Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11. Химия для профессиональных образовательных организаций(ППКРС)
рабочая программа

Балашова Наталья Александровна

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11. Химия  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ от 17 мая 2012 года № 413) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Химия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (протокол от 21 июля 2015 г. №3;  зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО 20.06.2016г., регистрационный номер ООЦ-12-160620).

Содержание Программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее - ППКРС) по профессиям:

08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.11._himiya_ppkrs.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»


ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11.ХИМИЯ

 

общеобразовательного учебного цикла

по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих

технический профиль

Калуга, 2018

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11. Химия  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ от 17 мая 2012 года № 413) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Химия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (протокол от 21 июля 2015 г. №3;  зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО 20.06.2016г., регистрационный номер ООЦ-12-160620).

Содержание Программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее - ППКРС) по профессиям:

08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Организация-разработчик:

ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Балашова Н.А., преподаватель высшей  квалификационной категории

 Рассмотрена  на заседании методической комиссии

общеобразовательных дисциплин                              

Протокол от «15» мая 2018  г. №10

                                                 

                                


СОДЕРЖАНИЕ

 Название разделов

стр.

1. Пояснительная записка

4

2. Общая характеристика учебной дисциплины

6

3. Место учебной дисциплины в учебном  плане

8

4. Результаты  освоения учебной дисциплины

9

5. Содержание учебной дисциплины

11

6. Тематическое планирование

20

7.Характеристика основных видов деятельности обучающихся

22

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

26

9. Литература

27


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена  для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в  пределах  освоения  программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.

Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями СПО технического профиля  профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ППКРС.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина Химия является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Общеобразовательная учебная дисциплина Химия входит в общеобразовательный учебный цикл учебного плана ППКРС для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

• метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

• предметных:

− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии.

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество веществ. Стехеометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава вещества. Закон Авогадро и следствия из него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ, коллекция простых и сложных веществ.  

Практические занятия.  Решение расчетных задач

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических  элементов  Д.И.Менделеева и строение атома.

        Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды, группы. Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Строение электронных оболочек.  Электронные конфигурации атомов химических элементов. Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов  Д. И. Менделеева.

Практические занятия. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Тема 1.3. Строение вещества.

        Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

        Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный, донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Атомные и молекулярные кристаллические решетки. Свойства веществ с атомными и молекулярными решетками.

        Металлическая кристаллическая решетка  и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда», алмаза, графита.

Практические занятия. Определение вида химической связи в соединениях и свойств веществ в зависимости от состава и строения

Тема 1.4.Вода.  Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода как растворитель. Растворимость веществ: насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с полярной ковалентной и ионной связью. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакции ионного обмена до конца. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете представлений об электролитической диссоциации

Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости.

Практические занятия. Приготовление раствора заданной концентрации. Условия протекания реакции ионного обмена до конца.

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты, их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по разным признакам.

Основания, их свойства. Химические свойства оснований в свете электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной азотной и серной кислот с металлами.  

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Способы получения солей.  

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, кислотные и амфотерные оксиды. Получение оксидов.

Амфотерность.

Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция.

Практические занятия. Химические свойства кислот и оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Тема 1.6. Химические реакции

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Метод электронного баланса.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химической реакции. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, давления. 

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ.

Практические занятия. Исследование факторов, влияющих на скорость химической реакции. Расстановка коэффициентов в окислительно- восстановительных реакциях методом электронного баланса.

Тема 1.7. Металлы и неметаллы.

Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Характеристика соединений неметаллов: оксидов, гидроксидов, водородных соединений. Кислородсодержащие кислоты. Подгруппа галогенов. Свойства и применение галогенов и их соединений. Распознавание галогенов. Подгруппа кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Характеристика элементов и их соединений подгруппы кислорода. Оксиды серы.

Особенности строения атомов металлов и кристаллов. Щелочные и щелочно-земельные металлы, алюминий, железо, медь, цинк и их соединения. Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические свойства и химические свойства металлов. Коррозия металлов, способы борьбы с ней.

Демонстрации. Коллекции металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами. Горение металлов. Коллекция неметаллов. Горение неметаллов. Коллекции продукции силикатной промышленности.

Практические занятия. Ознакомление с коллекциями неметаллов, металлов и их сплавов.

Раздел 2. Органическая химия

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и  теория строения органических соединений  А.М.Бутлерова.

Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Ее основные положения. Особенность электронного строения атома углерода Структурные формулы. Гомология и изомерия — причины многообразия органических соединений Зависимость свойств органических веществ от химического строения, понятие углеводородов. Классификация органических соединений.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное определение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Практические занятия. Изготовление моделей органических веществ. 

