Педагогические технологии
материал

Педагогические технологии, используемые в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические/образовательные технологии

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.
Современная педагогическая наука предлагает учителю разнообразные методы, формы и средства обучения, предоставляя ему право выбора. Наиболее приемлемыми считаю те, которые полноценно способствуют активизации мыслительно-творческой деятельности учащихся.

Характеристика применяемых технологий

Название используемой технологии

Классы (группы), в каких используется

Обоснование

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1

Традиционная технология

Во всех классах

-обеспечивается фронтальная работа с классом;

-развитие речи;

-изложение материала более доступным языком нежели в учебном пособии;

-«живое» слово учителя много значит

-усвоение и закрепление учебного материала рассматривается непосредственно сразу в классе;

-есть возможность сразу исправить ошибки или пробелы;

-усвоение материала идет через устную речь.

2

Проектная технология

Во всех классах

-для развития у учащихся  познавательных навыков, УУД

-дает возможность ученикам самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление

- обеспечивает реализацию  метапредметного подхода: хорошо прослеживается связь изучаемого материала  с  материалами других предметов

3

Здоровьесберегающие технологии

Во всех классах

-для сохранения и укрепления здоровья учащихся

-сохраняется здоровье, учение становится радостью, а не тяжкой обязанностью

4

Игровые технологии

Во всех классах

-для снятия напряжения, возможно, для лучшего усвоения сложных моментов, активизации познавательной деятельности обучающихся

-активизируется инициатива и творческое самовыражение учащихся, мотивированность на обучение

5

 

Личностно-ориентированные технологии

Во всех классах

-применение заданий разного уровня; создание ситуации выбора содержания задания, уровня трудности, сроков выполнения заданий.

-появляется возможность у ученика работать в своем темпе;

-каждый ребенок может сделать оценку своих возможностей и результатов.

6

Технология сотрудничества

Во всех классах

-возможность работать в индивидуальном темпе в дружественной мотивированной информационно-образовательной среде

-способствует лучшему пониманию, запоминанию, усвоению материала.

7

Технология проблемного обучения

Во всех классах

-возможность принятия самостоятельного решения

-формирование познавательной самостоятельности учащегося

-развития его творческих способностей

- способствует познавательной активности

-способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей

Применение технологий в педагогической деятельности

Проектная технология

Если проектная технология является спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для  формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниям и повышению мыслительной активности и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, речевого развития, совершенствования коммуникативной компетенции, развития  индивидуальных особенностей, самостоятельности, потребности в самообразовании. Изменяется роль учителя в образовательной среде;

Проектная технология активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.

Чтобы ученик захотел выразить свое понимание, отношение к каким-либо новым знаниям, опыту, необходимо чтобы они были для него значимы, интересны. Использую связь изучаемого материала с реальной жизнью, обращение к ранее приобретенному опыту, практическое применение знаний, моделирование ситуаций, приоритет самостоятельной деятельности.

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации осуществляется во внеурочное время, ведётся индивидуальная работа с учащимися.

Проверка знаний и отслеживание результатов является важной составляющей процесса обучения. При оценке проектной работы учитывается степень самостоятельности, проявление творчества.

Вот несколько примеров. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса.

Учебный индивидуальный мини-проектом «Книжка - малышка». Данный исследовательский проект ориентирован на учащихся 5 классов Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.

Учебный проект "История моей семьи в истории Родины». Данный исследовательский проект ориентирован на учащихся 8 класса. Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую интересную, на их взгляд, фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

Учебный проект "Тайна слова "Облако". Учащиеся рассматривают слово "Облако" в словарях, его синонимы и антонимы, фразеологизмы слова "облако", использование слова "облако" в пословицах, приметах и загадках, в произведениях писателей и художников.

В представленном исследовательском проекте по русскому языку на тему "Тайна слова "Облако" рассматривается лексическое значение слова "Облако", его словообразовательное гнездо, а также написание слова "облако" на разных языках.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Тайна слова "Облако" ориентирован на учащихся 6 класса.

