Электротехника
рабочая программа (8 класс)

Маркеев Максим Александрович

Пояснительная записка

Данный курс ставит целью помочь профориентации учащихся. В процессе обучения сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.

Основные задачи курса:

  • углубление знаний по физике;
  •  формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.

Формы проведения занятий:

В основном это традиционные занятия, в процессе которых используется беседа, практикумы и семинары. Большое внимание уделяется организации индивидуализированной самостоятельной работы, на практических занятиях учащиеся снимают показания приборов, производят расчеты, сами выбирают наиболее интересную для них серию, состоящую из задач различных видов практического содержания.

 

1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила графического изображения элементов
электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных     приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrotehnika_8.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Рассмотрено на ШМО

Согласовано

Принято                                                       Утверждено

Протокол № ___ от

зам. директора по УВР

Педагогический совет                             ________________

________________Е.И.Федирко

Протокол № ___ от                                  Директор МОУ СОШ №8

                                                                  О.В. Лаптева

«____»__________ 20___ г.

______________ 20___ г.

 «____»__________20___ г.                    Приказ №_________

                                                                   от_____________20___г.

                                                Рабочая программа

                                                 по Электротехнике

    Составил учитель технологии    Маркеев Максим Александрович

г. Комсомольск-на-Амуре

2017г.

Пояснительная записка

Данный курс ставит целью помочь профориентации учащихся. В процессе обучения сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.

Основные задачи курса:

  • углубление знаний по физике;
  •  формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.

Формы проведения занятий:

В основном это традиционные занятия, в процессе которых используется беседа, практикумы и семинары. Большое внимание уделяется организации индивидуализированной самостоятельной работы, на практических занятиях учащиеся снимают показания приборов, производят расчеты, сами выбирают наиболее интересную для них серию, состоящую из задач различных видов практического содержания.

1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила графического изображения элементов
электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных     приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов

1.1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  14 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторный практикум

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме зачета

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

Тема 1.1.

Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

Постоянный ток. Характеристики  электрической цепи: ЭДС, напряжение, сила тока, сопротивление, проводимость, работа, мощность. Основные законы электротехники: Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца. Типы электрических схем.  Правила графического изображения элементов
электрических схем. Методы расчета электрических цепей. Правила сращивания, спайки и изоляции проводов

3

2

Практические занятия:

Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем.

Расчёт цепей методом эквивалентного генератора

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Исследование: Тепловое действие тока в быту и профессии

3

Тема 1.2.

Магнитные цепи.

Содержание учебного материала

Магнитное поле: понятие, сила Ампера

Основные электротехнические материалы.

1

1

2

Тема 1.3 Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

Электромагнитная индукция: опыт Фарадея, использование явления в электротехнике

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат: Фарадей у истоков электромагнитной индукции

Исследование: Применение электромагнитной индукции в быту и профессии

2

2

Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока.

Содержание учебного материала

Переменный ток: активные и реактивные элементы: понятие,  векторные диаграммы

Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности

Трехфазные электрические цепи: понятие, получение, соединение генератора и потребителей, мощность

1

1

Практические занятия:

Расчёт неразветвлённых электрических цепей

2

Раздел 2. Электротехни

ческие устройства

Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения.

Содержание учебного материала

Характеристика электроизмерительных приборов: название, назначение, включение в цепь, верхний предел, цена деления, класс точности, система и принцип её действия

1

2

Практические занятия:

Сращивание, спайка и изоляция проводов и контроль качества выполнения

2

Тема 2.2.  Трансформаторы.

Содержание учебного материала

Трансформаторы: назначение, устройство, принцип  действия, характеристики

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат: Яблочков П.Н. Жизнь и техническое творчество создателя первого трансформатора

Реферат: Виды трансформаторов и их применение

2

2

Тема 2.3. Электрические машины.

Содержание учебного материала

Назначение, устройство и принцип работы  генераторов и  двигателей.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Исследование: Электрические двигатели в быту и профессии

3

Тема 2.4

Производство, распределение и потребление электро

энергии

Содержание учебного материала

Производство, передача и использование электрической энергии.

Принцип действия, устройство и характеристики аппаратуры управления и защиты. Основные элементы электрических сетей.  Схемы электроснабжения. Правила эксплуатации оборудования.

Способы экономии электроэнергии

1

1

2

Контрольная работа

2

3

Раздел 3

Лабораторно-практические занятия

12

Темы лабораторных работ

Падение напряжения в линиях передач.

Исследование неразветвленной цепи переменного тока.

Исследование разветвлённой цепи переменного тока.

Исследование трёхфазной цепи.

Изучение трансформатора.

