«Проектная деятельность в организации каникулярного отдыха детей и подростков»
материал

Мария Петровна Архипова

Обмен опытом по организации летней занятости учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sosh_12.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность

в организации каникулярного отдыха детей и подростков»

     Цель воспитательной работы нашей школы: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Одной из задач является: включение обучающихся в разнообразную (соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям) деятельность, направленную на формирование у детей:

  • Трудолюбия, готовности к выбору профессии;
  • Экологической культуры;
  • Эстетического отношения к окружающему миру;
  • Физической культуры, навыков здорового образа жизни;
  • Организационной культуры, активной жизненной позиции.

Как показали комплексные исследования, современный подросток нуждается:

  • В получении навыков демократического проживания в детском коллективе;
  • В достижении успеха в различных видах деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • В приобретении опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
  • В получении организаторского опыта и опыта самоорганизации;
  • В собственном оздоровлении и физической закалке.

       На удовлетворение этих потребностей и направлены усилия всего педагогического коллектива. А проблемы, названные выше, только лишь ещё раз подтверждают необходимость серьёзной воспитательной деятельности.

Огромная роль у нас отводится организации каникулярного отдыха детей и подростков, т.е. каникулам. Ведь именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей. Следует отметить, что в школе 100% учащихся охвачены в каникулярный период в течение года (осень, зима, весна) и 80% в летний период. Для ребёнка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир. Именно каникулы – суть альтернативное школе, но столь же важное пространство образования. Для нашего педагогического коллектива каникулы это, прежде всего, возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, это создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое дополнение к базовому образованию. Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе в пространстве каникул способствует соблюдение в учебном учреждении ряда принципов воспитания: природосообразности воспитания, равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности.

     Эти задачи мы решаем в летнем трудовом лагере, деятельность которого мы стараемся сделать максимально разнообразной и интересной, соответствующей запросам современных подростков. Традиционно перед началом каникулярного периода мы составляем программу ЛТО, которая посвящена направлению года, принятому в общегосударственном плане.

   Последние три года соответственно были посвящены Году кино, Году экологии и Году волонтера.

    В связи с этим возникает потребность по-новому организовывать учебно-воспитательный процесс, применяя современные педагогические технологии. К таким технологиям мы относим метод проектов, который получил широкое распространение в деятельности воспитателей и учителей нашей школы и является одним из универсальных средств воспитания, обучения, развития детей. Метод проектов не является принципиально новым изобретением в педагогике. Это несколько переосмысленный, усовершенствованный в соответствии со временем метод. Именно он, на наш взгляд, помогает решить многие проблемы, связанные с воспитанием и обучением подростков. Благодаря методу проектов создаются условия гуманистического воспитания:

1) подросток имеет возможность найти себе дело по душе, по способностям, по интересам, «может почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы» (В.М. Лизинский).

2) меняется стиль общения между педагогами и детьми, между детьми. Отношения между ними носят характер сотрудничества, партнерства.

    Многие педагоги отмечают, что в подростковом возрасте ребенок стремится к самостоятельной деятельности. Мы убедились, что метод проектов можно рассматривать как один из способов организации самостоятельной деятельности, так как она проявляется на многих этапах проектирования: при выборе темы проекта, форм работы, сбора информации, оформлении, защиты проекта. В проектной деятельности самостоятельность учащихся является познавательной самостоятельностью - «рассматривается как поисковая исследовательская деятельность, как творческое свойство личности, проявляющееся в способности своими силами овладеть знаниями и способами деятельности» (В.П. Сергеева).

    В ЛТО проводятся ежегодные мероприятия, акции и мастер-классы, связанные с тем или иным годом. Например, в этом году в лагере интересно прошли мероприятия и акции, посвященные Году волонтера – акции «Тимуровскому движению быть», «Помоги родному городу», «Дорога к храму»; мероприятие «Встреча поколений»; мастер-класс «Волшебный шарик»; работа школьного кинозала (просмотр с последующим обсуждением фильма «Тимур и его команда»); виртуальная экскурсия в зоопарк «Лимпопо».

