Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
материал

Адамова Альбина Вячеславовна

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_samoobrazovaniya.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное

бюджетное профессиональное образовательное

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа профессионального самообразования преподавателя

Русского языка и литературы

Адамовой Альбины Вячеславовны

на 2017 – 2020 годы


Тема самообразования: «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках». 

Срок реализации программы: 3года (2017 - 2020 год.).

Актуальность:

Целью современного образования являются раскрытие способностей каждого студента, воспитание социально активного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность самостоятельно постигать новые знания и обучаться в течение всей жизни.

Но для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Самообразование главная задача каждого преподавателя и необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Цель: использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для формирования навыков самообразовательной деятельности студентов.

Задачи:

  • Профессиональный рост: овладение новыми формами, методами и приемами обучения, изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новых педагогических технологий;
  • Совершенствование качества и эффективности обучения на уроках русского языка и литературы;
  • Повышение мотивации студентов к изучению предметов и профессии, качества знаний обучающихся;
  • Стимулирование интереса к познавательной деятельности обучающихся, активности, самостоятельности в приобретении необходимых знаний, упорства в достижении цели;
  • Формирование умений применять самостоятельно полученные знания на практике;
  • Осуществление индивидуального подхода к обучающимся для выявления творческих способностей студентов;
  • Совершенствование форм и методов контроля и оценки достижения обучающимися общих и профессиональных компетенций;
  • Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой программы.

Основные направления самообразования:

  1. Проведение диагностики уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать, контролировать свою учебную деятельность.
  2. Провести теоретический анализ соответствующей педагогической литературы. Для решения поставленных задач определить условия и формы организации самостоятельной деятельности учащихся, провести отбор видов самостоятельной работы, а также педагогических методов и приёмов.
  3. Пройти курсы повышения квалификации по теме «Особенности педагогической деятельности в условиях IT - среды», «История русской литературы конца 20 – начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе».
  4. Планомерно и систематически включать самостоятельную работу в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе изучения нового материала.
  5. Самостоятельные работы составлять с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, создать условия для их активной, сознательной, самостоятельной, продуктивной деятельности, учитывая склонности, интересы, способности.
  6. Провести анализ и оценку результатов своей деятельности по заявленной теме и анализ результатов самостоятельной работы студентов.
  7. Разработать программно – методического обеспечение учебно-воспитательного процесса направленное на реализацию поставленных задач.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методического объединения колледжа, педагогического совета.

Планируемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя;
  • повышение качества преподавания дисциплин, успеваемости и уровня обученности студентов, мотивации к изучению предметов;
  • разработка рабочих программ по предметам;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, самостоятельных работ, наглядности, создание электронных комплектов педагогических разработок по дисциплинам;
  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта,
  • формирование у студента понимания необходимости самообразования, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, осуществлять поиск необходимой информации;
  • формировать умение обучающихся работать самостоятельно с различными заданиями с дополнительной литературой, интернет-источниками и применять полученные знания на практике;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме), участие в педсоветах, семинарах, в работе МО умение оказать практическую помощь коллегам.

Этапы работы над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

4. Пройти курсы повышения квалификации по теме «Особенности педагогической деятельности в условиях IT - среды»

I год

II. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

I год

III. Практический

- Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

- Формирование методического комплекса.

- Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

- Корректировка работы.

II - III год

IV. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

III год

V. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Транслирование опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

План работы по самообразованию:

Основные

направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Разработать и корректировать рабочие программы по преподаваемым дисциплинам.

Ежегодно Август

2. Дополнять и совершенствовать паспорт кабинета.

Ежегодно Август

3. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания Русского языка, Литературы общепрофессиональных дисциплин.

2017-2020уч.год

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2017-2020уч.год

5. Систематически знакомится с периодическими изданиями.

2017-2020уч.год

6. Изучать литературу по дисциплинам и методике преподавания.

2017-2020уч.год

7. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

2017-2020уч.год

8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

По графику

2017-2020уч.год

9. Организовывать внеклассную деятельность по предметам.

