"Формирование и развитие жизненных целей у воспитанников детских домов».
методическая разработка

Кутузова Наталья Геннадьевна

 Формирование и развитие жизненных целей воспитанников детских домов, представляет собой единство целевого компонента, отражающего цель и задачи воспитания, предусматривающие формирование жизненных целей и идеалов, коррекцию тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники, а также других компонентов, способствующих освоению ценностей семейной жизни, труда, культурных ценностей и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_na_sayt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема: «Формирование и развитие жизненных целей

                                          у воспитанников детских домов».

   

  В  наше непростое  время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают  наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети- сироты.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна  из основных – успешно влиться  в общество  и самостоятельно  строить свой вариант жизни достойного  человека. К сожалению, у многих выпускников детских домов не сформированы и не развиты социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Анализ собственных наблюдений за выпускниками детских домов показывает, что на сегодняшний день уровень социальной адаптации воспитанников является явно недостаточным.

  Потеря семьи, ситуация сиротства, следствием которой является утрата базового доверия к миру, проявляющаяся в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формирование невротического механизма слияния - с другой, отражаются на его дальнейшем развитии и препятствуют формированию автономности, инициативности, социальной компетентности, умелости в труде, половой идентичности и др. Сложившиеся подходы к воспитанию сирот, организация жизнедеятельности детей в детских домах, в значительной мере основанные на идеологии «пожизненного попечения», затрудняют процесс формирования и развития жизненных целей воспитанника. В результате, привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, выпускники детских домов, встав на самостоятельный путь, рассчитывают на покровительство, а не на собственные внутренние ресурсы, поэтому часто теряются в жестких жизненных условиях. Низкий уровень сформированности жизненных целей у выпускников детских домов является причиной того, что значительная часть молодых людей попадает в криминальную среду.

 Воспитанников детских домов характеризует низкий уровень сформированности ценностных ориентаций на образование, труд, семью, нравственные ценности, на выполнение социальных функций; низкий уровень осознания жизненных целей и идеалов, социальной компетентности, неадекватная, как правило, заниженная самооценка, отрицательное отношение к себе, эгоистическая направленность личности, непонимание внутреннего мира других людей. Специфика ценностных ориентаций воспитанников обусловлена организацией жизнедеятельности в условиях детского дома, типологическими особенностями ребенка-сироты, социальным опытом, приобретенным детьми в родной семье.

 Формирование и развитие жизненных целей воспитанников детских домов, представляет собой единство целевого компонента, отражающего цель и задачи воспитания, предусматривающие формирование жизненных целей и идеалов, коррекцию тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники, а также других компонентов, способствующих освоению ценностей семейной жизни, труда, культурных ценностей и др.

      Формирование и развитие жизненных целей будет успешным, если организуется социально- и личностно-значимая деятельность, основу которой составляют ситуации, когда воспитанник имеет возможность делать нравственный выбор и обосновывать его, принимать самостоятельные решения; применяются технологии, активизирующие процессы самосознания и самооценки, формирующие установку личности на коррекцию негативного поведения; обеспечивается открытость образовательного пространства, позволяющая воспитаннику расширить сферу взаимодействия и освоить образцы нравственного поведения, ценности окружающего мира; создаются условия для жизни и деятельности воспитанников, максимально приближенные к семейным, способствующие освоению полоролевого поведения, пониманию идеалов и ценностей семейной жизни; основу взаимоотношений между взрослыми и детьми составляют сотрудничество, взаимное уважение и доверие, при этом педагоги занимают профессиональную педагогическую позицию. 

    В  качестве  конкретных  методик  можно  использовать:

        1.  Педагогические  технологии развивающего общения, педагогической  оценки,  требования,  общения,  создания  положительного  психологического  климата.  педагогической  реакции на  поступок,  создание ситуации  успеха  и т.п.

       Общей  целью  применения  этих  технологий  является  «создание  условий  для  формирования  у ребенка  ценностной  отношенческой  позиции,  которую  он будет  избирать  самостоятельно,  свободно и  осознано» и  формирование  личности,  «которая  приобретала  бы  в процессе  развития  способность  самостоятельно  строить  свой  вариант  жизни,  достойной  Человека».      

