Статья "Интерактивные обучающие системы в образовании"
статья

Безнуско Лидия Олеговна

Современные требования к учебному процессу тесно связаны с развитием науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования развития профессиональных навыков обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

                                                                     Безнуско Л.О.

Преподаватель

Частное учреждение -  профессиональная образовательная организация

«Краснодарский техникум управления, информатизации и сервиса»

Современные требования к учебному процессу тесно связаны с развитием науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования развития профессиональных навыков обучающихся.

В настоящее время интерактивные технологии развиваются быстрыми темпами. Преимущества их очевидны: использование в учебной деятельности интерактивных технических средств стимулирует коллективную работу обучающихся, делает более значительным взаимодействие с преподавателем; работа с ними проста и интересна, есть возможность использовать мультимедийные объекты, текст, аудиофайлы, графику, видео, построение таблиц, диаграмм в одном приложении.

Программные средства для данной аппаратуры являются универсальными, что позволяет использовать их совместно с популярными операционными системами (Microsoft Windows, Linux, Mac OS).

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый преподаватель может самостоятельно придумать новые формы работы с аудиторией.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Процесс обучения сегодня немыслим без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков обучающихся.

В качестве технических средств обучения используют интерактивную приставку, интерактивные проекторы, интерактивные планшеты, интерактивные панели, интерактивную пленку,  белую доску, интерактивные доски.

Интерактивная приставка не имеет специальной рабочей поверхности, но превращает обычную аудиторную маркерную доску белого цвета в интерактивную. Это является серьёзным преимуществом системы, поскольку обеспечивается мобильность (однако увеличивается риск утраты аппаратуры). Прибор поставляется в виде небольшого складного устройства, закрепляемого с помощью вакуумных присосок к обычной аудиторной доске произвольного размера. Устройство представляет собой акустическую антенну, воспринимающую ультразвуковые сигналы, возникающие при движении маркера по доске. Дополнительно используется также инфракрасное сканирование. В результате обеспечивается исключительно точное определение позиции маркера или стилуса [6].

Все интерактивные приставки делятся на три типа:

  • работа в режиме копи-доски;
  • работа в режиме интерактивной доски;
  • работа в обоих перечисленных режимах.

Режим копи-доски не предназначен для работы с проектором. Такая интерактивная приставка сохранит только то изображение, которое нанесено с помощью обычных маркеров. Данный режим будет полезен там, где используют только рукописный текст.

Режим интерактивной доски предназначен для работы с проектором. Он позволяет сохранять пометки, нанесенные поверх проецируемого проектором изображения. Данный режим пригодится там, где используется работа с графиками и другими изображениями, но есть необходимость делать заметки поверх проецируемого изображения. Полноценная интерактивная приставка, по своим функциям полностью повторяет интерактивную доску. Она позволяет делать все вышеперечисленные действия, т.е. работать в режиме интерактивной доски и в режиме копи-доски. Это ставит приставку примерно на один уровень с интерактивной доской, при этом делая ее более доступной по цене. Кроме того, обладая возможностями схожими с теми, что предлагает интерактивная доска.

 Интерактивные проекторы, в первую очередь, позволяют полностью отказаться от различных дополнительных устройств, которые по идее должны обеспечивать ту самую интерактивность, позволяющую участвовать в процессе работы с выводимым изображением. Теперь не нужна интерактивная доска, которая раньше брала на себя эти обязанности. Теперь не нужна интерактивная приставка, которая раньше заменяла интерактивную доску. Все свелось к тому, что из первоначальных трех устройств для работы (компьютер – проектор – интерактивная доска) сначала заменилось одно устройство, а с появлением интерактивного проектора третье устройство и вовсе исчезло за ненадобностью. Проектор взял на себя функции не только в выдаче изображения, но и в обработке сигналов, поступающих от поверхности, на которую проецируется картинка.

Интерактивные проекторы в своей работе используют специальное интерактивное перо или маркер, которым можно рисовать, выделять и перемещать изображение. Причем интерактивное перо необязательно использовать, находясь в непосредственной близости от изображения, - его можно использовать удаленно – оно работает как лазерная указка. Это даст полную свободу для работы с проецируемым изображением.

Интерактивный планшет - современное устройство ввода информации, подключаемое к компьютеру. Интерактивные планшеты, так же как и интерактивные доски предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях.

В качестве плюсов можно отметить, что он дешевле интерактивной доски и в некоторых случаях с помощью интерактивного планшета и обычного настенного экрана удается воспользоваться привычным функционалом интерактивной доски. Также планшет позволяет учителю (докладчику) управлять компьютером, делать рукописные записи (как на меловой или маркерной доске), аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ. И все это - из любой точки аудитории, свободно передвигаясь по ней. Изображение выводиться на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора, подключаемого к компьютеру, а управление производиться с поверхности планшета[8].

