Виды современной популярной музыки.
материал

Виды  современной популярной  музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_sovremennoy_muzyki.docx21.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

МБУДО ЦТ «Калейдоскоп

Громенко О.Г.

Виды  современной популярной  музыки.

        Музыкальная культура на сегодняшний день очень многообразна. Педагогу, преподающему вокал, обучающему игре на музыкальных инструментах, руководящему инструментальным коллективом просто необходимо ориентироваться в направлениях и видах современной музыки. Разумеется, что профессионал обязан иметь представление о том, что музыку, которая нас окружает сегодня, слушают не все. Но педагог, работающий с детьми, должен, осознано и доступно довести до них современное музыкальное многообразие, используя конкретные примеры.

                                          Виды музыки и классификация.

        В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электро-музыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудио-визуальной продукции,   использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе. 

В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки. Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений: 

Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации (Запада).

Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно -профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.

Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.

Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п. 

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.

       Если с классификацией видов музыки все в принципе понятно, то возникает вопрос о конкретных примерах и исполнителях, которые можно привести детям.

      С классической музыкой у педагога, как правило, вопросов не возникает. Как и что преподать детям, практически знает каждый. Тем более, что прослушивание классики входит в каждую программу дополнительного обучения художественно – эстетической направленности. Чаще всего нас окружает легкая поп-музыка. В телепередачах и программах большинства радиостанций она занимает большую часть музыкального пространства. Для доступного восприятия детьми ее стоит разделить на песенный жанр и танцевальный.

       Для первого характерны наличие законченного смыслового текста, поделенного на куплеты (обычно 2-3) с одним или разными припевами, и музыкальной гармонии, непременно усиливающей смысл всего произведения. Для лучшего эмоционального восприятия песня сопровождается аранжировкой в зависимости от возраста слушателей.

При прослушивании песни с детьми следует обращать внимание на эти составляющие.

Типичным примером могут послужить песни популярной певицы Макsим (трэк №1).

         Доступный текст, хорошая гармония и грамотная аранжировка не оставляют практически никого равнодушным к ее творчеству. Другим примером может послужить творчество группы 5iesta-family(трэк №2). Песня «Счастье в том, что вместе мы» не сходит с вершин музыкальных хит-парадов. Сочетание мужского рэп-вокала и мелодичного женского придают песне современное, популярное среди молодежи исполнение.

         Для танцевального жанра прежде всего характерно ритмичное звучание с темпом 100 – 140 ударов в минуту. Произведение редко обременено текстом и смыслом, но всецело наполнено обилием электронных аранжировок, часто не существующих музыкальных инструментов. Построены они таким образом, что могут длиться бесконечно, так как представляют собой набор так называемых «лупов» (колец) (трэк №3). Безусловно, танцевальная музыка может быть с текстом, несущим смысл. Такие произведения немногочисленны, но особенно запоминаются удачным сочетанием лупов, мелодичностью и гармонией (трэк №4). Следует отметить, что такая музыка пришла к нам преимущественно из Европы. Но в России большой вклад в танцевальную культуру в эпоху ее становления в 90-х годах внес DJGroove (трэк №5).

          Большое развитие получила на сегодня рок-музыка. Как правило, в произведениях присутствует текст с куплетами и припевом, обязательно есть солирующие партии инструментов. Классический рок характеризуется достаточно мощным и жестким звучанием инструментов и вокала, но не лишен музыкальной гармонии и смысла. При исполнении используется большая громкость и плотность, что придает высокую эмоциональную восприимчивость. При ознакомлении детей с роком следует обратить их внимание на гармонию музыки и текста, технику исполнения, способ построения композиции, а только потом на эмоциональную составляющую произведения (трэк № 6, 7, 8).

          Альтернативная музыка получила на сегодня очень большое развитие.

Благодаря своей непохожести на другие виды, она особенно притягивает молодых слушателей, в том числе и детей. Причем, альтернативным принято называть все, что не похоже на остальное. Это музыкальное движение зародилось в конце 70-х, начале 80-х годов и вышло на подъем в середине 90-х. Это были молодые авторы и исполнители, которые искали новые формы

музыкального выражения. Альтернативными могут быть как рок, так и популярная музыка. В ней есть смысловая составляющая, гармония, нетрадиционные аранжировки, но всегда присутствует некоторый протест против классического привычного построения и подачи самого произведения. Примером российских исполнителей альтернативной поп-музыки могут служить трэки №9,10,11, зарубежных - №12, 13.

         Альтернативный рок на сегодня является, пожалуй, самой популярной музыкальной нишей среди подрастающей молодежи. Возможности аранжировок в нем неисчерпаемы, поскольку они позволяют смешивать «живые» инструменты с электромузыкальными, накладывать на них компьютерные эффекты в любом сочетании. Часто наряду с мелодичным широкодиапазонным вокалом используется рэп-вокал. Инструменты звучат

 в контр и суб контр октавах, добавляя в звучание глубокий объем. Примером российских исполнителей могут служить трэки № 14,15,16, 17, зарубежных-

№18, 19, 20.

Немалую музыкальную нишу в нашей современной музыке занимает так называемый «русский рок». Если говорить доступным языком, то он представляет собой эстрадный жанр с наложенными на него элементами рок-аранжировки, не маскирующими вокал. Как и в песенном жанре в нем присутствует смысловой текст с куплетами и припевом, с партиями солирующих инструментов, но музыка более харизматична., что придает ей привлекательности, как среди молодежи, так и более старшего поколения.

Примерами служат трэки №21, 22, 23,24,25.

        Большой интерес у подростков и детей вызывает музыка в стиле «хип-хоп». В простонародье ее еще называют рэпом. Своими корнями она уходит в самобытное творчество народов Африки и представляет собой декламируемые стихи под музыку с артикуляцией на отдельные слова. Музыкальное сопровождение представляет собой бесконечный набор лупов.

В тексте нет четкого разграничения на куплеты и припевы. Основная цель -донести смысл до слушателя. Примеры – трэк № 26,27.

   Существует еще одна большая музыкальная ниша, так называемая «ретро». К ней принято относить прежде всего музыку дискотеки 80-х. На сегодняшний взгляд она немного однообразна, но очень гармонична, не вызывающая и вполне подходит для размеренных танцев. Когда говорят о дискотеке 80-х, то обычно, имеют  ввиду зарубежных исполнителей. Примером могут служить трэки  №28,29,30,31.

Разнообразие  музыкальных  направлений  дает  возможность определения интересов  детей. Многообразие музыкальных течений, порой не просто различных, а вовсе противоположных, помогает каждому найти что-нибудь свое. Зачастую, интересуясь каким-то одним направлением в музыке , люди ничего не знают о существовании других. Они, безусловно, тоже известны, в основном в других, более узких кругах. Можно еще много говорить о различных  направлениях в музыкальном мире, но, я думаю, стоит остановиться. В процессе размышлений  на эту  тему, заинтересовал вопрос: а музыку какого направления предпочитают наши дети? Какие песни они будут петь завтра? Как переживать и о чем думать? Зависит от вас с нами.