Статья "Роль игровой деятельности в профилактике компьютерной зависимости детей начальных классов"
статья

Саликова Наталья Алексеевна
Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод — игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра»



Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_deyatelnost.docx251.08 КБ
Файл statya_igrovaya_deyatelnost.docx251.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная    школа № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга

Статья

"Роль игровой деятельности в профилактике компьютерной зависимости детей начальных классов"

Составитель: педагог-организатор

Саликова Н.А.

Санкт-Петербург

2017 г.

Оглавление:

Введение - Назначение игры……………………………………………стр. 2-4

Игровая программа:

Пояснительная записка………………………………………………….стр. 4 – 5

Сценарий игровой программы «Спасатели Земли»…………………...стр. 6 - 13

Список литературы………………………………………………………стр. 14

Оценочные материалы…………………………………………………...стр. 15-16

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. В современной школе возникает потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению основных предметов начальной школы. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффект, надо знать, как эмоционально подготовлять детей к восприятию тех или других явлений, как организовать их эмоциональную жизнь. К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о воспитательном значении игры»

А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод — игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра»

Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать, как игра педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Это возможно в том случае, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра — это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра — это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

Игровая программа с элементами тимбилдинга

 «Спасатели Земли»  

(для детей начальной школы)

Тип программы: игровая программа с элементами тимбилдинга

Участники: 1-3 класс.

Условия реализации: Актовый зал школы

Материально-техническое обеспечение: 2 микрофона, мультимедиа, аудио, световое оборудование.

Продолжительность программы: 60 минут

Количество участников: учащиеся одного класса.

Пояснительная записка

Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема. Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.

Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.

Цель программы:

Осознание опасности компьютерной зависимости и ее последствий.

Задачи:

Игровая:

Ребятам необходимо спасти планету Земля от компьютерной зависимости и снова найти в каждом ребёнке все те Человеческие качества, благодаря которым Человеку была предоставлена возможность жить на самой красивой планете (качеств 7- как 7 дней, 7 нот, 7 цветов радуги): Доброта, Дружелюбность, Мечтательность, Патриотизм, Милосердие, Прощение и ЛЮБОВЬ!

Педагогические:

  • Познавательно-мировоззренческие

- дети придут к выводу- насколько опасна зависимость от компьютерных игр. - ребята осознают, что зависимость от телефона и гаджетов приводит к потере       друзей, одиночеству.

- вспомнят и задумаются о таких качествах, как Доброта, Дружелюбие, Мечтательность,  Патриотизм, Милосердие, Прощение и ЛЮБОВЬ.

- поймут, что возможно что-то исправить, только работая в команде.

- ребята поймут для чего служат гаджеты, в каких случаях они необходимы

  • Эмоционально-волевые

- дети почувствуют ответственность за происходящее плачевное событие

- ребята прочувствуют волнение от опасности, которая грозит самой красивой   планете Земля и её жителям

- каждый ребёнок задумается о своих взаимоотношениях с друзьями и близкими

- захотят исправить ошибки и спасти ситуацию, пройдя испытания.

- у детей возникнет желание работать в команде, поддерживая друг друга

  • Действенно-практические

- ребята овладеют способностью логически мыслить

- будут уметь использовать гаджеты по назначению

- будут способны слышать друг друга и поддерживать тех, кто слабее

- научатся работать в коллективе

Материально-техническое обеспечение:

Помещение: программа проводится в актовом зале школы

Технические средства: экран, проектор, ноутбук, радиомикрофоны (2 штуки), микшерский пульт, колонки, дым- машина,

Реквизит: свиток с непонятными знаками- послание древних пришельцев, ватман, заготовки (капли из картона), кристаллы (голубого, белого, зеленого, желтого цветов), Специальные желобки (заранее заготовленные), 2 ведра (одно из них с водой стаканчик, голубые полотна, Флаги разных стран, таблички со словами (значения символики цветов флага), гербы разных стран, таблички со словами (значения символики герба), заготовленные из цветной бумаги детали аппликации, глобус.

Литературный сценарий игровой программы «СПАСАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

Игра проводится в актовом зале. Детей заранее просят взять в зал телефоны (если у ребят есть сотовые) Как только дети вошли в зал и заняли свои места, звучит космическая музыка и звуки приземляющейся летающей тарелки. На экране видео космоса, виды планеты Земля…инопланетянин смотрит на планету восхищается ей и летит на эту Землю (хромакей видео!). Как только ролик завершается на сцене появляется инопланетянин. Радостный приветствует ребят:

Инопланетянин: Здравствуйте, Земляне! Счастлив видеть вашу планету и вас. Я много наблюдал за вами и вашей планетой и понял –вы очень прогрессивные, современные, «продвинутые» ребята.  Это просто удивительно! Очень хочу познакомиться с вами поближе. Знакомится будем через космический портал!

