выполнение единого орфографического режима.
консультация

Филатова Ольга Николаевна

Методические рекомендации по ведению рабочих тетрадей по  математике, физике в классах слепых и слабовидящих обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eorezhim.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение единого орфографического режима.

 Методические рекомендации по ведению тетрадей по математике

в 5-12 классах

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по математике (алгебре, геометрии) учащимися школы с 5-го по 12-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

  • тетрадь рабочая (2 шт.) для письменных работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ (единая по алгебре и геометрии).

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в клетку (мелкую или крупную) из 12–18 листов. Допускается использование тетрадей, имеющих 48 листов в 7 - 12 классах — в качестве «рабочей» тетради.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю

1.4. Тетради слабовидящих учащихся должны быть в прозрачной обложке.

1.5. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 5 класса

ГКОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

       по математике

  ученика/цы/ 5 класса

     /Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 5 класса

ГКОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

   по математике

 ученика/цы/ 5 «а» класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Промежуточная аттестация

Итоговая  работа

по математике

ученика(цы) X класса

ГКОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся

Ф.И.

Итоговая работа

 по математике

за курс основной школы

  ученика/цы/ X класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, записать по плоскому.

На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу  запрещается. 

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся ведут записи шариковой ручкой с черной пастой. Учащийся может вести записи синей пастой только при наличии справки от окулиста с соответствующими рекомендациями.

3.2. Для выполнения графических работ необходимо использовать цветную пасту (кроме красных тонов) и простой карандаш. Для проведения прямых линий необходимо использовать линейку.

  • Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

4. Оформление записей

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы. 

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц записывается арабскими цифрами на полях;
  • запись названия работы:

Классная работа

  • запись названия работы в 5–6 классах: Классная работа, или темы в 7–12 классах: Линейное уравнение.

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 клетку.

  • На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. Запись задания на дом в классах слабовидящих детей делается в дневнике.

  • Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, делая отступы от всех краев страницы по 1 клетке.

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц  записывается арабскими цифрами с 3 клетки:

11.01.

Под числом с 3 клетки следует запись названия работы.

Классная работа

  • запись названия работы в 5–6 классах: Классная работа, или темы в 7–12 классах: Линейное уравнение.

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 строку.

На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

5. Исправление ошибок учащимися

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Не допускается:

  • перечеркивать ошибки несколько раз;
  • исправлять, написав правильный ответ поверх неверной записи;
  • использовать корректор.

Если ошибка допущена в одной - двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то ставится шеститочие в первой клетке и в последней.

6. Рекомендации по оформлению некоторых видов заданий

6.1. Если при записи преобразования выражения или уравнения по Брайлю не хватает одной строки, то в конце строки ставится знак переноса: 5 точка, если не нужно было пропускать клетку и 6 точка, если клетка должна была быть пропущена, после чего запись продолжается на следующей строке.

6.2. При оформлении примера на «порядок действий» каждое действие должно быть записано и пронумеровано. Номер действия ставится с круглой (математической по Брайлю) скобкой. Например:

15 + 108 : 3 = 51

1) 108 : 3 = 36

2) 15 + 36 = 51

6.3. При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических по Брайлю) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространенной форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.).

6.4. При решении задачи уравнением (системой уравнений) в 5–12 классах обязательна запись, поясняющая введенные переменные. При записи уравнения и в процессе его решения наименования не ставятся. Если после решения уравнения необходимы дополнительные действия, то при их выполнении наименование ставится так, как описано в п. 6.3.

6.5. При записи решений уравнения необходимо указывать факт умножения или деления обеих частей уравнения на число (выражение).

Запись ответа обязательна.

При записи решения системы уравнений запись ответа также обязательна.

6.6. Задачи по геометрии оформляются по образцу:

Вариант 1.

                                          Задача № 17.

              Дано:        …                                

              Найти:…

           

Решение:

             …                                                

                

                Ответ:….

Вариант 2.

                                        Задача № 23.

                Дано:                                        Решение:

                …                                                ….

                Доказать:                                …, ч. т. д.

                …

При необходимости перед записью «дано» делается рисунок.

6.7. При проведении терминологического диктанта указывается вид работы: Терминологический диктант.

Слова записываются через запятую. Допустима запись слов в столбик (без нумерации) для возможного исправления рядом с ошибочно написанным словом.

7. Исправление ошибок учителем.

7.1. Исправление ошибок и пометки, связанные с ошибками учитель делает красной пастой (чернилами).

7.2. В тетрадях слабовидящих учащихся учитель помечает ошибки следующим образом:

  • подчеркивает;
  • зачеркивает;
  • подписывает правильный ответ;
  • выносит поясняющие пометки на поля тетради;
  • наличие любой ошибки отмечается с помощью вертикальной черты («палочки») на полях в соответствующей строке.

