Статья экологическое воспитание дошкольников
статья

Кулешова Анна Петровна

Здесь указаны моя статья и сценарии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuleshova_a.p._1.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическая проблема сегодня носит глобальный характер. Ее решением может быть только целенаправленная, планомерная деятельность человека во взаимодействии с природой. Недостаточно в данном случае говорить только о загрязнении окружающей среды бытовыми и промышленными отходами, необходимо понимание человеком того, что он является всего лишь частью этой природы. Встает вопрос об экологической культуре общества. Ее формирование должно начинаться еще в детстве и продолжаться всю жизнь.

На современном этапе развития человечества, необходимость воспитания ответстенного отношения к взаимодействию людей с природой, постоянно возрастает. Именно поэтому, начинать экологическое воспитание нужно еще с раннего дошкольного возраста. На этом возрастном этапе развития человек получает основные эмоциональные впечатления о природе, ее красоте и значимости для цивилизации в целом. Экологическая культура начинает формироваться в раннем детстве, ее становление и развитие в сознании ребенка зависит во многом от экологической культуры взрослого, который его воспитывает, от его понимания взаимодействия с природой.

По мнению Леонтьевой О.М., ценность дошкольного возраста очевидна и заключена в том, что это период интенсивного роста и развития, период постоянного совершенствования психических и физических возможностей, это период начала становления личности человека[1].

Именно в дошкольном возрасте, когда происходит раннее знакомство с природой, с формами жизни, в сознании ребенка формируются первоосновы экологического мышления, закладываются зачатки экологической культуры.

В связи с этим в России была создана масса разнообразных программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. В настоящее время творческих процесс психологов и воспитателей не останавливается, разрабатываются методики на региональных уровнях, т.е. педагоги и экологи разрабатывают программы с учетом местных экологических и социальных особенностей, традиций.

В нашей стране воспитание экологической культуры дошкольников базируется на советской программе ознакомления детей с природой, главный принцип которой состоит в наглядности. Иными словами, данный курс направлен на умение ориентироваться в различных явлениях природы с помощью непосредственно наблюдения (например, изучение разнообразия флоры и фауны, умение отличать животных и растения друг от друга, знание некоторых базовых характеристик изучаемого объекта и т.д.).

Экологическая культура - это новая категория, которая связана напрямую с наукой экологией и различными ее ответвлениями. Экология, в классическом понимании, включает такое центральное понятие, как взаимодействие какого-либо организма со средой его обитания. С помощью конкретных примеров из окружения дошкольника, могут быть заложены в его сознание основы его будущих взглядов на природу.

Вторым не менее важным аспектом экологии как науки является взаимодействие человека с природой. Именно этот аспект послужил развитию относительно новой отрасли в российской науке - социальной экологии, или экологии человека. В данном случае конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствий таких взаимодействий на здоровье самих людей и на состояние окружающей природы, могут быть взяты за основу для формирования у детей понимания данного вопроса.

Итак, в основе экологического воспитания детей дошкольного возраста, лежат адаптированные к возрасту основные идеи экологии, а именно организм и среда, человек и среда.

Главной целью экологического воспитания дошкольников является формирование основ экологической культуры. Данная цель полностью согласуется с общей Концепцией дошкольного воспитания Николаевой С.Н., которая ориентируясь на общегуманитарные ценности, ставит задачу личностного комплексного развития ребенка. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени[2].

Другими словами, формирование основ экологической культуры ребенка - это становление осознанного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу

Для экологического воспитания дошкольников на современном этапе разработано множество методов воспитательно-образовательной работы. Все эти методы подразделяются на словесные, наглядные и практические. Педагогический метод здесь - это не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач[3].

Также следует отметить, что на сегодняшнем этапе развития воспитательно-образовательных процессов в нашей стране используются как традиционные методы (наглядные: наблюдение, экскурсии, просмотр видео-роликов о природе и человеке; словесные: беседы о природе, чтение произведений по данной тематике, использование фольклора; практические: опыты, эксперименты, экологические игры и др.), так и инновационные методы (компьютерные игры - симуляторы, виртуальные экскурсии, мнемотаблицы, коллажы, кроссворды, игровое проблемное моделирование и др.).