Определение проводимости.

2

2

2

2

2

2

Всего:

46

3. условия реализации программы дисциплины  ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКи

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинета электротехники

комплект электроснабжения

— учебники и учебные пособия

— сборники задач и упражнений

— таблицы

— электронные стенды

— демонстрационное оборудование

— видеотека

— библиотека

Лаборатории электротехники

— комплект электроснабжения

— типовой комплект оборудования «Основы электротехники и электроники» настольное исполнение со сменными платами

— инструкции к проведению лабораторных работ

— средства обеспечения безопасности

Технические средства обучения:

-Интерактивная доска

— Мультимедийный проектор

— Компьютер

— Телевизор

— Видеомагнитофон

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Бутырин П.А. Электротехника. Учебник. НПО, — М.: ИЦ «Академия», 2006+2007 (4-е изд.)
  2. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. Электротехника. Учебник для начального профессионального образования. Гриф МО РФ Academia (Академпресс), 2010 г.
  3. Володарская А.А., Ярочкина Г.В. Электротехника. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования. Гриф МО РФ Academia (Академпресс), 2009 г.
  4. Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. Задачник по электротехнике. – М.: ИЦ «Академия», 2007
  5. http://electrolibrary.narod.ru/
  6. http://window.edu.ru/
  7. http://scsiexplorer.com.ua/

Дополнительная литература:

  1. Панфилов В.А. Электрические измерения. «Академия»2008.
  2. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО.»Академия»2007+2008.
  3. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО.»Академия»2007+2008
  4. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники.учебное пособие НПО.Феникс.2010
  5. Журнал «Юный техник» 2007-11год
  6. Журнал «Техника 2007-11год
  7. Контрольные материалы по электротехнике. Учебное пособие для начального                           профессионального образования Издательство: Академия-Центр, Издательство «Академия/Academia», ИЦ»Академия, Academia (Академпресс), 2010 г.
  8. http://www.chtivo.ru/
  9. http://festival.1september.ru/

10.   http://www.openclass.ru/

11.  http://dom-en.ru/sprav/

12.   http://radiopartal.tut.su/

13.   http://www.electrik.org

14.  http://www.youtube.com/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и     приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила графического изображения элементов
электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных     приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов

Практические работы

Индивидуальные задания

Исследования

Защита выполнения лабораторной работы

Контрольная работа

Календарно-тематическое планирование

Электрическая энергия, ее свойства и применение.

Основные этапы развития отечественной электроэнергетики, электротехники и электроники.

Перспективы развития электроэнергетики, электротехники и электроники.

Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики.

Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел, контур.

Схемы замещения электрических цепей. Электродвижущая сила (ЭДС).

Электрическое сопротивление

Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов.

Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания.

Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. КПД.

Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа

Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами: контурных токов, узловых потенциалов, двух узлов (узлового напряжения).

Пр.р. Расчет цепи постоянного тока

Пр.р. Расчет сложной электрической цепи постоянного тока

Лаб.р. Потеря напряжения в проводах

Лаб.р. Способы соединения сопротивлений

Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность: собственная и взаимная.

Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика.

Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в

проводнике, движущемся в магнитном поле.

Магнитные цепи: разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленной магнитной цепи.

Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение.

Пр.р. Расчет магнитных цепей.

Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока

Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока.

Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм.

Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока.

Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Баланс мощностей.

Расчет электрической цепи, содержащей источник синусоидальной ЭДС.

Пр.р. Расчет цепей переменного тока

Лаб.р. Неразветвленная цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью

Основные понятия измерения. Погрешности измерений.

Классификация электроизмерительных приборов.

Измерение тока и напряжения. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения.

Измерение мощности. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов.

Измерение электрического сопротивления

Лаб.р. Основы работы с электроизмерительной аппаратурой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по электротехнике

Тестовые задания по электротехнике позволят продиагностировать уровень знаний по разделам: технология, физика и одновременно, скорректировать пробелы, выявленные в ходе тестирования....

Тестовые задания для контроля знаний по разделу "Электротехника. Электробытовые приборы"

Тесты для контроля знаний по разделу " Электротехника. Электробытовые приборы" для учащихся 8 класса. По рабочей программе, разработанной на основе программы под редакцией В.Д Симоненко....

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехника и электроника

Программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника" разработанная на основе Федеральных государственных образовательных стандартов  по специальности среднего профессионального образования...

Тематическое планирование спецкурса "Электротехника"

Планирование составлено на  основе: примерной программы по направлению «Технология. Технологический труд» на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

рабочая программа по электротехнике для специальности "Токарь-универсал"

Рабочая программа учебной дисциплины«Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и...