Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании
проект на тему

Савельева Марина Владимировна

 

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimantalnaya_programma_pid.docx52.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

п. Ханымей Пуровского района

Экспериментальная программа

«Проектно-исследовательская деятельность как средство

 реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов

в условиях учреждения дополнительного образования детей»

Срок реализации – 2012-2015 г.г.

п. Ханымей

2012 год

Паспорт программы

Тема эксперимента

«Проектно-исследовательская деятельность как средство

 реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов

в условиях учреждения дополнительного образования детей»

Законодательно-нормативное обеспечение программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон «Об образовании»;

- Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования;

- Устав МБОУ ДОД «ДДТ» п. Ханымей

Назначение программы

Программа определяет направления научно-исследовательской и проектной деятельности МБОУ ДОД «ДДТ» п. Ханымей до 2015 г. В программе изложены концептуальные основы проектно-исследовательской деятельности, определены цели, задачи, сроки, направления программы, ожидаемые результаты и мероприятия по ее реализации.

Разработчики программы

Крылосова М.Г., директор

Савельева М.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Статус эксперимента

Институциальный

Цель программы

Формирование компетенций через включение обучающихся в изучение проблем, связанных с их опытом, потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся.

Исполнители

Педагогический коллектив МБОУ ДОД «ДДТ» п. Ханымей

Срок и этапы реализации программы

2012-2015гг.

I этап – теоретический (2012-2013гг.)

II этап – практический (2013-2015гг.)

III этап – аналитический (2015г.)

Ожидаемые результаты

- приобретение педагогами и обучающимися функционального навыка исследования и создания проектов;

- формирование ключевых компетенций;

- повышение качества знаний обучающихся;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- обеспечение развития творческой работы педагогов;

- использование индивидуализации и активных методов обучения.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. На современном этапе очень важным в обучении является воспитание личности мыслящей, творческой, нравственной. Учение и участие в различных видах деятельности является главным условием развития одаренности детей, их правильной профессиональной ориентации.

            Программа ориентирована на обучающихся начального, среднего и старшего школьного звена, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, направлена на формирование организационно-деятельностных (методологических) качеств обучающихся – способность осознания целей проектной и исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

             Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок выбора содержания, тематики и проблематики проектов и исследований. При выборе содержания, форм и методов работы необходимо учитывать возрастные особенности детей. Младшие школьники – приоритет игры, основная школа – освоение окружающего мира, моделирование, конструирование. Старшеклассники – исследование и эксперимент. Целесообразно предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их достижения на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые испытывают потребность в саморазвитии, самореализации.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы: 

Формирование компетенций через включение обучающихся в изучение проблем, связанных с их опытом, потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся.

Задачи программы:

1. Повышение качества образования.

2. Выявление инновационного потенциала педагогов Дома детского творчества, степени готовности, способности к поддержке и реализации инновационных педагогических технологий – проектной и исследовательской деятельности, направленных на личностно-ориентированное обучение.

3. Создание условий для реализации эксперимента, разработка проектных, нормативно-правовых документов, методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы.

4. Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.

5. Формирование ключевых компетенций воспитанников и педагогов в ходе проектно-исследовательской деятельности:

- информационная компетенция – готовность к самостоятельной работе с информацией, ее критическому осмыслению;

- коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, умение представлять свою работу;

- кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми;

- компетенция решения проблем – готовность к самостоятельному выявлению и решению проблем.

Гипотеза: создание условий в Доме детского творчества для активного применения инновационных педагогических технологий, своевременная профессиональная поддержка педагогов и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности позволит сформировать ключевые компетенции, реализовать творческий и научный потенциал обучающихся и педагогов, повысить качество образования. 

