Курс по выбору для студентов педагогических специальностей
учебно-методический материал

Кротова Вера Николаевна
Содержание курса рассчитано на расширение представлений студентов математических специальностей педагогических вузов о возможных способах развития математической деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кротова Вера Николаевна

Курс по выбору «Интегрированный подход к развитию компонентов математической деятельности учащихся»

Аннотация: В статье представлена структура курса по выбору для студентов математических специальностей педагогического вуза. Курс является дополнением к курсу «Теория и методика обучения математике».

Ключевые слова: развитие, интегрированный подход, компоненты математической деятельности, профессиональная компетентность.

Проблема развития интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся является частью более общей проблемы повышения эффективности обучения учащихся математике в общеобразовательной школе. Одним из вариантов успешного ее решения является интегрированный подход к развитию компонентов математической деятельности учащихся, который нацелен на использование в учебном процессе методических средств, способствующих развитию компонентов математической деятельности, как по отдельности, так и в совокупности. Все это требует расширения представлений студентов педагогических вузов о способах организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения их математике.

Основная цель курса: повысить уровень профессиональной компетентности будущих учителей математики. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: научить студентов сочетать методические средства, способствующие развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся при изучении понятий и теорем; сформировать у студентов умения составлять и преобразовывать задачи школьного курса математики.

Почасовое тематическое планирование (36 часов)

№ темы

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Специфика интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся.

4 лекции

4 семинара

2.

Модель обучения математике, направленная на реализацию интегрированного подхода к развитию компонентов математической деятельности учащихся.

4 лекции

4 семинара

3.

Методы обучения в условиях интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся.

3 лекции

4 семинара

4.

Задачи школьного курса математики как средство развития компонентов математической деятельности учащихся.

3 лекции

4 семинара

5.

Зачет. Разработка и защита курсовых проектов.

6 семинаров

Содержание курса

Тема №1. «Специфика интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся».

Особенности математической деятельности учащихся. Компоненты математической деятельности учащихся. Интегрированный подход к развитию компонентов математической деятельности и его направления в процессе обучения учащихся. Стадии процесса обучения учащихся математике. Условия реализации интегрированного подхода к развитию компонентов математической деятельности.

Тема №2.  «Модель обучения математике, направленная на реализацию интегрированного подхода к развитию компонентов математической деятельности учащихся».

Основные компоненты модели обучения: цели, задачи, условия, критерии оценки эффективности модели. Особенности реализации модели обучения применительно к процессам изучения учащимися математических понятий и теорем. Этапы изучения математических понятий и теорем. Методические средства организации учебной деятельности учащихся при изучении математических понятий и теорем.

Тема №3. «Методы обучения в условиях интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся».

Критерии выбора методов обучения учащихся в условиях интегрированного подхода к развитию компонентов математической деятельности учащихся. Уровни воспроизведения учащимися математической деятельности в учебном процессе. Метод разрешения проблемных ситуаций в процессе сотрудничества. Метод последовательного определения связей изучаемого объекта. Метод выделения главных идей. Игровые ситуации на уроках математики.

Тема №4. «Задачи школьного курса математики как средство развития компонентов математической деятельности учащихся».

Типология задач в рамках интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся. Задачи «три блока». Задачи с комбинированными требованиями. Классификация задач с пропусками. Оценка эффективности  их влияния на развитие компонентов математической деятельности учащихся. Составление и решение задач учащимися: составление и решение задач по схеме, по совокупности математических элементов. Методика решения задач «от ответа к решению».

Тема №5. «Зачет. Разработка и защита курсовых проектов».

Подготовка студентами творческих проектов и их презентаций.

Рекомендации для разработки проекта по отдельным темам школьного курса математики:

1. Проанализировать содержание темы и выделить трудности, которые могут возникнуть у учащихся в процессе изучения материала.

2. Сформулировать цели изучения темы.

3. Определить и описать методы и приемы, позволяющие реализовать стадии процесса обучения старшеклассников математике в условиях интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности.

4. Описать действия учителя и учащихся в процессе изучения выбранной темы.

5. Разработать практический материал по выбранной теме. Представить комментарии по его решению.

6. Сформулировать выводы.

В итоге изучения курса студенты должны научиться:

- анализировать содержание школьного курса математики с позиций интегрированного подхода к развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся;

- планировать содержание учебной деятельности учащихся на примере изучения отдельных тем школьного курса математики;

- составлять задачи, решение которых способствует развитию интуитивных, логических и творческих компонентов математической деятельности учащихся;

- сочетать методические средства обучения учащихся математике;

- оценивать результаты учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями: уровень развития компонентов математической деятельности; уровень познавательного интереса к изучению математики.

Достижение студентами планируемых результатов выявляется в формах: участие в семинарах; защита творческого проекта; зачет; собеседование.

В процессе семинарских занятий предпочтение должно отдаваться таким формам организации учебной деятельности студентов, которые в максимальной степени позволяют имитировать условия учебного процесса в школе и представлять различные варианты сотрудничества учителя с учащимися, имеющими разный уровень математической подготовки.  В качестве таких форм целесообразно использовать сочетание групповой и самостоятельной работы студентов.

Студенты, работая в группах, должны всесторонне изучить возможности учебного материала по отдельным темам школьного курса математики для развития интеллектуальных способностей учащихся, скомбинировать методические средства и составить задачи, которые позволяют реализовать преимущества изучаемой темы. Выбор групповых форм работы студентов не случаен. Во многом это объясняется тем, что именно в процессе сотрудничества студенты способны предложить наибольшее количество идей относительно применения средств интегрированного подхода к развитию компонентов математической деятельности учащихся.

Непосредственно после подобной работы проводится коллективный анализ методических разработок, представленных каждой группой. Анализируются учебные действия, которые учащиеся могут выполнить в процессе решения задач; рассматриваются возможности для изменения уровня сложности предложенных вариантов организации учебной деятельности учащихся.  

Для самоподготовки студентам предлагается список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 320 с.
  2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  3. Интуиция и научное творчество/ Автор обзора А.Н.Лук – М.: ИНИОН, 1981.- 28 с.
  4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников/ под ред. Н.И.Чуприковой. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
  5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.:  Изд – во Московского Психолого – соц. Ин –та; Воронеж: Изд – во НПО «МОДЭК», 2003. – 720 с.
  6. Подгорецкая Н.А. Измерение приемов логического мышления у взрослых. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 150 с.
  7. Туник Е.Е. Креативные тесты. – СПб.: С. – Петерб. гос. ун – т пед. мастерства, 2002. – 84 с.  

Изучение курса расширит представления студентов педагогических специальностей о способах организации учебной деятельности, о средствах развития интуиции, логического мышления и творческих способностей учащихся. Все это позволит повысить уровень профессиональной компетентности будущих учителей математики. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье раскрывается актуальная проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития....

Лекционный курс по статистике для студентов-заочников специальности 080110 Экономика и бухгалтесий учет.

Учебное пособие по дисциплине «Статистика» называется «Лекционный курс по статистике для студентов заочного  бухгалтерского отделения» адресуется в большей степени студентам заочного...

КУРС ПО ВЫБОРУ «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Объектом исследования является изучение устройства и правил эксплуатации электрооборудования современных автотранспортных средств (автомобилей), формирование представления о характере профессиональног...