        2.  В  качестве  основной  технологии  развивающего  общения  мною  использовались  тренинговые  игры  и  упражнения  из  программы  психологического содействия  успешной  социальной  адаптации  воспитанников  учреждений  интернатного типа.

         Цель программы занятий – способствовать успешному  взаимодействию  воспитанников  в  различных  социальных  ситуациях,  достижению  ими  поставленных  целей  и  выстраиванию  конструктивных  отношений  в  обществе.

              Социальные навыки являются связующим  звеном  между  личностью и социумом.  Когда  навык не усвоен, ребенок вступает  в каждую  ситуацию  социального  взаимодействия как в новую, что каждый раз требует  от него  значительных  энергетических затрат. Овладение навыками  помогает сгладить   различие между детьми,  воспитывающихся в сиротских учреждениях, и детьми,  получившими навыки  социализации  в семье.  

             Как  начать  беседу,  как  задать вопрос,  как  попросить,  как  отстаивать  свое  мнение,  как  принимать критику,  как  преодолеть  обвинение, как  справляться  со  своим  и  чужим  гневом, как  убеждать  других,  преодолевать давление  и  приходить  к  компромиссу,  как  сказать «нет»,  как выразить благодарность, - именно эти навыки  можно считать наиболее  актуальными  для  проработки,  учитывая  особенности  воспитанников  сиротских  учреждений.

             Критерием  эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута   или если цель достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие  не считается  эффективным.

             Эту работу  можно проводить на основе метода   Структурированного обучения (А.П. Гольдштейн  и Р.П. Спрафкин).

          Структурированное  обучение – это  отработка  навыков социального взаимодействия. Для того, чтобы  создать мотивацию к лтработке навыков, надо обратиться к личному опыту, можно узнать, бывали ли в жизни участников трудные ситуации подобного плана ( в соответствии с изучаемым  навыком), таким образом, отработка навыков наяяяяяяинается с демонстрации подросткам ценности использования     этих навыков  в жизни.

            В  Структурном обучении  можно выделить  четыре компонента: моделирование, ролевая игра, обратная связь и перенос навыка.

            Моделирование -  это своего рода зарисовка  жизненной ситуации, выполняемая ведущим и  одним из участников. Его  целью является показ участникам   группы изучаемого навыка.  Каждый навык  составляют  специфические  поведенческие шаги.  При показе все шаги, составляющие навык, должны быть смоделированы в правильной последовательности. Все второстепенные детали должны быть  минимизированы.  При моделировании ведущему следует изображать такого же человека, как участники группы, то есть  воспитанника,  похожего  по  возрасту  и  вербальным  способностям.  для  демонстрации  навыка  используется  не  менее  двух  примеров.

                  Для того  чтобы  воспитанники  внимательно следили  за  представлением  навыка,  предварительно  нескольким  им  раздаются  карточки,  на которых  написаны  поведенческие  шаги.  Каждая  карточка  содержит один шаг изучаемого навыка.  Ведущий  уделяет  особое внимание  помощи  участникам в   отслеживании  поведенческих  шагов.  Некоторые  шаги  вызывают  у  участников  недоумение, так как они представляют  « мысли вслух».  Ведущий  сообщает,  что  актеры  иногда  «думают  вслух», что обычно они бы «думали про себя» и  что этот  процесс  сделан  для того, чтобы облегчить обучение.

                    Ролевая игра  служит  поведенческой  репетицией.  Для проигрывания  лучше    использовать  гипотетическую будущую ситуацию,  чем  проигрывать  события прошлого.  Тем не менее  обсуждение  прошлых  событий,  требующих  использования  изучаемого  навыка, может быть использовано в качестве    стимулирования участников на придумывание примеров,  подобных ситуаций, которые могут случиться  в будущем. Когда  кто-то из  участников  описал  стьуацию из своей жизни,  в которой  использование навыка может быть полезным,  он становиться  главным  актером и  выбирает  участника на вторую оль.  Далее  уточняется  вся  ситуация: обстановка,  настроение  участников,  что  предшествовало  данной  сцене и т.д.  Это  повышает  реализм  сцены.  Важно, чтобы  главный  актер старался выполнить  поведенческие  шаги данного   навыка.  Это  главное  назначение  ролевой  игры в  Структурном  обучении.

