из их произведений звучали в Татевском храме.

Задолго до праздника Пасхи в Татеве начинались приготовления: проходили частые спевки с заучиванием радостных праздничных песнопений, «которые так приятно заставляли биться детское сердце, наполняя его светлыми ожиданиями праздника и скрашивая длинные часы усиленных занятий». Также радостно и торжественно проводились праздники Рождества Христова и Богоявления; первоучителей славянских Кирилла и Мефодия: все начиналось и заканчивалось пением религиозных и патриотических гимнов, праздничных тропарей. Церковным пением в Татевской школе руководили: сначала – выпускник Смоленской Духовной семинарии Л. Л. Розов, затем – ученик этой же школы М. О. Шалдыгин.
         Заслуживают пристального внимания и  методические разработки С. А. Рачинского по обучению детей рисованию – предмету, который способствовал формированию духовно-нравственных ценностей личности, а также развитию кругозора, памяти, внимания, мышления, воспитания воли и дисциплины.
         В Татевской школе также преподавались рисование и черчение, Сергей Александрович сам вел эти предметы. С. А. Рачинский троил  свои занятия с учениками  только через Любовь, «непрерывную связь между истинным искусством и красотой нравственной». 

Сегодня все чаще и настойчивее звучит призыв сохранять ценности, лежащие в основе нашего национального бытия. Их формирование всегда шло под влиянием как религиозных традиций, так и «нравственного чувства и жизненного опыта, которые говорят о значении духовно-культурной традиции народа, о ценностях, которые сформировались под влиянием нравственного чувства, религии, их опыта и которые запечатлены в живой традиции народа».

Именно сохранению ценностей был посвящен весь педагогический опыт С. А. Рачинского, который был глубоко убежден, что «в мире сем все связано: успехи сельской школы с поэзией Пушкина и музыкой Глинки, будущие судьбы русского искусства с жизнью русской сельской школы».

Вера, молитва и труд — на этих «сваях» должно строиться образование и воспитание российской молодежи в понимании С.А Рачинского. Это базовые принципы педагогического процесса, в результате которого происходит становление православного человека.

Школа Рачинского приучала к разнообразным видам труда, воспитывала любовь к крестьянским работам и ремёслам. Ученики по хозяйству делали всё: топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу, помогали кухарке, сторожили.

Трудовая школа была наполнена интересной познавательной деятельностью детей. Её развитие во многом определялось их интересами и запросами сельской жизни. В ней были широко представлены практические сельскохозяйственные занятия: растениеводство, огородничество, плодопитомничество, садоводство, пчеловодство в сочетании с опытнической и селекционной работой учащихся.

С.А. Рачинский увлечённо занимался цветоводством задолго до того, как стал учительствовать. Эта страсть вылилась в украшение цветами всего его жизненного пространства – дома, школы, огорода и т.д. Повсюду было обилие разнообразных цветов и растений. Именно с этого, по мнению педагога, начинается у школьников любовь к природе, родному краю, всей России. «Любовь к природе, понимание её красот, – писал он, – один из лучших плодов истинного образования». Знакомясь с природой, занимаясь цветоводством, огородничеством и садоводством, учащиеся познают красоту и гармонию окружающей их природы, начинают её понимать, ценить и любить. «Только таким путём, а не устным и книжным преподаванием … могут быть привиты знания о природе», скромные, но полезные, небольшие, но истинные. Сельхозтруд, приобщение учащихся к культуре земледелия в школах С.А. Рачинского становилось «предметом почти общеобразовательным»

По мнению Рачинского, в  России два источника формирования духовности и нравственности в народе: Церковь и книга. Слово, прежде всего слово Священного Писания,— могучий источник воспитания народа. В условиях современной школы и светского характера образования изучение основ православного вероучения, культуры возможно только при реализации культурологического подхода. Очень важно, по какой книге ребенок будет познавать азы нашей культуры, узнавать о православии, формировать в своем сознании нравственные ценности.

  В российских школах в учебные планы включены две предметные области: ОРКСЭ в 4 классе и ОДНКНР в 5-9 классах.

В школах Смоленской области при выборе модуля ОРКСЭ большинство родителей останавливаются на основах православной культуры. Обучение ведется чаще всего по учебнику диакона Андрея Кураева. Четвероклассники знакомятся с такими понятиями, как

  • культура и религия;
  • Священное Писание;
  • добро и зло в православной традиции;
  • христианская этика;
  • любовь к ближнему, добродетели и страсти, долг и ответственность, милосердие и сострадание;
  • отношение к труду;
  • православный храм и другие святыни;
  • православные Таинства;
  • христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство);
  • православные праздники и т.д.

Изучение этих тем нацелено на достижение следующих результатов:

  • формирование первоначальных представлений о православии, его  роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
  • знакомство с основами православной культуры;
  • понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как  человека, так  и общества;
  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Как известно, С.А. Рачинскому  при выборе методики преподавания были близки педагогические  идеи К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. О «Родном слове» К.Д. Ушинского С.А. Рачинский отзывается так: «Книга замечательная и единственная в своем роде в нашей литературе».

Методическую идею Ушинского отчасти воплотил протоиерей Борис Пивоваров в своем учебнике «Родное слово. 5 класс». Он используется многими школами города Смоленска при реализации предметной области «ОДНКНР». Данный учебник входит в линию учебников «Основы православной культуры»:

2 класс — Православные праздники и традиции.