     Однако, очень значимо, что помимо текущих мероприятий и акции вся деятельность лагеря строится на реализации сквозных проектов, которых в нашем лагере пять:

- «Здоровое поколение»;

- «Искорки памяти»;

- «Школьный двор»;

- «Жизнь играми полна»;

- «По праву памяти».

Проект «Здоровое поколение»

В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения и финансового благополучия. Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Чем раньше у подростков сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботится о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Традиционными в лагере стали такие мероприятия, как встреча с инспектором ГИБДД, экскурсия в пожарную часть, «Безопасное колесо».

В этом году, в соответствии с годом волонтера, интересно прошли «Малые лагерные олимпийские игры», «Зоологические забеги», мастер-класс-практикум «Игры наших бабушек».

Проект «Жизнь играми полна»

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе. 

Мы знакомимся с народными играми как в ЛТО, так и отправляемся с мастер-классами в отряды ЛДП.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В проект «Жизнь играми полна” вошли народные игры, распространенные в России. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Проект «Школьный двор»

Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их гражданского сознания. Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную.

Наш лагерь – это лагерь труда и отдыха.  Поэтому благоустройство школьной территории имеет большое значение. Труд является одним из средств гармоничного развития человека.

Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

     Школьный двор – это территория и духовно-нравственного воспитания, и гражданско-патриотического.

    Большое значение имеет работа по благоустройству территории возле нашего памятника-обелиска и знакомство с его историей.

    Наш памятник построен силами учащихся в 1965 году. И сегодняшние учащиеся стараются быть достойными учеников тех лет. По мере своих возможностей мы стараемся поддерживать в чистоте территорию около памятника-обелиска. Цветы, посаженные возле него, это дань памяти тем, кто погиб в годы Великой Отечественной войны за нас. К памятнику ведет небольшая Аллея славы. Все это – материал для экскурсий, которые проводят юные экскурсоводы для ребят, отдыхающих в лагере. Ведь не говорить об этом нельзя. Тем более, что в нашей школе учился Герой Советского союза-балахнинец И.С.Ефременко. Мемориальная доска которому была открыта в 2016 году. Без такой памяти существование школы невозможно. Хочется вспомнить слова Твардовского «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не прячем свое прошлое, мы говорим о нем. И поэтому каждый год мы встречаемся с Хором ветеранов ПРЗ (это стало традиционным мероприятием).

     В этом нам помогает проект «Искорки памяти». На территории нашего школьного двора уже второй год мы создаем крестьянскую усадьбу.

   В наше время понятие «усадьба» практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство "семейного гнезда" - первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков. современное общество начинает забывать о нашем прекрасном прошлом, о наших корнях, культуре. Мы не знаем, как выглядели усадьбы того времени, какие были у людей предпочтения. Поэтому надо успеть познать то, что было интересно нашим предкам, чем они занимались, Это истрия, которую надо знать обязательно.

   Создание экспозици на местности «Крестянская усадьба» помогает нашим ребятам по настоящему понять, как выглядела русская деревня, почувствовать связь с землей, со своими корнями. Экспонаты данной экспозиции создаются своими руками, что особенно ценно. Экспозиция эта работает в школе с весныпо осень. Здесь проводятся экскурсии. Это материал используется для исследовательской работы, это место эстетического отдыха, где можно приятно сфотографироваться.

    В этом году нашей школе исполнилось 90 лет. Но жизнь нашей школы идет в соответсивии со всеми требованиями современности. Мы стараемся, чтобы наша школа всегда шагала в ногу со временем и лето не является исключением. Ведь все знают строки, которые стали уже крылатыми «Лето – это маленькая жизнь». И пусть эта маленкая жизнь для ребят пройдет интересно, насыщенно, познавательно. Главное – неравнодушно. Потому что выстраивают ее неравнодушные люди.