                 После   каждой игры  проводится обсуждение.  Главный  актер получает обратную связь от второго  актера,  наблюдателей и  ведущего.  Ведущему важно следить за тем,  чтобы поддерживался  поведенческий  фокус  обсуждения.  Комментарии  самого  ведущего должны  указывать  на присутствие       или  отсутствие  специфического   конкретного  поведения  и  не  принимать  формы  оценочного  комментария.  Так же  комментарий  ведущего должен носить  позитивный  характер.  Возможна  критика  отдельных  недостатков. Целиком  «плохое»  исполнение  может быть  рассмотрено как  «хорошая попытка». Если комментарий негативный, обязательно должны быть конструктивные предложения о том,     как  может быть улучшен  навык.  После  обсуждения  можно  переиграть ролевую игру, первый и второй  участники    могут поменяться     ролями  или  сцену  могут разыграть другие участники.

             К  социально значимым  навыкам   относятся:  навык « задавание   вопроса»,  навык « начало беседы»,  навык « принятие критики»,  навык « как сказать  нет»,  навык « просьба о помощи»,  навык « ведение переговоров»,  навык « отстаивание своего мнения»,  навык « выражение благодарности».  

            Для  отработки некоторых навыков можно  использовать следующие упражнения: «  Приход в организацию с какой- либо   целью», « Сложные задания», «Просьба – отказ».

         Таким образом, основная миссия  учреждений интернатного типа  заключается  в подготовке   воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе.  В настоящее время  уровень этой подготовки нельзя признать достаточным.  На  низкую степень  социальной адаптированности  влияют и недостаточный уровень  общеобразовательной  подготовки,  слабая  степень развития  социально – бытовых навыков и отношений  и особенности  психического  развития  воспитанников детских домов.

                  Недостаточный учет влияния пребывания в условиях  детского  дома на развитие личности воспитанников  и отсутствие  целенаправленной    и систематической  работы по корректировке  этого влияния  приводит к тому, что  у  воспитанников   развиваются  разнообразные отрицательные  личностные  образования,  происходят  задержки  и  искажения  разных сторон  психического  развития, что  делает невозможной  успешную социальную адаптацию  воспитанников  после  выпуска из детского дома.

                 Эти  данные  позволяют  говорить о воспитательных  и  коррекционно – развивающих  функциях  работы  по  социальной  адаптации  воспитанников-выпускников  детских домов.  Содержанием этих функций  является  целенаправленная  и  систематическая  работа  по профилактике  негативных  отклонений,  задержек  и  искажений  в развитии  личности  воспитанников,  вызываемых     пребыванием  в  условиях детского   дома,  коррекция  уже  сформировавшихся  негативных  личностных образований  и  развитие  требуемых  для  успешной  самостоятельной   жизни  качеств  и  свойств  личности.

                    Обращенность в будущее - одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста. Огромная проблема возникает у старшеклассников при попытке определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.

Ко всем этим трудностям психологического характера, трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, растущая безработица, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

В рекомендациях ЮНЕСКО, принятых на международной конференции по вопросам школьной и профессиональной ориентации указывается, что общество не будет правильно развиваться, если люди не смогут выбрать профессию, отвечающую их интересам и склонностям, не будут испытывать удовлетворение от работы. Таким образом, профориентация - это комплекс социально- экономических, психолого- педагогических и медико- физиологических задач, цель которых - формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.  Иными словами, профориентация- это руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Не секрет, что от того, насколько правильно выбрана профессия, зависит успешность выбранной деятельности и самочувствие, здоровье и удовлетворенность работой, и удовольствие, которое человек получает, и польза, которую он приносит обществу. Статистика подтверждает, что отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения: 40% учащихся ПТУ не хотят работать по избранной специальности, 60 % студентов высших учебных заведений диплом хотели бы получить, а работать по специальности - нет. По данным экономистов наше народное хозяйство несет огромные материальные потери (примерно 1,5 млрд. в год) по причине неправильного выбора профессии.

