«Использование физиологических особенностей детей при обучении хореографии»
статья

Статья для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование физиологических особенностей детей при обучении хореографии»

Скородумов А.В., педагог дополнительного образования

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человека.

Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духовное развитие ребёнка, но и физическое, что очень важно для подрастающего поколения. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность.

С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. На сегодняшний день, особенности реализации дополнительных профессиональных программ определяются в соответствии с частями 3-7 статьи 83 и частями 4-5 статьи 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. В системе дополнительного образования реально осуществляются разные виды воспитания, например, профессиональное и социальное.

Современное общество очень маленькое внимание уделяет культуре. Большинство родителей не в состоянии не только квалифицированно формировать эстетические и двигательные способности детей, но и заниматься их полноценным воспитанием и развитием, поэтому актуальней становится необходимость раннего дошкольного развития. Во многие хореографические коллективы и кружки, на первый год обучения, дети принимаются с пятилетнего возраста, для обучения которых нужна программа, отвечающая их возрастным особенностям. На данном этапе появляется проблема. Очень сложно подобрать, из уже имеющихся программ ту, которая бы отвечала всем требованиям.

Во главе детских хореографических коллективов стоят квалифицированные специалисты. Однако опыт их деятельности, уровень образования, организаторские, педагогические, аналитические и прочие способности не одинаковы. Отличают их личностно-профессиональные приоритеты. Одни нацелены на физическое развитие своих воспитанников и формирование профессионально значимых качеств, другие – на результаты в концертной деятельности, третьи стремятся раскрыть индивидуальные особенности личности, четвертые – сформировать творческие способности и т.д. У каждого из руководителей могут возникать вопросы, связанные с организацией урока для детей и содержанием занятий на начальном этапе обучения, с выбором методов активизации деятельности воспитанников, с поиском источников создания репертуара, с определения принципов формирования музыкальной культуры детей и т.д.

В последнее время на Интернет – сайтах и в печатных изданиях стали появляться публикации, предлагающие методики обучения хореографии. В некоторых пособиях, например, «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М., недостатком является то, что физическому развитию учащихся не уделяется должного внимания – нет специальных упражнений для развития гибкости, укрепления осанки и т.д.

Общие вопросы теории и методологии музыкально-ритмического воспитания начнем рассматривать с сущности обучения детей и его структуры.

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появится. Следовательно, отношение «педагог-ученик» не

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать время занятий.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

- стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

- организация их познавательной деятельности по овладению знаниями и умениями.

- развитие мышления, памяти, творческих способностей.

- совершенствование учебных умений и навыков, выработка нравственно-эстетической культуры.

Танцевальное искусство подразумевает многогранное развитие: умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивать и тренировать мышечную силу, пластику тела и его выразительность. Занятия хореографией дают организму нужную физическую нагрузку. Правильная осанка, основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе – это тот минимум, который получает ученик хореографического коллектива.

В хореографии музыкально-ритмическое воспитание решает многие задачи. В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, решаются задачи эстетического воспитания детей. Музыка хорошо подобранная к движениям, помогает детям закреплять


2. Упражнения на согласование движений с музыкой. Во время выполнения этих упражнений учащиеся глубже понимают музыкально-двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Возможность использования бесконечных вариаций движений в зависимости от создаваемого образа позволяет детям расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение детьми групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формировании. Коллективистских качеств личности. Твердый регламентированный порядок занятий дисциплинирует детей, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.

В соответствии с педагогическим влиянием и разносторонним физическим и интеллектуальным воздействием на занимающихся средства музыкально-ритмического воспитания характеризуются следующим образом:

  1. Элементарные основы музыкальной грамоты. Для сознательного восприятия музыкальных произведений и проведения под музыку различных упражнений необходимы знания о средствах музыкальной выразительности (ритме, темпе, динамике и т. д.). В процессе систематического слушания и анализа музыкальных произведений у учащихся развиваются музыкальные способности и художественный вкус.
  2. Определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкального произведения.
  3.  Музыкальные игры применяются для закрепления полученных умений и навыков в согласовании движений с музыкой. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание. Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в уроке в зависимости от ситуации. На уроках ритмики игра может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость.

Упражнения из хореографии. Подготовительные упражнения необходимы учащимся для овладения начальными хореографическими навыками.

Разнообразие основных средств, специфика их содержания, строгая регламентация деятельности учащихся сформировали следующие методические особенности музыкально- ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

1. Систематическое слушание музыкальных произведений и их анализ позволяет вникать в сущность музыки, раскрытию ее содержания.


2. Возможность широкого использования специальных упражнений, построенных на связи движений с музыкой. У учащихся появляются умения регулировать степень мышечных напряжений, согласовывать скорость производимых движений с музыкальным темпом, характер движений с музыкальным ритмом.

3. Возможность относительного избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, части тела, опорно-двигательный аппарат учащихся в целом. Специальный подбор музыкально-ритмических упражнений, возможность варьировать исходные, промежуточные и конечные положения позволяют успешно формировать необходимые двигательные качества и исправлять недостатки физического развития учащихся.

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки.

Методические особенности музыкально-ритмического воспитания взаимосвязаны между собой. При правильном их применении успешнее решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические и физиологические особенности детей старшего школьного возраста

Краткое описание психологических и физиологических особенностей подростков старшего школьного возраста...

Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"

При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...

статья "Психологические особенности детей при обучении игре на фортепиано"

В данной статье раскрываются психологические особенности и характера личности и их учёт в становлении юного музыканта.Статья призвана помочь педагогам музыкального направления системы дополнительного ...

Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 летнего возраста.

.Развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит не одновременно. Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет. При работе с подросткам...

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.

В данной работе представлены теоретические основы использования принципа "учёт возрастных особенностей" в обучении детей младшего школьного возраста, особенности и методика использования дан...

Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста....

"Анатомо-физиологические особенности детей 13-15 лет"

         В естественном развитии человека существуют разные периоды для развития определенных физических качеств. Подростковый возраст 15-13 лет не является исключением...