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники.

        Алканы. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. химические свойства алканов. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства этилена. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола. Применение бензола на основе свойств.

Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и нефтепродуктов. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Практические занятия. Ознакомление с коллекциями образцов нефти, угля и  продуктов их переработки; каучуков и образцами изделий из резины.

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

        Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие ио предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола. Применение эталона на основе свойств. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

        Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства. Получением окислением соответствующих спиртов. Применение альдегидов на основе свойств.

        Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной  кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств.

        Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

        Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал, целлюлоза). Значение углеводов в природе и жизни человека.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Качественная реакция на крахмал.

Практические занятия. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные  дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислоты на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Химические свойства белков. Биологические свойства белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Демонстрации. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. 

Практические занятия.  Распознавание волокон и пластмасс.

Примерные темы рефератов (докладов),

индивидуальных проектов

• Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

• Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

• Современные методы обеззараживания воды.

• Аллотропия металлов.

• «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»

• Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.

• Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

• Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

• Плазма — четвертое состояние вещества.

• Аморфные вещества в природе, технике, быту.

• Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

• Защита озонового экрана от химического загрязнения.

• Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

• Косметические гели.

• Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

• Минералы и горные породы как основа литосферы.

• Растворы вокруг нас. Типы растворов.

• Вода как реагент и среда для химического процесса.

• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

• Серная кислота — «хлеб химической промышленности».

• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

• Оксиды и соли как строительные материалы.

• Поваренная соль как химическое сырье.

• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

• Реакции горения на производстве и в быту.

• Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика,

гальваностегия.

• История получения и производства алюминия.

• Электролитическое получение и рафинирование меди.

• Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.

• История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

• Рождающие соли — галогены.

• История шведской спички.

• История возникновения и развития органической химии.

• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

• Современные представления о теории химического строения.

• Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

• Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

• Углеводородное топливо, его виды и назначение.

• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

• Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

• Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.

• Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При  реализации  содержания  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Химия» в  пределах  освоения  ППКРС  на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет — 171 час*, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 114 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 57 часов*.

Вид учебной работы

Количество часов

Содержание обучения

Аудиторные занятия

В т.ч. практические занятия

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

56

18

1.1. Основные понятия и законы

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева и строение атома

1.3. Строение вещества

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая

диссоциация

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

1.6. Химические реакции

1.7. Металлы и неметаллы

6

4

6

8

10

10

12

2

2

2

4

2

2

4

2

2. Органическая химия

58

10

2.1. Основные понятия органической химии

и теория строения органических соединений

2.2. Углеводороды и их природные источники

2.3. Кислородсодержащие органические

соединения

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Дифференцированный зачёт

6

20

16

14

2

2

2

2

4

Итого

114

28

Внеаудиторная самостоятельная работа*

Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

57

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

171*

28

*  - только для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Важнейшие химические

понятия

Умение давать определение и оперировать следующими хи-

мическими понятиями: вещество, химический элемент, атом,

молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлек тролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восста-

новитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия,гомология

Основные законы

химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием

этих законов и написанием химических формул и уравнений.

Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева.

Объяснение физического смысла символики периодической

таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения

свойств элементов и образованных ими веществ в периодах

и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их

положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и отно-

сительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитиче-

ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Важнейшие вещества

и материалы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Аналогичная характеристика важнейших представителей

других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот, моносахаридов (глюкозы), дисаха-

ридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы),

анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс

Химический язык

и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности

химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

Классифицикация веществ и процессов с точки зрения

окисления-восстановления. Составление уравнений реакций

с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Химический экспери-

мент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного

эксперимента

Химическая информа-

ция

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

Использование компьютерных технологий для обработки

и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Расчеты по химическим

формулам

и уравнениям

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ »

Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах  освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего кабинета химии с лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:

• рабочее место преподавателя;

• натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

• печатные и экранно-звуковые средства обучения;

• средства новых информационных технологий;

• реактивы;

• перечни основной и дополнительной учебной литературы;

• вспомогательное оборудование и инструкции;

• библиотечный фонд.

  1. ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся 

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Академия, 2015.

Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. Академия, 2015.

Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. Академия, 2015.

Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Для преподавателя

Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.10 «Мастер производств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Уровень основной образовательной программы: базовыйПрофессия: 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»Профиль: естественнонаучныйФорма обучения: очнаяСрок освоения ППКРС: 2 года 10месяцев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевое и системное администрирование 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сис

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.26 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

     Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организация...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 15.01.35 «Мастер слесарных работ» 08.01.24 «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекол

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» базовой подготовки

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реа...