В тетрадях слепых учащихся любая ошибка отмечается и красной пастой «палочкой» на полях, и грифелем точкой на поле соответствующей строки. Также можно ошибку подчеркнуть, зачеркнуть, подписать правильный ответ. Выполнение исправлений плоским шрифтом требуется для того, чтобы зрячему учителю при объяснении учащемуся допущенных ошибок не нужно было заново перечитывать запись, сделанную рельефно-точечным шрифтом.

7.3. Отметка за работу ставится под работой справа. В тетрадях для слепых учащихся отметка дублируется по Брайлю.

8. Работа над ошибками

8.1. В тетради для контрольных работ работа над ошибками выполняется обязательно при наличии неудовлетворительной отметки. В остальных случаях работа над ошибками в контрольных тетрадях выполняется учеником по указанию учителя.

8.2. В рабочей тетради работа над ошибками выполняется по указанию учителя.

Методика проведения контрольной работы по математике

для учащихся 5-12 классов

  1. Контрольная работа проводится со вторника по четверг, на 2- 4 уроках.
  2. Учитель создает спокойную, деловую обстановку, благоприятный психологический настрой на выполнение контрольной работы.
  3. Каждый ученик получает свой экземпляр работы, выполненный шрифтом 24 или РТШ (по рекомендации врача - офтальмолога).
  4. Учитель делает необходимые пояснения по выполнению заданий. Просит, чтобы учащиеся вспомнили правила, необходимые для выполнения заданий. Напоминает, чтобы учащиеся проверили работы после их выполнения.
  5. Задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.
  6. Контрольная работа должна содержать задания разного уровня сложности (обязательный, повышенной сложности, продвинутый).
  7. Учащиеся, пишущие рельефно - точечным шрифтом, могут записывать условия, решения и ответы в сокращенном варианте (по рекомендации школьного консилиума).
  8. Геометрический материал для учащихся, выполняющих работу РТШ, прилагается в объемном виде.
  9. Релаксационная пауза проводится через 17-20 минут после начала урока.

Методические рекомендации

по ведению тетрадей по Брайлю

на уроках физики.

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по физике обучающимся школы с 7-го по 12-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

  • тетрадь рабочая (1шт.) для письменных работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ по физике;
  • тетрадь для лабораторных работ по физике.

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в клетку (мелкую или крупную). Допускается использование тетрадей, имеющих 48 листов в 7 - 12 классах — в качестве «рабочей» тетради.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю.

1.4. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ

 по физике

ученика/цы/ 7 класса

ГКОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

   по физике

  ученика/цы/ 7 класса

     /Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

ученика/цы/ 7 класса

ГКОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

 ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

2.2.  Сверху отступить 7 строк, справа 7 клеток и написать слово «тетрадь». 2.3. Последующие строки писать с третьей клетки.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, записать плоским шрифтом.

4. Оформление записей

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы. 

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц записывается арабскими цифрами на полях;

  • запись названия темы урока в 7–12 классах

  • Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

4.3. Оценка за работу ставится на следующей строке.

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, делая отступы от всех краев страницы по 1 клетке.

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

Если запись ведется в столбик, то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц  записывается арабскими цифрами на полях

11.01.

  • запись названия темы урока в 7–12 классах с красной строки
  • С красной строки написать номер задания №75 (знак № ставится непосредственно перед цифровым знаком числа).
  • Решение записывать с первой клетки.
  • Если необходимо, то слова «Дано», «Ответ», «Решение» писать на отдельной строке с красной строки, так как такая запись облегчает ориентировку в тетради.
  • Виды работ отделяются номером. Если номера нет, то одной чистой строкой.
  • При написании физических символов нельзя разрывать символ и писать его на разных строках. Например,

5%,  2,     7° ,     Н24 .

  • Если запись не входит на строку, то текст переносить, используя 2 знака переноса: 5 или 6 точку. 5 точка ставится, если на месте переноса не должно быть пустой клетки, а 6 точка, если на месте переноса должна быть пустая клетка. Обязательно оставлять пустую клетку для переноса.
  • Между домашней и классной работой необходимо пропустить одну строку; с красной строки написать слова «Домашняя работа».

  • Допускается в тетрадях слепых обучающихся запись домашнего задания в тетрадях.

4.3. Оценка за работу ставится на следующей строке. В тетрадях слепых детей оценка дублируется по системе Брайля, а ошибки намечаются проколом с помощью грифеля на полях в конце той строки, где допущены ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...

о едином орфографическом режиме

о едином орфографическом режиме...

об едином орфографическом режиме

положение в МБОУ СоШ№19 имени В.П.Стрельникова...

Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН в вспомогательной школе

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том чис...

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка....

Соблюдение единого орфографического режима

Соблюдение единого орфографического режима...