статья Особенности преподавания математики в медицинском колледже
статья

В статье описываются особенности преподавания математики в медицинском колледже. преподавание математики строится на профессиональной направлленности математической подготовки студентов медицинского колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания математики в медицинском колледже

Дашеева Туяна Валерьевна,

Кяхтинский филиал ГАПОУ «ББМК МЗ РБ»

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности:

  • Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
  • Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
  • Умение находить закономерности.
  • Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
  • Способность быстро соображать и принимать решения.

Особенность изучения математики в СПО заключается в том, что уровень владения математическим аппаратом для обучающегося колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Обучение математике в учреждениях системы СПО включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО. 

Известно, что обучающиеся в большей степени ориентированы на получение профессии (специальности) и в значительно меньшей – на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена интеграция математического содержания с предметами профессионального цикла.

Цели преподавания математики в колледже:

1) овладение обучающимися основами математических знаний;

2) формирование математической культуры обучающихся;

3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа – умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин.

Математика позволяет формировать следующие профессиональные знания будущей медицинской сестры:

  • метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
  • показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
  • медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);
  • показатели функционирования систем и органов человеческого организма;
  • правила заполнения нормативной медицинской документации.

Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:

  • составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;
  • оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
  • вести расчеты медико-демографических показателей,
  • читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;
  • умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.

Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.

Возможных форм работы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:

  • составление и решение задач с производственным содержанием;
  • иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионального цикла;
  • использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;
  • применение на занятиях математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;
  • проектная и исследовательская деятельность студентов

Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике. Показ математических моделей реальных ситуаций в профессиональной деятельности и их решение приводит к пониманию роли математики в будущей профессии. Применение прикладных методов для решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у студентов кругозор использования информационных технологий. В процессе решения студентами практикоориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математические знания в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она должна способствовать осознанию ценности математики для будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств и приёмов умственной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.
  2. Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.
  3. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.
  4. Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.
  5. Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / П. Г.     Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Особенности преподавания географии в рамках ФГОС»

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении насе...

Статья" Особенности преподавания изобразительного искусства."

Особенности преподавания изобразительного искусства в системе Развивающего обучения....

Статья «Особенности преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинских училищах и колледжах»

Статья опубликована в сборнике " Актуальные проблемы преподавания словесности в средних профессиональных организациях медицинского профиля" в соавторстве с преподавателем  русского языка и культу...

доклад Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» в медицинском колледже

В статье раскрываются основные моменты организации самостоятельной работы студентов в медицинском колледже. Рассматривается один из видов самостоятельной работы - это рабочая тетрадь на тему "ари...

Статья: «Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании»

В статья рассматривается вопрос выбора приёмов и методов формирования и развития общих компетенций....

Формирование творческого мышления обучающихся на уроках математики в медицинском колледже

В статье рассматриваются творческие задания для обучающихся в медицинском колледже на уроках математики. Авторы описывают креативный урок математики по теме «Применение математики в медицине&raq...

Статья "Особенности преподавания нового курса «Вероятность и статистика» для учащихся 7-8 классов в общеобразовательной школе в рамках реализации нового ФГОС на предмете «Математика»

В статье отражены особенности преподавания курса «Вероятность и статистика» в образовательной организации, их актуальность для обучения математике школьников.Ключевые слова: ФГОС ООО, осно...