Как показали исследования психологов Л.С.Выготского и Л.И.Божович, посвященные изучению временной перспективы у подростков из массовой школы и у их сверстников  из интерната (в сравнении) отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяются "социальной ситуацией развития подростков" (Л.С.Выготский, т.3, 1983 г., Л.И.Божович, 1968 г.).

Различие социальных ситуаций, развитие двух этих групп подростков обуславливаете не только тем, что одни дети воспитываются в семье, а другие - в детском учреждении интернатного типа, но и тем, что особенно важно, что эти группы занимают неодинаковое место в "системе доступных или общественных отношений".

Перед подростками, заканчивающими обучение в 9 классе школы - интерната, по существу, стоят те же проблемы, что и перед их сверстниками, заканчивающими обучение в 9 классе массовой школы, однако в силу сложившихся обстоятельств они до определенной степени ограничены в выборе пути завершения среднего образования. Как известно, интернаты, не имеющие 9-10 классов, традиционно связаны только с несколькими специальными учебными заведениями, поступая в которые после окончания 9 класса бывшие воспитанники могут получить законченное среднее образование, овладеть профессией и при этом находиться на полном материальном государственном обеспечении. Безусловно, такое положение вещей продиктовано условиями сегодняшней жизни. по целому ряду объективных и субъективных причин круг училищ, готовых взять на обучение и содержание воспитанников детских домов с каждым годом все больше сужается, что, естественно, влечет за собой более высокую степень ограниченности в выборе профессии.

              У детей, воспитывающихся вне семьи, очень рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности. Но, как показывает практика многих лет, отсутствие противоречивости не может быть оценено положительно. Так как подросток из массовой школы, выбирая  "земную", более соответствующую своим способностям жизни профессию. отказывается от своих детских надежд и мечтаний. и совершает акт сознательного самоограничения. необходимого в профессиональном самоопределении, то можно говорить о самостоятельном выборе профессии. А за воспитанника детского дома этот акт совершают другие, что обусловлено сегодняшним положением дел: детские дома, как правило. связаны только с несколькими средними специальными учебными заведениями. обучаясь в которых воспитанники могут находиться на полном государственном обеспечении, да и не для кого не секрет, что далеко немногие учебные заведения с охотой берут на содержание и обучение воспитанников детского дома. В силу этих причин акт профессионального самоопределения превращается во многих случаях для воспитанников в профессиональное определение.    Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте - важнейшая составляющая личностного самоопределения, то, очевидно, сколь неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становлении личности.

                 Поэтому одной из  главных задач воспитателя является формирование в сознании воспитанников отношения к профессии как к цели, а не как к средству. и, таким образом, создание целостной модели будущего: "успешное окончание школы - ПТУ, техникум - возможно институт - профессия, отвечающая интересам, склонностям, способностям - работа, удовлетворяющая желаниям и соответствующая требованиям жизни и рынка - повышение общечеловеческой культуры, личностного развития и профессионального роста.

Формирование жизненных планов учащихся-сирот, рассматривается, как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов, важно включиться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования: актуальности, прогностичности, рациональности, реалистичности и  контролируемости .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка для развития творческих способностей у воспитанников детского дома через народное творчество "Праздник урожая!.

Открытое мероприятие по фольклору, направленное на развитие творческого потенциала у воспитанников детского дома через народное творчество....

Учебно-методическая разработка по развитию творческих способностей у воспитанников детского дома "Русские посиделки".

Мероприятие рекомендовано для продолжения знакомства с традициями и обрядами русского народа и вовлечения детей в организацию и проведение праздников и досуга....

Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

Программа по развитию творческого воображения у воспитанников детского дома

Проблема развития творческого воображения воспитанников является актуальной в современном мире. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активно...

Развитие познавательной активности у воспитанников детского дома

Описание опыта работы по развитию познавательной активности у воспитанников детского дома...

Формирование навыков жизни в семье у воспитанников детского дома»

Выступление на методическом объединении по теме самообразования....