Интерактивная панель - современное устройство отображения и ввода информации, подключаемое к компьютеру, сочетает в себе жидкокристаллический монитор и "интерактивную доску". Учитель (докладчик) может одновременно получать информацию на монитор и управлять компьютером, делать рукописные записи (как на меловой или маркерной доске), аннотации и комментарии поверх запускаемых на компьютере программ прямо с поверхности монитора.

Интерактивные панели, так же как и интерактивные доски (планшеты) предназначены для использования в учебном процессе, презентаций, докладов и т.п. в условиях образовательных учреждений, залах для конференций, актовых залах, переговорных, в коммерческих, общественных и государственных учреждениях[9].

Интерактивная пленка имеет второе название touch screen. Она представлена в виде пленки с сенсорными датчиками, реагирует на любое прикосновение. При наличии специального программного обеспечения, интерактивная touch screen пленка управляет системой аналогично компьютерной мыши. Таким образом, с помощью данной пленки можно найти необходимую информацию, сделать записи, исправления, пометки, рисунки, добавить то, что вам нужно, т.е. управлять контентом, всего лишь касаясь экрана пальцем, как в перчатках, так и при их отсутствии.

Пленка создана для многократного применения. Ее возможно использовать в любом удобном месте. Она наносится и снимается без особых затруднений, не оставляя следов от клеящей поверхности.

Интерактивные пленки делятся на два вида:

  • интерактивная пленка обратной проекции. Она крепится на светоусиливающий экран. Скорость реакции при касании зависит от толщины стекла. Подключается через USB-порт;
  • интерактивная пленка на монитор. Подходит для любых видов мониторов, превращая его в сенсорный экран. Сверху устанавливается светоусиливающий экран, и защитное стекло. Подключается через USB-порт.[10]

Технология интересная, но, совершенно непригодна для обучения. Для этой интерактивной системы необходим монитор, на который будет крепиться плёнка, а так как размеры плёнки довольно большие (диагональ - 30`` - 80``), необходим экран с такой же диагональю, который стоит недёшево.

Белая доска - Whiteboarding (дословно — рисование на белой доске) — размещение совместно используемых файлов на экранной «совместной записной книжке» или «белой доске». Программное обеспечение для видеоконференций и дата-конференций часто включает средства, позволяющие пользователю делать отметки на электронной доске примерно так, как он сделал бы это на обычной настенной доске.

Главное свойство данного типа приложений — позволять более чем одному человеку одновременно работать над изображением, с синхронизацией двух версий друг с другом почти в реальном масштабе времени [4].

Аналоговым вариантом белой доски является обычный офисный флипчарт - магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота.

Интерактивные доски -  интерактивные технологии доказали свою состоятельность в учебных процессах, в организации производства, а также в некоторых специализированных учреждениях и организациях. Современному человеку требуется непосредственное участие во всех этих процессах, но, в то же время он не желает тратить на это много усилий. Кроме того, к этим устройствам предъявляется ряд дополнительных требований: они должны быть компактными и недорогими. Такое решение есть — это интерактивные доски, которые появились в России в 1991 г[5].

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • соответствующее программное обеспечение;
  • и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером.

Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.

К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время занятия. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных онлайн библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.

Преподаватель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В ходе лекции он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия преподавателя или студента. При необходимости можно одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской позволяет также добиться оптимизации учебного процесса.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Кроме того, интерактивное обучение формирует у обучающихся способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный обучающийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность преподавателя, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Литература

  1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2014.
  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
  3. Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2014.-№20, С.14-37.
  4. Белая доска URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Whiteboarding
  5. Интерактивная доска URL: http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/138-interaktivnoe-obuchenie.
  6. Интерактивная приставкаURL: ttp://vdex.ru/articles/interaktivnie_pristavki:_zamena_interaktivnoy/.
  7. Интерактивный проектор URL: http://vdex.ru/articles/interaktivnie_proektori._plyusi_i_minusi.
  8. Интерактивный планшет URL: http://www.intelin.ru/catalog/planshet.php
  9. Интерактивная панель URL: http://www.intelin.ru/catalog/paneli.php .
  10. Интерактивная плёнка URL: http://www.inter-systems.ru/index.php?route=product/category&path=38 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для проведения окружнго семинара «Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования»

Целью данного семинара было осветить возможность проектной деятельности в дополнительном образовании детей.В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:1. Исследовательская деятельность у...

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....

Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В    Положении о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС  размещен материал  о её принц...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе доп. образования

В презентации к семинару представлены исследовательская деятельность и её результаты Мега-клуба ЗДТДиМ за 2010-2015 годы....