Беседа: «Здравствуйте, птицы!»
план-конспект занятия (5 класс)

Игонченкова Нина Николаевна

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Здравствуйте, птицы!»

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.  



Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в подготовительной группе. 

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа:чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»

На ковролине дерево, на нём птицы.  Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна. А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д. Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).  

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год). — Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа по теме «Перелетные птицы» 

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).  Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками. 

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца. 

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы).  Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения 

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

 Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда! 
Не ломать ветки! 
Солнце ласково смеётся, 
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся 
Разговорчивый ручей. 
После зимней тишины 
После стужи зимней, 
Из – за гор, из – за морей 
Прилетают птицы. 

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу» 

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю, 
Воротившись с юга в срок. 
А вот песни занимаю 
Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда, 
Соседкам яйца оставляет 
И о птенцах не вспоминает. (кукушка) 
Верещунья – белобока 
А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет, 
А ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок, 
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу, 
Червяка добыть хочу. 
Хоть и скрылся под корой, 
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа. 
Считалка: 
Тили – тели, птички пели, 
Взвились к небу, полетели. 
Стали птички гнёзда вить 
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал». 
Дети идут по кругу и произносят слова: 
В лесу во лесочке 
На зелёном дубочке 
Птицы весело поют. 
Ай, птицелов идёт? 
Он в неволю нас возьмёт.
Кар – кар – кар! (ворона) 
Чик – чирик, чив – чив! (воробей) 
Синь – синь – синь! (синица) 
Чай – пить, чай – пить! 
С сахаром (дрозд) 
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик) 
Юла – юла – юла! (жаворонок) 
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец) 
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.  

 Голуби разворковались – к ясной погоде.    

Птицы хохлятся – к дождю.    

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.    

Воробьи купаются в пыли – к дождю.    

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.  

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.  

Чтоб от вредных насекомых   
Сады цветущие не гибли зря,   
Всегда, в любое время года,   
Берегите птиц друзья!   
Что значит беречь птиц?  

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.   
И сегодня в день весенний,   
Справим птичье новоселье.   
Эти домики все вместе,   
На берёзах мы развесим.   
Мы, ребята – дошколята   
Приглашаем всех пернатых,   
Прилетайте, кто захочет.   
Мы вас любим очень – очень.  

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».  

Практическая работа на улице 

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Здравствуй театр"

Цель: Прививать любовь к театру; продолжать знакомить ребят с конкретными правилами поведения в театре; обогащать словарный запас, продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами; развивать арти...

Сценарий внеклассного мероприятия "Здравствуйте, птицы!"

Повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся, привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса...

Беседа "День птиц"

1 апреля - Международный День птиц....

Беседа "Зимующие птицы"

Данное мероприятие познакомит воспитанников с птицами, неулетающими на юг осенью, поможет детям научиться отличать птиц нашего региона друг от друга и объяснит, как ухаживать за птицами зимой....

Технологическая карта урока развития речи "Здравствуйте,птицы"

Цель урока: закрепить представления детей о весне и ее признаках,  различать птиц по внешнему виду и голосу, закрепить знания обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнени...

"Здравствуйте, птицы"

Экологический праздник в 7 классах, посвящённый Дню Птиц...