Практическая значимость эксперимента состоит в обучении и получении умений в написании исследовательских работ, проектировании; разработке методических материалов по организации совместной деятельности детей и педагогов; разработке и апробировании методов диагностики, позволяющих судить об эффективности совместной проектной деятельности детей и педагогов как фактора создания благоприятных условий развития творческой личности.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализация программы эксперимента позволит:

  • усовершенствовать существующую в Доме детского творчества систему по организации проектной деятельности и инициировать написание исследовательских работ;
  • создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты и исследования;
  • повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, конференциях различного уровня, повышение качества знаний);
  • улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал воспитанников;
  • обобщить результаты по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
  • повысить качество образования и воспитания.

Стратегия реализации программы

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, обуславливающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством педагога, в ходе которой реализуется научный метод познания и предполагающая наличие основных этапов:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

Научно-исследовательские и проектные работы  носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого отчета. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Формы работы с педагогами в процессе реализации программы:

  • заседание педагогического совета;
  • заседание малых творческих групп педагогов по направлениям;
  • семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методический совет;
  • консультации по вопросам проектирования и исследований;

Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:

  • проектные занятия и занятия с элементами проектной деятельности;
  • проектно-исследовательская деятельность в рамках предпрофильной подготовки;
  • деятельность научного общества обучающихся;
  • проведение научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Формы работы с родителями воспитанников в процессе реализации программы:

  • родительские собрания;
  • День открытых дверей;
  • анкетирование родителей;
  • посещение научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и находиться в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно организовать погружение в проект (исследование), заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы, включить мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно.

Сроки и этапы работы по программе

Намеченные сроки реализации программы 2012-2015 учебные годы, но проектно-исследовательская деятельность всегда будет оставаться приоритетным направлением в работе Дома детского творчества.

I этап – теоретический (2012 – 2013 гг.)

Цель: сбор, анализ и структурирование информации о проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Анализ образовательного процесса с точки зрения современных задач образования.

2. Изучение теоретических и практических вопросов по проектно-исследовательской деятельности.

3. Формирование базы для информационной поддержки проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.

4. Работа педагогического и методического советов по темам:

- «Модернизация системы образования как основа достижения нового качественного образования»;

- «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

II этап – практический (2013 – 2015 гг.)

Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в образовательное пространство.

Задачи:

1. Отработка исследовательских навыков в практической деятельности:

- плодотворная работа научного общества обучающихся. Ответственные: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования совместно с воспитанниками;

- организация консультаций с педагогами по работе над проектами и исследовательскими работами;

- проведение мастер-классов для обучающихся по написанию проектно-исследовательских работ;

- проведение тренингов по формированию коммуникативных умений;

- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;

- участие в очных и заочных интеллектуальных и творческих конкурсах, научно- практических конференциях различного уровня; 

- организация и проведение ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

2. Включение всех участников образовательного процесса в проектную и исследовательскую деятельность.

3. Использование метода проектов в воспитательной системе Дома детского творчества.

III этап – аналитический (2015 г.)

Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на результативность и качество работы педагогов, обучающихся (аттестация педагогических работников, качество обучения, участие и достижения в конкурсах и конференциях различного уровня).

2. Выявление проблем.

3. Обобщение опыта педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью. Выступления на педсоветах, семинарах, публикации.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-R аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и другая техника с программным обеспечением).

Нормативно-правовое обеспечение:

  • разработка нормативных документов, локальных актов, положений, регламентирующих проектно-исследовательскую деятельность;
  • создание информационного банка данных по экспериментальной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  • приобретение необходимых материалов для выполнения проектов и написания исследовательских работ;
  • приобретение расходных материалов для оргтехники (картриджи, фотобумага и др.);
  • приобретение научно-популярной, учебной, методической литературы;
  • приобретение интерактивной доски, компьютерной техники с современным программным обеспечением.

Учебно-методическое обеспечение:

  • разработка программ, авторских курсов, методических рекомендаций по проблеме;
  • освоение педагогами современных технологий;
  • разработка диагностических материалов;
  • тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности.

Кадровое обеспечение:

  • самообучение педагогов основам проектно-исследовательской деятельности;
  • прохождение педагогами курсовой подготовки по проблеме;
  • увеличение числа педагогов-координаторов проектно-исследовательских работ.

