ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал

Бугаева Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

С.В. Бугаева

учитель  изобразительного искусства, технологии МБОУ «Озерная средняя школа №9» Республики Хакасия

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Продолжая  мысль великого педагога, я убеждена, что одной  из важных задач педагога дополнительного  образования является создание условий для включения ребёнка в процесс творчества и поиск  методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления ребёнка и его способности  к «конструированию» собственногоздоровья.
Исследования И.И. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, М.М.Кольцовой, Е.И. Исениной выделили один важнейший компонент, который является показателем интеллектуальной зрелости ребенка и  успешно влияет на формирование умственного развития.  Способствует развитию внимания, памяти, связной речи, умению логически рассуждать - это повышение уровня владения мелкой моторикой рук школьника.

При всем многообразии  форм деятельности, развивающей мелкую моторику -лепка  остается самым осязаемым видом художественного творчества, уровень мастерства в котором целиком зависит от владения собственными руками. Лепка - это специфическое образное познание действительности и, как всякая  познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты древности утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По словам известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

Современные исследования  физиологов подтверждают связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».Развитие мелкой моторики рук способствует формированию всех высших корковых функций: это память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

На  занятиях по внеурочной деятельности кружка «Лепка» я применяю различные  виды   деятельности, такие как,  например: самостоятельная работа с различными изобразительными  средствами, беседы, просмотр   видеоматериалов, лепка, конструирование, рассматривание наглядных пособий, что позволяет избежать переутомления, поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени детям  с разными темпераментами.  Обязательное применение  на занятиях  физкультурных и динамических пауз позволяет снять усталость, напряжение и сохранить физическое здоровье.
В работе с детьми я также использую различные пластичные материалы для лепки: пластилин, глину, соленое тесто.Для полноценного тренинга мышц кистей рук необходимы движения и для напряжения, и для расслабления. Оптимальную нагрузку на пальцы дает пластилин  - довольно жесткий материал.Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает общему восприятию конфигураций. Кроме того, цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей. Нужно учесть также, что младшим школьникам трудно обрабатывать этот материал, даже если его разогревают перед занятием. Пластилин хорошо использовать в работе с детьми, у которых в достаточной мере развиты мелкие мышцы рук и уже проявляется желание изображать мелкие детали предметов: украшения одежды,  растительные формы в сюжетной лепке и т.п.Изделия из глины  после просушивания можно окрашивать гуашью, но ее пластические характеристики позволяют выполнять только крупные обобщенные формы, и сама методика лепки из нее не проста для младших дошкольников. Некоторые трудности представляет собой и подготовка глины к работе. Хранится она очень долго, но необходимо регулярно проверять ее состояние, не допуская пересушивания. Глину, выбранную из грунта, необходимо очищать, а это довольно длительный процесс. Соленое тесто не только экологически чистый, но и  универсальный материал. Оно легко заготовляется в любом необходимом количестве. Прежде всего тесто - материал однотонный, поэтому дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком соленого теста позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Изделия из него после просушивания можно окрашивать гуашью.  И к тому же лепка из теста нагружает руки упражнениями другого характера - статическими, это своеобразный пилатес.

Pilates - широко известная и популярная во всем мире система физических упражнений, созданная Джозефом Пилатесом больше ста лет назад.  Основным принципом этой методики являются равновесие физических, умственных и духовных качеств. Все упражнения делаются медленно, плавно, требуют полной концентрации и контроля над техникой их выполнения. Именно так можно охарактеризовать главную особенность техники лепки из соленого теста.

Занятия лепкой оказывают комплексное воздействие на кожную систему тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) рук. В этом есть свое преимущество.

Во - первых, ребенок усваивает сенсорный эталон (мягкий, липкий, шершавый и т. д.), что расширяет его представление об окружающем мире.

 Во - вторых, пальцы становятся более чувствительными и гибкими, в них улучшается кровообращение.

В - третьих, возрастает объем и разнообразие движений.

В - четвертых, развивается умение подражать взрослому, ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределятть.

Мелкая моторика не является безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития. Учеными подтверждено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга - у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. А это основное условие успешного обучения.

С раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер его личности, всех его свойств и качеств.
Самое важное, что   здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка — тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

  1. Горбичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,  пластилина. Ярославль, 1998
  2. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. М.: “Просвещение”, 1980
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997
  4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М., 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке "Цветочный дизайн"

Опираясь на народную мудрость: "Лучше предупредить, чем предотвратить", понимаешь, что одной из важнейших задач образования является воспитание здоровой, социально адаптированной личности. В статье ра...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу...

Применение здоровьесберегающих технологий на этапе научно-исследовательской деятельности учащихся

В настоящей заметке поднимается одна из актуальнейших проблем современного образования - способы сохранения здоровья учащегося. В связи с требованиями ФГОС больше времени уделяется на самостоятельную ...

«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку»

Термин  «здоровьесбережение»  получил  широкое  распространение  в  педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, на...