3 класс — Исторические основы православной культуры.

4 класс — Нравственные основы православной культуры.

5 класс — Родное слово

6 класс — Родная история

7 класс — Православное искусство России

8 класс — Духовные основы милосердия

9 класс — Основы православной культуры семьи

        Рассмотрим методические возможности учебного пособия «Родное слово».

Цель курса — прививать обучающимся любовь к родному языку и родной словесности, являющихся драгоценной и неотъемлемой частью отечественной культуры.

Круг основных вопросов, с которыми учащимся предстоит познакомиться в разделе «Родное слово»:

– Откуда берутся слова?

– Какие слова окружают нас?

– Как православная культурная традиция учит дорожить даром слова?

– Что за сокровища хранит великая русская литература?

Изучение школьниками материалов учебника начинается с общей темы «Такие разные слова!». В рамках этой темы учащиеся прежде всего узнают, что слово — это величайший  дар Бога человеку. Именно такой взгляд на слово  ̶  как дар Божий человеку  ̶  соответствует православному мировоззрению и православной культуре.

        В теме «Обязательные слова» ребята узнают о значении слова «спасибо»  ̶ Спаси Бог! Размышляя над смыслом слов «прощение», «прости», узнают о Прощеном Воскресении, знакомятся с притчей о блудном сыне, некоторые впервые задумываются о смысле слов из  молитвы «Отче наш»: «…и остави нам долги наша, якоже и мы отавляем должником нашим».

        В теме «Святые слова» происходит знакомство со смыслом слов Бог, Господь, Троица, Богородица, Пасха, Крест, Евангелие. Мы учим, как эти слова правильно писать, как к ним нужно относиться (с особым чувством благоговения), какие события, праздники, традиции связаны с этими словами.

        «Мудрые слова – пословицы» учат правильному отношению к Родине, труду, учению, друзьям, слову. Важно, что ребята узнают о происхождении пословиц и афоризмов, некоторые из которых своими корнями уходят в книги Священного Писания, например: зарыть талант в землю, ищите и обрящете и др.

        По теме «Слова-имена» пятиклассники готовят проекты о своих именах. Это коллективная работа родителей и детей. Часто они ничего не знают о значении своего имени, святом покровителе, именинах.

Продолжение изучения школьниками раздела по родному слову осуществляется далее по общей теме «Введение в русскую словесность». В рамках этой темы учащиеся

  • знакомятся с истоками славянской письменности (деятельность святых Кирилла и Мефодия — просветителей славян, создание ими славянской азбуки);
  • получают представление о церковнославянском языке — языке первого перевода Библии на славянский язык, языке молитвы и богослужения Русской Церкви;
  • узнают о славном историческом пути, по которому шло развитие русской словесности (древнерусская рукописная книга, выдающиеся произведения древней русской литературы, жития святых, первопечатный Букварь диакона Ивана Фёдорова);
  • рассматривают отдельные жанры русской словесности (русские сказки, русские басни, русская песня).

        В своей деятельности особое внимание уделяю теме «Криллица», на изучение которой отвожу несколько уроков. Пятиклассники с удовольствием знакомятся с красивым миром церковнославянской азбуки: значением букв, особенностями чтения слов, их сакральным смыслом. Мы учимся читать на церковнославянском языке молитву «Отче наш», тропари некоторых праздников, например, Пасхи, некоторые фразы из Евангелия (заповеди блаженства).

        Очень важно, что ребята на иллюстрациях учебника видят красочно оформленные страницы древних книг: Букваря Ивана Фёдорова, Киевской Псалтири, Остромирова Евангелия, начинают понимать смысл выражения «красная строка». Стараемся с учениками посетить духовно-просветительский центр храма Новомучеников и Исповедников Российских, где ребята могут подержать в руках книги 19 века, увидеть факсимильные издания более древних изданий.

        Говоря о житиях святых, мы пытаемся разобраться, кто же такие святые, почему они являются ориентирами в нашей жизни, чему учат их дела. Эта работа продолжается при изучении курса «История православной культуры земли Смоленской», где ребята знакомятся с житиями Смоленских святых: Авраамия Смоленского, Герасима Болдинского, Иулиании Вяземской и др.

        Изучая  раздел «Русская песня», мы продолжаем дело С.А. Рачинского, знакомясь с наследием великих русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского. Тема позволяет узнать о том, какие песни пел русский народ. На своих уроках на примере творчества М. Глинки стараюсь познакомить ребят с нравственными образцами, уроками правды и истины, положенными в основу духовной музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по эстетическому и трудовому воспитанию: бисероплетиение

Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию на тему: Бисерные фантазии и презентация к занятию...

Методические материалы по эстетическому и трудовому воспитанию: роспись стекла

Занятие посвящено обучению учащихся технике росписи стекла...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Традиции русской школы: С.А.Рачинский и современная российская школа

Еще в XIX веке в словаре Даля  слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали  ...

Выступление по патриотическому воспитанию на педагогическом совете учителей по теме «Из опыта работы советника по воспитанию»

В данной статье выступление на педагогическом совете советника директора по воспитанию МОУ СОШ № 3 с.Прасковея....