Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе доп. образования
презентация к уроку по теме

Волкова Евгения Витальевна

В презентации к семинару представлены исследовательская деятельность и её результаты Мега-клуба ЗДТДиМ за 2010-2015 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon presentation.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация «Исследовательская деятельность учащихся в учреждении дополнительного образования»

 Я — Волкова Евгения Витальевна - педагог дополнительного образования города Зеленограда, веду исследовательский Мегаклуб для школьников старшего возраста. В походы, которые затем переросли в исследовательские экспедиции, я вожу детей уже больше 10-ти лет. В результате появилось наше творческое объединение  «Познавательный туризм», в котором мы занимаемся исследовательской деятельностью в чистом виде в течение всего года: летом — это проведение исследовательских экспедиций, в течение учебного года — обработка результатов, осмысление, знакомство с информацией, общение со специалистами, подготовка исследовательских работ, участие в конкурсах, проведение диспут-встреч.

(слайд 2) Об уровне нашей деятельности могут дать представление наши результаты:  призовые места в Московских исследовательских конкурсах - «Отечество» и «Культура и дети», призовые  места на Всероссийском конкурсе «Отечество» в номинации «Археология» - самой серьёзной на конкурсе.

 Но всё же главное — это признание наших достижений специалистами-археологами, с которыми мы установили научный контакт, и введение в научный оборот данных о наших находках.

Существует масса литературы по экскурсионной, спортивно-туристической деятельности. Поэтому я буду говорить именно об исследовательском аспекте экспедиций. Самый доступный для школьников вид исследовательской деятельности — это поиск артефактов. Как выглядит и что представляет собой исследовательская экспедиция, вы видите на экране (слайд 3).

 Мы делаем всё, от нас зависящее, чтобы максимально приблизить деятельность учащихся к настоящей, «взрослой» деятельности учёных-специалистов. Т.е., мы делаем акцент на сути самой исследовательской работы и на развитии этих качеств в ребятах, а не на её учебном аспекте. И подход этот, исходя из нашего опыта, себя оправдывает: серьёзность отношения к ребятам и реальная социальная научная значимость их усилий — вот лучшая мотивация для любой деятельности подростков. Ребят в таком случае не приходится подгонять — они сами проявляют инициативу в занятиях.

Итак,  целью исследовательских экспедиций мы ставим обучение старших школьников аналитическому мышлению на основе изучения реальных загадок окружающего нас мира.

Если мы ставим такую высокую планку, возникает вопрос: какой же реальный, неигровой вклад может внести в научную исследовательскую деятельность обычный школьник? Без специального сложного оборудования, специального образования... Он может просто найти, наткнуться на то, что по какой-то причине было пропущено взрослыми. И вот здесь важно, чтобы он не прошёл мимо своего открытия, «узнал» его. Приведу очень показательный пример из нашей практики. Летом 2011г. мы нашли не описанную ещё в литературе дольменную группу (по теме которой и заняли 2-е место по Москве). Чуть позже мы узнали, что один местный краевед, проходя этим же путём за несколько лет до нас, не заметил её, хотя она находилась практически на дороге!

И получается, что единственная реальная исследовательско-поисковая деятельность для школьников и есть хорошо подготовленная краеведческая экспедиция с археологическим либо этнографическим уклоном.  

Особое внимание во время экспедиции уделяется связям с различными источниками информации на местах, работе с местным населением: краеведами, охотниками, егерями, сельскими учителями, хранителями традиций, легенд, сказок и сказаний. Здесь важно дать ребятам пример продуктивного общения с очень разными людьми. (слайд 5)

 Получается, что экспедиция - это целостная, с большим разнообразием компонентов многоуровневая система. Их совокупный эффект огромен. И отражается он не только во внешних результатах в виде защиты исследовательских работ. Результаты получаются так же (как и задачи) многоплановыми. Приведу лишь некоторые, опять же из нашего опыта: в экспедиции чётко проявляется влияние увлечённости ребят темой на их физические возможности; на глазах растёт самостоятельность, самоуважение ребят; появляется интерес к специальной научной литературе; ребята начинают отличать научную работу от псевдонаучной и др.

Сейчас остановлюсь на некоторых особых, непривычных (нестандартных), моментах исследовательской деятельности школьников. (слайд 6)

Во-первых, это институт кураторства.  Дело в том, что для педагогической деятельности нужны одни качества, а для научной — совсем другие. В ИД школьников одинаково нужны те и другие. Редко бывает, чтобы они сочетались в одном человеке. Поэтому мы ввели такое понятие как кураторство. Т.е., педагог и «куратор» (или научный руководитель), являясь специалистами каждый в своей области, совместно обеспечивают успешность и результативность экспедиционной деятельности школьников. (слайд 7) При этом могут возникнуть точки пересечения: напр., заинтересованность ребят во многом зависит от личности научного консультанта.

От куратора зависит уровень научной работы школьников. Конечно, куратор не должен участвовать во всех мероприятиях. Он именно курирует деятельность, иногда подправляет, советует. Конечно, при условии обеспечения руководителем-педагогом мотивированности школьников. И, очевидно, крайне желательно участие куратора в основных полевых экспедициях.

Второе. Подготовка к экспедиции и обработка результатов. Эти этапы неотъемлемы от самой экспедиции. (слайд 8) Практика показала, что работа с информацией по теме наиболее продуктивна именно на стадии обработки результатов экспедиции, а не при подготовке, поскольку личная заинтересованность нашедшего является главным стимулом.

И последнее, на что бы я хотела обратить внимание, это значение исследовательских конкурсов, которые являются видимой частью айсберга под названием «исслед. деят-ть». Поскольку у подростков обострённое чувство справедливости, участие в таком конкурсе может либо подвигнуть ребят на подвиги, либо даже отказаться от такого рода деятельности вовсе. Это зависит, в первую очередь, от состава жюри: видимо, чем больше там будет действующих специалистов в соответствующих областях, тем объективнее получится картина, тем более удовлетворены будут ребята любым решением жюри. (слайд 9)

 В этом отношении нас радует положение на конкурсе «Отечество», где судят по-взрослому, не делая скидок на возраст и другие человеческие качества, а говорят исключительно по сути работы. (Кстати сказать, этот конкурс показывает, что на данный момент школьники младше 9-го класса не могут представить сколько-нибудь серьёзной исследовательской работы. Это обусловлено вполне объективными причинами, связанными с возрастной психологией — ещё не сформировано абстрактное мышление. Теоретически исключения могут быть, и надо быть к ним готовым, но пока мы их не наблюдали.)

Именно такие бескомпромиссные условия помогают развивать в учащихся действительно научный склад мышления. Именно с таким подходом к делу, развивая непотребительский взгляд на жизнь (т. е., когда во главу угла ставится не получение премии или льгот при поступлении в ВУЗ), мы можем надеяться на благотворные изменения в нашей стране в области образования, а в дальнейшем и в других сферах жизни, куда пойдут наши выпускники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для проведения окружнго семинара «Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования»

Целью данного семинара было осветить возможность проектной деятельности в дополнительном образовании детей.В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:1. Исследовательская деятельность у...

Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:гибкие образовател...

Статья "Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования".

В статье опубликован материал о том, кто такой тьютор, его основная деятельность и неного истории возникновения тьюторства....

Роль проектной деятельности в работе педагога дополнительного образования

Роль современных технологий в образовании в организации образовательного процесса.  Пример проектной деятельности как способ организовать деятельность учащихся с вовлечение родителей и изучение П...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...