Метод игрового проблемного моделирования считается сегодня наиболее популярным среди педагогов и обладает наибольшей эффективностью в становлении и развитии экологической культуры дошкольника. Он заключается в проигрывании на занятиях проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Данная методика была разработана на основе идей детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования[4].

Главным преимуществом метода моделирования является возможность его использования еще в младшей дошкольной группе. Здесь преобладают предметные модели, как наиболее простые для восприятия в данном возрасте. В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей - и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели.

Другой не менее эффективной методикой экологического воспитания дошкольников на сегодняшний день считается программа «Войди в природу с другом», разработанная Аксеновой З.Ф. Данная методика основана на правилах поведения человека в природе. Здесь раскрываются вопросы непосредственного вреда, который человек наносит окружающей среде в процессе взаимодействия с ней. На примерах в различных формах педагог учит детей что можно и нельзя делать во взаимодействии с природой, основывая свои слова на примерах явного вреда. В данном случае дошкольнику наглядно показывают, что происходит с природой в результате тех или иных его действий[5].

Применение на практике той или иной методики с целью экологического воспитания дошкольников связано с одним общим правилом - работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия должны быть построены с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

Изучение статистических данных за 2016 год по данном у вопросу позволяет нам прийти к выводу, что в Челябинской области на сегоднящшний день беседам во время экологических занятий в детском саду и экскурсиям отводят первое место. Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок быстрее затронет детское восприятие. У дошкольников разовьется экологическое мышление, и это поможет им осознать и принять к сердцу, что природу нужно любить и беречь, а о животных нужно заботиться.

Занятия и беседы составляют примерно 33,9%. Играм в дошкольной образовательном учреждении отводится 9,7%. Опытам и экспериментам - 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями - 2,2%.

На рисунке 1 представлена диаграмма применения различных способов экологического воспитания в детском саду за 2016 год в Челябинской области.

Рисунок 1 - Методы экологического воспитания дошкольников в ДОУ Челябинской области за 2016 год

В целом можно говорить о том, что в российской практической педагогике на современном этапе используются различные методики экологического воспитания дошкольников. Однако, наиболее эффективной с точки зрения результата и понятной для детей, считается методика игрового проблемного моделирования. В данном случае ребенку предоставляется возможность самостоятельно найти решение поставленной задачи иди проблемы.

Игровая деятельность как самомотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию.

Также следует отметить, что для эффективной реализации любой из методик экологического воспитания дошкольников, большое значение имеет управленческая составляющая этого процесса. Педагоги и воспитатели должны сосредоточивать свое внимание на таком аспекте, как организация систематических мероприятий, обеспечивающих становление и развитие экологической культуры дошкольников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что экологическая культура человека зарождается в раннем детстве, когда ребенок на эмоциональном уровне знакомится с природой. Успешным формирование экологической культуры маленького человека будет только в том случае, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Список литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. / З.Ф. Аксенова / - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
  2. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова / Дошкольная педагогика. - 2015. - № 6. - С. 10-16.
  3. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.М. Леонтьева / Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
  4. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова / - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 96с.
  5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Перераб. / С.Н. Николаева / М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.


[1] Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.М. Леонтьева / Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.

[2] Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Перераб. / С.Н. Николаева / М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.

[3] Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова / - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 96с.

[4] Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова / Дошкольная педагогика. - 2015. - № 6. - С. 10-16.

[5] Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. / З.Ф. Аксенова / - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Статья на тему: "Тенденции экологического воспитания дошкольников"

Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы....

Экологическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях

«Астрахань – мой город родной!» тематическое итоговое занятие в логопедической подготовительной школе группе.Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение з...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...

Экологическое воспитание дошкольников

Как же воспитывать  в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональность,  сопереживание, которые помог...