Современные занятия в сфере дополнительного образования
статья

Некрасова Алёна Сергеевна

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Некрасова А.С.,                                                                                                                                       педагог дополнительного образования                                                                                                                                                                     ГБОУ школа №258 с углубленным изучением  физики  и химии                                                                        Колпинского района Санкт-Петербурга

Современные занятия  в сфере дополнительного образования


Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу на занятии, в которой невозможно не выучиться”.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

- иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

- быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

- основываться на многообразии дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

- базироваться на развивающих методах обучения детей;

- для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

- основываться на социальном заказе общества;

- отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования. Занятие – это инструмент воспитания и развития личности. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

-ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;

- время, в течение которого обучающиеся, под руководством педагога, занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Важным требованием к современному уроку является оптимальный отбор методов, средств и форм организации обучения. Педагогикой убедительно доказано, что нет, и не может быть универсального метода обучения. Каждый метод, каждое средство и форма обучения более успешно решают одни задачи, менее успешно другие и мало способствуют решению третьих задач. Поэтому было бы опрометчиво считать одни методы важными, современными, а другие (например, словесные, наглядные), устаревшими. Речь идет о том, чтобы сами учителя научились проблемно подходить к своей методической работе, не просто применять стандартные указания, но и применять нетрадиционные формы в своей работе. Современный урок должен характеризоваться высоким уровнем развивающего обучения, глубокой отработкой знаний, умений и навыков, их систематическим повторением, закрепление, углубление. Но при этом необходим творческий подход к структуре урока. Творческий и нестандартный подход к структуре урока должен быть нацелен на повышение образовательной роли урока. На современном уроке следует применять дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения, поэтому при планировании современного урока важно намечать дифференцированные упражнения для учащихся, проявляющих разные особенности развития. Современный урок отличается более высокими требованиями к условиям, в которых он протекает, причем ко всему комплексу этих условий  учебно-материальным, гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим. Нестандартные формы обучения могут потребовать нестандартное оборудование, что значительно повышает интерес школьников к занятиям. При проведении нетрадиционных форм обучения на уроках возникает необходимость и несколько иного подхода к контролю за учебным процессом. При контроле надо стремиться выяснить, насколько комплексно учитель планировал задачи обучения, воспитания и развития школьников, как ему удалось спланировать и применять дифференцированный подход к ученикам.

Современные требования, предъявляемые к занятиям хореографией. В первую очередь – это формирование начальных представлений о значении хореографии для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие культуры ребенка, и как следствие  успешной учебной деятельности и социализации. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую  жизнедеятельность. Формирование системы физических нагрузок, их величины, показателями развития основных физических качеств (силы, выносливости, координации, гибкости). Подготовительная часть уроков хореографии с общеобразовательной направленностью включает в себя, как изучение основ классического танца, упражнений для развития координационных способностей, гибкости и формирования правильной осанки, так и упражнения общеразвивающего характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»

«Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»...

Тема выступления на методическом совете: «Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»

Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология на науке.С искусства все начинается,технологией - заканчивается,чтобы затем все началось сначал...

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования обучающихся при реализации новых ФГОС.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность...

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изб...