2017-2020уч.год

10. Повышать квалификацию на курсах, семинарах, вебинарах.

2017-2020уч.год

11. Организация участия в олимпиадах.

2017-2020уч.год

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Регулярно

2. Чтение научно-методического литературы.

Регулярно

3. Обзор в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.

Регулярно

Методическое

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

2. Организовать работу со студентами, имеющими повышенный интерес к предмету и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Регулярно

3. Изучать опыт работы лучших педагогов колледжа, области, в сети Интернет.

2017-2020уч.год

4. Проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Один раз за семестр

5. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

2017-2020уч.год

6. Разработка конспектов уроков.

2017-2020уч.год

7. Разработка индивидуальных дифференцированных заданий для обучающихся.

2017-2020уч.год

8. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов.

Регулярно

9. Разработка комплекта заданий по подготовке итоговой государственной аттестации.

Один раз за семестр

10. Проводить открытые уроки

1 раз в год

11. Проводить предметные недели.

1 раз в год

12. Разрабатывать разные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий.

2017-2020уч.год

13. Создавать пакет сценариев уроков с применением самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала на различных этапах урока.

2017-2020уч.год

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

Регулярно

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Групповая работа с детьми и подростками

Р. Смид

М.: Генезис 1999

2017

Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом:

В.П. Пугачев

М.: Аспект Пресс 2003

2017

Работа с детьми группы риска

Н.Л. Хананашвили

М.: НАН 1999

2017

Психология творческих способностей.

Д.В. Богоявленская

М.: ИЦ Академия 2002

2018

Методология и методика социально-педагогического исследования.

В.И. Загвязинский

М.: Генезис 1995

2017

Диагностика развития ребенка

А.А. Потапчук

М.: Генезис 2007

2019

Мотивация поведения

В.С.Асеев

М.: Просвещение 2000

2017

Возрастная и педагогическая психология

М.В. Гамезо,

Е.А. Петрова,

Л.М. Орлова

М. «Просвещение» 2009

2018

Практикум по возрастной и педагогической психологии

А.А. Алексеев

М.: «Просвещение» 2012

2017

Методология педагогики

В.В. Краевский

М.: Академия 2009

2017

Педагогические технологии

Под общей ред. В.С. Кукушина.

Ростов.: ИКЦ «МарТ» 2008

2018

Педагогика

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

Е.Н. Шиянов.

М.: Академия 2009

2017

Введение в педагогическую деятельность

А.С. Роботова

М.: Академия 2009

2019

Основы педагогической технологии.

В.Ю. Питюков

М.: «Гном и Д» 2007

2018

Современные образовательные технологии

Г.К. Селевко

М.: Вита пресс 2007

2017

Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.

Д.А. Иванов,

К.Г. Митрофанов,

О.В. Соколова

М.: АПК и ПРО 2003

2018

Информационные технологии в школьном образовании

Н. В. Агатова

М.: Вита Пресс 2006

2017

Технологии использования мультимедиа.

М.Б.Алексеева,

С.Н. Балан

М.: Академия 2002

2017

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе

Л.А. Зайцева

М.: Академия 2004

2015

Использование новых информационных технологий в учебном процессе

Е.В. Кузнецов

М.:Просвещение 2003

2016

Энциклопедия образовательных технологий

Г.К. Селевко

М.: НИИ школьных технологий 2006

2020

Заключение:

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе будет использовать педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя русского языка и литературы Асхадуллиной Гульнар Мансуровны

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические ...

Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".

     Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...

"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"

В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...

Программа профессионального самообразования преподавателя английского языка

Смоленское областное государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,УЦПК г. Ельня   Программапрофе...

Программа профессионального самообразования преподавателя английского языка. Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по иностранному языку (английский)

Пояснительная записка Самообразование учителя – это важная составная часть его профессионального мастерства и профессионального роста. Чтобы учить других, педагог должен не только хорошо знать сво...