Работая над проектом, учащиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников, а главное – знакомимся с историей русской культуры.

Здоровьесберегающие технологии. При рассмотрении образовательных результатов я придерживаюсь позиции, что здоровье ребят не должно быть «платой» за высокие показатели. Поэтому в своей педагогической практике я придерживаюсь следующих установок:

- при проектировании уроков предусматриваю смену учебных форм, чтобы преодолеть монотонность урока и дать ребятам возможность подвигаться,

-   практикую давать домашнее задание по выбору, стараясь не перегружать учеников,

- применяю интерактивные формы работы, активизирующие инициативу и творческое самовыражение детей,

-  провожу динамические паузы,

-  при организации внеурочных занятий планирую их отличными от урочных.

-выполняю санитарно-гигиенические требования при проведении занятий в кабинетах

-создаю на уроке положительный эмоциональный настрой, провожу на уроках гимнастику для глаз, физкультминутки

-включаю в урок игровые моменты

- подачу материала осуществляю наиболее рациональными способами.

Например:

Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

  • Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)
  • Литература и музыка (1. А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини; 2. При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).
  • Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).

Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю интеграцию историко-литературных связей. При изучении некоторых произведений дается историческая справка о герое, эпохе (н-р, исторические предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком», Н. В.Гоголь «Тарас Бульба», Л.Н. Толстой «Война и мир» и т.д.).

Игровые технологии. Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога “поиграть на уроке”. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

    Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя.

   Игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам. Принцип состязательности позволяет упростить подведение итогов игр. Таким образом, используя игровые элементы на уроках, повышается интерес и активность учащихся. Яркие образы усиливают внимание и память, т.к. одновременно задействованы зрительные и слуховые анализаторы. Традиционными в моей практике стали игры в форме «Своей игры», «Звездный час», «Брейн-ринг», «Умники и умницы» игры по станциям, всевозможные викторины, конкурсы.

Например:

 Игра "Эрудит".

Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу. Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

2. Объясни разницу в значении слов:

адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпечаток, поглотить - проглотить.

3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика - головной убор (кичиться), коло - круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять - ожидать (нечаянный), тщание - старание (тщательный).

4. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.

Игра "Бумеранг".

Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции:

ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю.

1. Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);

крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

2. Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

Технология проблемного обучения дает возможность ставить личностно-значимые проблемы использовать проблемно-творческие задания, формировать и развивать творческий потенциал. Проблема формулируется в начале урока при постановке цели или возникает в конце, на этапе рефлексии: «Какой вопрос остался без ответа? Над чем подумать дома? На следующем уроке?», возможно, это станет темой исследовательской работы.

Например:

  В 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной проводила урок по творчеству Л. Андреева «Нравственные ценности рассказа «Юшка» с применением проблемной технологии. В центре внимания стояла проблема: Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника»?

А по произведению «Кусака» была поставлена проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».

Технология дифференцированного разноуровневого обучения дает ученику работать в своем темпе. Считаю эту проблему актуальной по следующим причинам:

-- обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предмету;

-- создание условий учащимися, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материалов на более высоком уровне;

-- преодоление слабой учебной мотивации школьников, учение ниже своих возможностей;

-- создание психологического комфорта в учебе, одновременно с этим - условий для реализации установки на опережающее развитие.

В настоящее время в школе созданы классы для детей с разным темпом обучения. Все это привело к необходимости разработки оптимальных технологий освоения учебного материала по предмету в двух вариантах:

- базовый  (обязательный для всех);

- более высокий – для школьников, которые хотят и могут превысить этот уровень.

 Базовый уровень включает наиболее существенные вопросы содержания предметного образования: основные теории, закономерности, понятия, научные факты, учебные умения. Они служат основой для формирования у учащихся базы, универсальных учебных действий в изучении русского языка. Требования на базовом уровне характеризуют нижнюю границу знаний и умений по предмету, которая должна быть достигнута всеми успевающими школьниками.

Требования для желающих превысить базовый уровень предусматривают более глубокое усвоение учебного материала, овладение разнообразными способами деятельности, увеличение доли творческой деятельности.

Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю ряд методических условий:

-- прежде всего, изучая индивидуальные особенности учащихся, я тщательно подхожу к составлению и подбору дидактического материала;

- даю учащимся на уроке самостоятельные задания с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение используется на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач.

Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:

- возникновение интереса к изучению русского языка и литературы;

- желание читать дополнительную литературу;

- сознательное отношение к учению.

Осуществляя дифференцированный подход, учитель должен делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных возможностях. Ученики не должны знать об их разделении на группы. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у учащихся никаких стрессовых ситуаций.

В процессе обучения предметам гуманитарного цикла я использую элементы личностно-ориентированных технологий в сочетании с приемами повышения познавательной активности школьников.

Используя элементы метода проектов, обучения в сотрудничестве.

Используя обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, я наметила свой подход в использовании дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к оценке деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, целью которого я ставлю:

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету.

Дифференцированный и личностно-ориентированный подход способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по предмету. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

В своей работе я осуществляю подбор заданий обязательного уровня, демонстрирую уровень обязательных требований, по-другому планирую учебный материал. В рамках преподавания предмета это могут быть 4-5 зачетов за год. Каждый учащийся должен достигнуть обязательного уровня, за это на зачете ему будет поставлено «зачтено». Желающие школьники могут выполнять задания дополнительной части, что соответствует отметкам «4» и «5». Зачеты можно пересдавать, но выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если выполнены все обязательные задания.

Такой подход к обучению способствует усвоению большинством учащихся обязательного минимума содержания образования, оперативной коррекции знаний.

Хорошо видны просчёты в обучении, в составлении заданий тестов или контрольных работ.

Дифференцированный и личностно-ориентированный подход на уроке я рассматриваю как еще одно средство обучения, источник дополнительной информации по предмету, способ организации самостоятельной исследовательской деятельности и активизации познавательной деятельности учащихся; возможности интегрированного обучения предмету и личностно-ориентированного подхода для учителя.

В своей практике я применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. 

Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

Электронное обучение

Применяю в работе обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. «Решу ОГЭ»; «Решу ЕГЭ»; «Незнайка». Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе выполнения работы ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающей программой, ученик получает возможность довести работу, опираясь на необходимую помощь. При объяснении нового материала хорошо работают презентации к уроку, способствуют лучшему пониманию, запоминанию, усвоению материала.

  При объяснении нового материала использую Видеоуроки и готовые тесты для проверки и коррекции знаний, понимание темы.

Очень эффективна технология электронного обучения при подготовке к ЕГЭ. Можно организовать самостоятельную работу ребят в виде он-лайн тестирования, прослушивать лекции на определенные группы заданий.

Технологии формирования индивидуальной образовательной траектории с помощью электронного портфолио и карты интересов;

Дистанционное обучение

Многолетний опыт работы по созданию и применению мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды показывает, что эффективно работает пространство, в которое вовлечены все участники образовательного процесса: родитель, обучающийся и учитель. Использую программу внеурочной занятости общеинтеллектуальной направленности «Мир моих интересов».   Разработчики создали полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа «Мир моих интересов» состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу и позволяющих на различном материале, доступном детям школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

 Электронное портфолио состоит из двух основных частей: страницы интересов и страницы достижений (дипломы, грамоты, примеры работ и виртуальные награды. Со следующего уровня к этим двум элементам добавляется элемент «целеполагания» и «контроля» собственной деятельности, что позволяет сформировать активную позицию обучающихся по отношению к своей деятельности. Таким образом, портфолио позволяет определить приоритетные сферы интересов, обучающихся и на их основе простроить индивидуальную образовательную траекторию после занятий по Программе. Портфолио позволяет учителю и родителям увидеть, какие интересы преобладают у обучающихся в данный возрастной период и почему.

Достижение метапредметных результатов, освоение универсальных учебных действий происходит через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.

Развивается у разных субъектов информационно-образовательной среды — детей, педагогов, родителей — навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.

Список использованных источников

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие. – М., 2001.
  3. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...