Применение здоровьесберегающих технологий на этапе научно-исследовательской деятельности учащихся
статья (10 класс) на тему

Князев Максим Николаевич

В настоящей заметке поднимается одна из актуальнейших проблем современного образования - способы сохранения здоровья учащегося. В связи с требованиями ФГОС больше времени уделяется на самостоятельную учебную деятельность ребёнка, в старшей школе - на научно-исследовательскую (проектную) деятельность. Если в среднем звене учитель может проследить за тем, как ребёнок использует своё учебное время, то в старшем звене, где акцент делается на самостоятельную работу, учителю приходится надеяться на сознательность самих учащихся.

В заметке автор распределяет существующие здоровьесберегающие технологии по двум уровням: психологическому и физиологическому и рассматривает спицифику каждого перечня отдельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Князев М.Н.


Применение здоровьесберегающих технологий на этапе научно-исследовательской деятельности учащихся

        Охрана здоровья человека – одна из актуальнейших проблем современности. Среди детей, обучающихся в учебных заведениях по программам начального, общего и среднего образования полностью здоровых лишь единицы.
Здоровье человека является объектом изучения многих наук, и задача ставится одна: разработка гигиенических норм и правил, а также способов сохранения здоровья человека, поскольку здоровье является одной из жизненных ценностей. В сферу интересов педагогики входит разработка здоровьесберегающих образовательных технологий, которые в широком смысле предполагают все образовательные технологии, не наносящие вред здоровью учащихся.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии реализуются на двух уровнях - психологическом и физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным на уроке обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
        Однако личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Научно-исследовательская деятельность учащихся выводится во внеурочную работу, которая может контролироваться учителем (консультация, доклад на конференции), а может и не контролироваться (работа учащегося дома за компьютером или с книгой, самостоятельные полевые исследования). Поэтому перед учителем стоит задача показать ребёнку систему действий, направленных на сохранение его собственного здоровья и воспитать в нём убеждение в необходимости выполнения этих действий в процессе проведения самостоятельного научного исследования.
        Юный исследователь должен знать, что если он работает с электронной техникой (компьютер, ноутбук, нетбук, i-pod, электронная книга, смартфон), существуют гигиенические требования к организации работы с электронным устройством. Согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.2.542-96 (п.9.4.2 – 9.4.3), непрерывная длительность занятий с электронным устройством не должна превышать:

- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;
- для учащихся II - V классов - 15 минут;
- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;
- для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут; длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут.

I. Здоровьесберегающие технологии на физиологическом уровне.

Однообразность способствует утомлению. Средняя продолжительность  различных видов учебной деятельности – 10-15 минут. Затем проводится комплекс упражнений для снятия зрительного утомления, смена вида деятельности, упражнения для снятия общего напряжения, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, упражнения для снятия утомления плечевого пояса и рук, упражнения для снятия статического утомления туловища и ног. Релаксационные упражнения - включение аудиозаписей, прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки.

II. Здоровьесберегающие технологии на психологическом уровне.
Учитель стимулирует внутреннюю мотивацию учащегося и создаёт благоприятный эмоционально-психологический климат: стремление к познанию, радость от активности, интерес к изучаемому предмету, к разработке своих методов познания, убеждает в практической значимости результатов научного исследования и т.д. Учитель стимулирует интерес учащегося к экспериментальной и творческой работе с учётом его возрастных особенностей.
        Хороший результат даёт использование интерактивных и дистанционных средств обучения – проведение онлайн-конференций, вебинаров, переписка по электронной почте.
Спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:
   В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
   В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость, инициативу, избирательность в способах работы;
   В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
   В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Основными задачами применения информационных технологий  на уроках являются:-повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету;-повышение самостоятельности и активности при изучении математики...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.Статья.

Статья о различных способах и приемах применения информационных технологий при изучении математикт....

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на этапе освоения стандартов второго поколения».

Доклад о здоровье сберегающих технологиях на уроках биологии и их применении....