Статья "Обучение учащихся выполнению национального орнамента на занятиях в дополнительных учреждениях".
статья (7 класс)

Литюшкина Кристина Вячеславовна

Когда мы слышим слово вышивка, в голову приходит элементарная вышивка крестиком или гладью. Но к счастью виды и техники вышивки очень разнообразны, к ним относится счетная гладь, крестик, кирпичик и многое другое.

Это понятие столь широко и многообразно, что требует серьезного рассмотрения. Гладь и крестик как технические приемы вышивки простые и удобные в исполнении стали распространяться довольно поздно под влиянием городской культуры. В сельской же местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение учащихся выполнению национального орнамента на занятиях в дополнительных учреждениях.

Когда мы слышим слово вышивка, в голову приходит элементарная вышивка крестиком или гладью. Но к счастью виды и техники вышивки очень разнообразны, к ним относится счетная гладь, крестик, кирпичик и многое другое.

Это понятие столь широко и многообразно, что требует серьезного рассмотрения. Гладь и крестик как технические приемы вышивки простые и удобные в исполнении стали распространяться довольно поздно под влиянием городской культуры. В сельской же местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением.

В 21 веке сложно представить то, насколько была востребована вышивка. Ей украшали подзоры, края рушников, богато орнаментированы края простыней,   обильно украшалась праздничная одежда. Праздничная традиционная одежда, которую готовили зимними вечерами, передавалась по наследству, а порой и отдельные ее элементы (особенно пулай, пулокаркс, головные уборы панго, сорока, вязаные узорные чулки, лапти-семерички и т. д.) изготовлялись на заказ или на продажу. Имеются случаи, когда подобные элементы традиционной женской одежды передавались, в качестве подарка. Необходимо отметить, что в основном обеспеченные люди могли себе позволить такое украшение, да и вышивка, чаще всего, осуществлялась золотыми нитками.   С 18 века она вошла в жизнь различных слоев населения.

Вышиванием занимались практически во всех странах мира. Каждой стране имеются свои особенности вышивания.

Вышивка была всецело женским занятием и уже лет с восьми крестьянские девочки начинали обучаться этому ремеслу. Иногда вышитые изделия создавались не только для своих нужд, но и на продажу. В различных регионах России целые села и монастыри становились центрами вышивальных промыслов, где сохранялись и развивались местные традиции вышивки. В некоторых местах эти центры, хотя и заметно видоизмененные, сохранились и по сей день [1, c. 351].

Во многих регионах России были распространены такие виды вышивок как счетная и строчевая . Счетные швы выполнялись по счету нитей ткани (как правило, домотканого холста) и были тесно связаны с ее структурой. Серебристо-серый фон хоста красно сочетался с орнаментальным решением, выполненным цветными, в основном красными нитями.

В  Поволжье  вышивка зародилась в 5-7 вв. и далее существовала уже как  самостоятельный вид декоративной отделки костюма. В северных губерниях России (Олонецкой, Архангельской, Вологодской и др.) наиболее популярными видами швов были «роспись», «счетная гладь», «набор». Северные вышивки демонстрируют большое разнообразие мотивов, стилизованных изображений барсов, коней, птиц, человеческих фигур, древа жизни в сочетании с геометрическим орнаментом. Изображения располагались в виде широких фризовых композиций на подзорах, столешниках, подолах рубах. Концы полотенец, оплечья рубах украшали сложными узорами, где крупные и мелкие элементы чередовались в определенном порядке. Часто это были трехчастные композиции с женской фигурой или древом жизни – в центре, а по бокам – геометризованные изображения барсов, птиц или коней [2, c 5-6].


Другим видом широко распространенной вышивки в северных губерниях России была строчевая вышивка, чрезвычайно трудоемкая в исполнении. Наиболее традиционна «белая строчка», выполнявшаяся по сетке, образованной путем выдергивания нитей. Узоры этой вышивки во многом повторяют мотивы счетного шитья, но необыкновенный художественный эффект выражается в сочетании фактур: сетчатого фона, разнообразных ажурных заполнений некоторых фигур и плотного настила, покрывающего элементы орнамента. Приемы этой вышивки чрезвычайно многообразны.

 Строчевая вышивка была известна не только на севере, но и во многих других губерниях: Новгородской, Тверской, Нижегородской, Смоленской, Калужской, Тульской, Ивановской. Везде она имела свои местные особенности, неповторимые приемы, устойчивые традиции. В Новгородской губернии – знаменитая «крестецкая строчка». Каждый из этих швов требует виртуозного владения техникой. Воздушность, легкость, изящество – основные черты созданных в этих техниках произведений. Не во всех регионах использовался только белый цвет, в некоторых местностях белую ажурную композицию дополняли цветные элементы, например, в виде обводки контура фигур. В Калужской, Смоленской, Тульской губерниях был широко распространен совершенно особенный вид строчевой вышивки – «цветная перевить». При выполнении этого вида шва продольные и поперечные столбики подготовленной сетки плотно обвивают цветными нитями. При этом фон и элементы узора обвиваются разными по цвету нитями [5,c. 15].

 Поволжье с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами. Рубаха - главный компонент костюма. Покрой рубахи - туникообразный. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.  На переднем ,заднем и боковых полотнищах рубахи богата украшены вышивкой [6,c 17-18].

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

 Основные цвета были  красный,   зеленый, желтый. Узоры оформлялись черной или синей окантовкой [7, c 83-85].

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

В наши дни интерес к вышивке возрождается. Необходимо сказать, что в разных областях России, также как в  Поволжье , до сих пор живут мастерицы, которые несмотря на трудности, продолжают работу по сохранению богатейших традиций русской, мордовской  вышивки.

Список литературы:

  1. Балашов, Б. А. Историко – культурные очерки / Б. А.  Балашов. - Саранск. - Мордовское книжное издательство, 1995.  351-358с.
  2. Богуславская, И. Я. Русская народная вышивка/ И. Я Богуславская - Москва.: Искусство, 1972.- 5-6с.
  3. .  Богуславская,  И. Я. Русское народное искусство Севера / И. Я Богуславская - Москва.: Искусство, 1968. 20-21с.
  4. .  Динцес, Л.А. Древние черты в русском народном шве/ Динцес Л.А. -Москва.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. 5с.
  5. Дурасов, Г.П. Яковлева, Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке Музей народного искусства/ Дурасов Г.П. Яковлева Г.А.- Москва.: Советская России, 1990. 15с.
  6. Лузгин, А.С. Промыслы Мордовии./ Лузгин А.С. - Саранск. Морд. кн. из- во. 1993. 17-18с.
  7. Мартьянов, В.Н. Мордовская народная вышивка./ Мартьянов В.Н. - Саранск.: Мордовское книжное издательство,1991. 85-83с.
  8. . Прокина, Т.С., Сурина, М.И. Мордовский народный костюм/ Прокина Т.С., Сурина М.И.- Саранск. Мордовское книжное издательство , 1995. 36с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом....

Исследовательская работа Использование Бурятских орнаментов в нейл — арте. История Бурятских орнаментов на занятиях по специальности «Маникюрша».

В культуре любого народа есть черты, определяющие её своеобразие, являющиеся «летописью» межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой-либо другой комп...

Разработка урока по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса. Тема: Разработка и выполнение мотива орнамента.

Открытый  урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.Тема:  Разработка и выполнение мотива орнамента....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация  и технология выполнения базовых  элементов: за...