Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
материал

Адамова Альбина Вячеславовна

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_samoobrazovaniya.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное

бюджетное профессиональное образовательное

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа профессионального самообразования преподавателя

Русского языка и литературы

Адамовой Альбины Вячеславовны

на 2017 – 2020 годы


Тема самообразования: «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках». 

Срок реализации программы: 3года (2017 - 2020 год.).

Актуальность:

Целью современного образования являются раскрытие способностей каждого студента, воспитание социально активного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность самостоятельно постигать новые знания и обучаться в течение всей жизни.

Но для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Самообразование главная задача каждого преподавателя и необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Цель: использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для формирования навыков самообразовательной деятельности студентов.

Задачи:

  • Профессиональный рост: овладение новыми формами, методами и приемами обучения, изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новых педагогических технологий;
  • Совершенствование качества и эффективности обучения на уроках русского языка и литературы;
  • Повышение мотивации студентов к изучению предметов и профессии, качества знаний обучающихся;
  • Стимулирование интереса к познавательной деятельности обучающихся, активности, самостоятельности в приобретении необходимых знаний, упорства в достижении цели;
  • Формирование умений применять самостоятельно полученные знания на практике;
  • Осуществление индивидуального подхода к обучающимся для выявления творческих способностей студентов;
  • Совершенствование форм и методов контроля и оценки достижения обучающимися общих и профессиональных компетенций;
  • Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой программы.

Основные направления самообразования:

  1. Проведение диагностики уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать, контролировать свою учебную деятельность.
  2. Провести теоретический анализ соответствующей педагогической литературы. Для решения поставленных задач определить условия и формы организации самостоятельной деятельности учащихся, провести отбор видов самостоятельной работы, а также педагогических методов и приёмов.
  3. Пройти курсы повышения квалификации по теме «Особенности педагогической деятельности в условиях IT - среды», «История русской литературы конца 20 – начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе».
  4. Планомерно и систематически включать самостоятельную работу в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе изучения нового материала.
  5. Самостоятельные работы составлять с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, создать условия для их активной, сознательной, самостоятельной, продуктивной деятельности, учитывая склонности, интересы, способности.
  6. Провести анализ и оценку результатов своей деятельности по заявленной теме и анализ результатов самостоятельной работы студентов.
  7. Разработать программно – методического обеспечение учебно-воспитательного процесса направленное на реализацию поставленных задач.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методического объединения колледжа, педагогического совета.

Планируемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя;
  • повышение качества преподавания дисциплин, успеваемости и уровня обученности студентов, мотивации к изучению предметов;
  • разработка рабочих программ по предметам;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, самостоятельных работ, наглядности, создание электронных комплектов педагогических разработок по дисциплинам;
  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта,
  • формирование у студента понимания необходимости самообразования, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации;
  • формировать умение обучающихся работать самостоятельно с различными заданиями с дополнительной литературой, интернет-источниками и применять полученные знания на практике;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме), участие в педсоветах, семинарах, в работе МО умение оказать практическую помощь коллегам.

Этапы работы над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

4. Пройти курсы повышения квалификации по теме «Особенности педагогической деятельности в условиях IT - среды»

I год

II. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

I год

III. Практический

- Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

- Формирование методического комплекса.

- Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

- Корректировка работы.

II - III год

IV. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

III год

V. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Транслирование опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

План работы по самообразованию:

Основные

направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Разработать и корректировать рабочие программы по преподаваемым дисциплинам.

Ежегодно Август

2. Дополнять и совершенствовать паспорт кабинета.

Ежегодно Август

3. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания Русского языка, Литературы общепрофессиональных дисциплин.

2017-2020уч.год

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2017-2020уч.год

5. Систематически знакомится с периодическими изданиями.

2017-2020уч.год

6. Изучать литературу по дисциплинам и методике преподавания.

2017-2020уч.год

7. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

2017-2020уч.год

8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

По графику

2017-2020уч.год

9. Организовывать внеклассную деятельность по предметам.

2017-2020уч.год

10. Повышать квалификацию на курсах, семинарах, вебинарах.

2017-2020уч.год

11. Организация участия в олимпиадах.

2017-2020уч.год

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Регулярно

2. Чтение научно-методического литературы.

Регулярно

3. Обзор в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.

Регулярно

Методическое

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

2. Организовать работу со студентами, имеющими повышенный интерес к предмету и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Регулярно

3. Изучать опыт работы лучших педагогов колледжа, области, в сети Интернет.

2017-2020уч.год

4. Проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Один раз за семестр

5. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

2017-2020уч.год

6. Разработка конспектов уроков.

2017-2020уч.год

7. Разработка индивидуальных дифференцированных заданий для обучающихся.

2017-2020уч.год

8. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов.

Регулярно

9. Разработка комплекта заданий по подготовке итоговой государственной аттестации.

Один раз за семестр

10. Проводить открытые уроки

1 раз в год

11. Проводить предметные недели.

1 раз в год

12. Разрабатывать разные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий.

2017-2020уч.год

13. Создавать пакет сценариев уроков с применением самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала на различных этапах урока.

2017-2020уч.год

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

Регулярно

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Групповая работа с детьми и подростками

Р. Смид

М.: Генезис 1999

2017

Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом:

В.П. Пугачев

М.: Аспект Пресс 2003

2017

Работа с детьми группы риска

Н.Л. Хананашвили

М.: НАН 1999

2017

Психология творческих способностей.

Д.В. Богоявленская

М.: ИЦ Академия 2002

2018

Методология и методика социально-педагогического исследования.

В.И. Загвязинский

М.: Генезис 1995

2017

Диагностика развития ребенка

А.А. Потапчук

М.: Генезис 2007

2019

Мотивация поведения

В.С.Асеев

М.: Просвещение 2000

2017

Возрастная и педагогическая психология

М.В. Гамезо,

Е.А. Петрова,

Л.М. Орлова

М. «Просвещение» 2009

2018

Практикум по возрастной и педагогической психологии

А.А. Алексеев

М.: «Просвещение» 2012

2017

Методология педагогики

В.В. Краевский

М.: Академия 2009

2017

Педагогические технологии

Под общей ред. В.С. Кукушина.

Ростов.: ИКЦ «МарТ» 2008

2018

Педагогика

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

Е.Н. Шиянов.

М.: Академия 2009

2017

Введение в педагогическую деятельность

А.С. Роботова

М.: Академия 2009

2019

Основы педагогической технологии.

В.Ю. Питюков

М.: «Гном и Д» 2007

2018

Современные образовательные технологии

Г.К. Селевко

М.: Вита пресс 2007

2017

Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.

Д.А. Иванов,

К.Г. Митрофанов,

О.В. Соколова

М.: АПК и ПРО 2003

2018

Информационные технологии в школьном образовании

Н. В. Агатова

М.: Вита Пресс 2006

2017

Технологии использования мультимедиа.

М.Б.Алексеева,

С.Н. Балан

М.: Академия 2002

2017

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе

Л.А. Зайцева

М.: Академия 2004

2015

Использование новых информационных технологий в учебном процессе

Е.В. Кузнецов

М.:Просвещение 2003

2016

Энциклопедия образовательных технологий

Г.К. Селевко

М.: НИИ школьных технологий 2006

2020

Заключение:

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе будет использовать педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Асхадуллиной Гульнар Мансуровны

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Корниловой Светланы Семеновны

Индивидуальный план работы  по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Корниловой Светланы Семеновны...

Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".

     Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...

Программа профессионального самообразования преподавателя английского языка

Смоленское областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,УЦПК г. Ельня   Программапрофе...