Организационное обеспечение:

  • составление планов, графиков работы над проектами и исследованиями;
  • предоставление места для работы (библиотека, учебные кабинеты, компьютерный класс, теплица);
  • координация межпредметных связей в рамках проектно-исследовательской  деятельности;
  • размещение информации на сайте учреждения www.ddt-1.edusite.ru и во внутриучрежденческой газете «Зеркало». 

План работы по реализации программы

№ п\п

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Анкетирование обучающихся по выявлению мотивации к познанию через исследование

Октябрь 2012г.

зам. директора по УВР, методист

Проведение НПК «Первые шаги в науку»

Ежегодно

в марте

зам. директора по УВР, методист

Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети»

2012-2015гг

зам. директора по УВР, методист

Укрепление материально- технической базы.

2012-2015гг

зам. директора по АХР

2

Обучение учащихся умениям и навыкам проектирования

Организация консультативной помощи для обучающихся, направленной на их творческую самореализацию в проектной деятельности, через работу научного общества обучающихся

В течение всего периода

зам. директора по УВР, методист, педагоги дополнительного образования

Проектно-исследовательская деятельность на занятии

В течение всего периода

Педагоги дополнительного образования

3

Организация методической работы с педагогами по проблеме

Повышение квалификации педагогов 

2012-2015гг

План-график МКУ «ИМЦРО», ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» т.д.

Директор

Участие в районных практических семинарах по проектно-исследовательской тематике

октябрь-ноябрь

2012 г.

Директор

Проведение заседаний педагогических советов, научно-методических семинаров, творческих групп по проблеме

Весь период

зам. директора по УВР, методист

Создание банка методических разработок по проблеме

Весь период

методист

Создание мультимедийной продукции по проектной деятельности

Весь период

зам. директора по УВР, методист,

Создание базы данных интернет–ресурсов по проектной деятельности

Весь период

методист

Изучение передового опыта по проблеме организации проектной деятельности и его презентация в педколлективе

2015г.

зам. директора по УВР, методист

Изучение вопросов формирования умений и навыков проектирования обучающихся в рамках самообразования педагогов.

Обмен опытом работы через систему взаимопосещения занятий, внеклассных мероприятий

2013-2015гг

2013-2015гг

Педагоги дополнительного образования

Педагоги дополнительного образования

4

Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня

Участие обучающихся в различных конкурсных мероприятий:

- Всероссийский заочный конкурс «Юный исследо-ватель»; («Познание и творчество»);

- районный детский смотр-конкурс технического творчества;

- окружной конкурс юных изобретателей и рационализаторов «От замысла к воплощению»;

- районная научно-практическая конференция «Я намечаю путь к открытию…» и др.

Весь период

педагоги дополнительного образования, зам. директора по УВР

Участие педагогов в различных конкурсах с обобщением опыта по организации проектно-исследовательской деятельности в детском объединении, публикация  методических разработок по проблеме.

Педагоги дополнительного образования, зам. директора по УВР

5

Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования

Проведение диагностики затруднений при выполнении проектов

2014-2015гг

зам. директора по УВР, методист

Проведение диагностики формирования проектных умений обучающихся

2014-2015гг

зам. директора по УВР, методист

Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Ожидаемые результаты

Критерии

Новые качественные изменения в обучающихся, свидетельствующие об овладении ими навыками познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Итоговая аттестация обучающихся, результаты контроля, участие в мероприятиях разного уровня, положительная динамика достижений обучающихся.

Повышение уровня профессиональной компетентности, навыков проектно-исследовательской деятельности педагогов

Положительная динамика участия педагогов в различных конкурсах, применение метода проектов в образовательном процессе; повышение результативности участия детей в проектно-исследовательской деятельности.

Создание пакета методических разработок по материалам эксперимента.

Выступление экспериментаторов на различных конференциях, выпуск методической продукции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Презентации для проведения окружнго семинара «Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования»

Целью данного семинара было осветить возможность проектной деятельности в дополнительном образовании детей.В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:1. Исследовательская деятельность у...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности  личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...

Программа деятельности педагога-организатора дополнительного образования

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их роди...