Ребята встают вместе с пришельцем в круг, держась за руки (важно не расцепляться!) Каждый пролезает через обруч называет своё имя и любимую компьютерную игру.C:\Users\Admin\Desktop\всё!!\школа 51\турслет\фото тимбилд\Без названия.jpg

Инопланетянин: Вот и познакомились. Как здорово! Ребята, поднимите правую руку, у кого с собой сегодня телефон. А теперь поднимите левую, у кого в телефоне есть игры. Урааа! Какие же вы современные! А давайте прямо сейчас достанем все телефоны и устроим настоящий телефонный баттл! Это супер-удача –  многие имеют телефоны и игры!

Как только дети достают телефон и включают игру, происходит волшебное действо. Звучит напряженная мелодия, пускается дым, звучит голос (эхо-эффектом): КАРЯМБА-ШРЯМБА-ТУТАМАМБА!

Инопланетянин потирает руки, голос его меняется и теперь он не кажется таким уж добреньким, достаёт странный гаджет-свиток с непонятными иероглифами.

Инопланетянин: Именно этого мы ждали все эти годы…и каждый год всё больше и больше захватывали ваши умы гаджетами. Наше послание древних пришельцев гласит вот что: «Если на планете Земля случится так, что в одном месте, в одну минуту каждый ребёнок возьмет гаджет и уткнётся в его экран, не желая общаться с друзьями и близкими, в этот момент необходимо произнести слова – заклятье! Именно тогда это заклятье сработает! ХА-ХА-ХА….

Учитель класса в этот момент вступается за детей:

Учитель: Уважаемый гость-пришелец, позвольте поинтересоваться, а для чего вам всё это?

Инопланетянин: Самая красивая планета должна была принадлежать Человеку, Человеку с большой буквы, обладающим определёнными качествами (их 7- как 7 дней, 7 нот, 7 цветов радуги): Мечтательность, Дружба, Доброта, Патриотизм, Милосердие, Прощение, ЛЮБОВЬ! Именно она порождает все остальные качества!

Но мы - пришельцы мечтали владеть Землёй. Нашей задачей было сделать всё возможное, чтобы дети потеряли эти качества.

Главной целью было – переключить основное качество! ЛЮБОВЬ! Чтобы эта любовь была не к близким, не к родным, не к друзьям и своей родине…Чтобы все дети любили компьютеры…телефоны…гаджеты… и ради этого готовы были забыть обо всём остальном. Мы хотели, чтобы дети были ленивыми и не хотели ничего делать, не интересовались всем тем, что есть на планете Земля, быть не Человеком, а существом без чувств, как инопланетяне… и КАЖЕТСЯ, У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ!

Неожиданно в зал забегает расстроенный старшеклассник.

Старшеклассник: Ребята, простите меня… Но я тоже виновен в том, что случилось… Я много сидел в компьютере, не помогал близким, играл круглыми сутками, потерял всех друзей, и однажды я увидел это послание:

В ноутбуке видео-запись, обращение  героя – нло (это же транслируется на экран) :C:\Users\Admin\Desktop\картинки для квеста\31g8RiN4QQL.jpg

Пришелец: МЫ просто СЧАСТЛИВЫ, что ещё один человек стал зависимым от компьютерных игр и просмотра ю-тубовой ерунды (челенджи непонятные, лайфхаки, пранки, глупые видео. Все инопланетяне мечтают поселиться на планете Земля, ведь она такая красивая и имеет множество ресурсов… Люди не достойны такой планеты! Пора бы захватить эту планету другим…более разумным существам! Если бы люди показали, что имеют ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, то у них был бы шанс спасти свою планету! Но вряд ли это когда-нибудь будет. ХА-ХА-ХА…

Учитель:  Ребята! Нашей планете Земля, грозит опасность. Многие взрослые и дети стали жертвой коварных планов пришельцев, которые охватили мысли людей интернет- играми, интернет – общением. Действительно, я заметила, что многие ребята не желают учиться в школе, не хотят быть добрыми и дружными, злые силы проникают в некоторых ребят. Только сегодня, только сейчас есть один…всего один шанс спасти ситуацию…. Если вы сможете стать командой и поддерживать друг друга, если получится не поссориться за время прохождения испытаний, значит есть шанс спасти планету! Есть шанс остаться Человеком, жителем этой красивой планеты! Готовы ли ВЫ взять на себя ответственность за выполнение данной миссии?

В этот момент звонит телефон главного героя. Высвечивается на экране «ПРИШЕЛЕЦ». Включают на громкую связь. Голос тот же, что на экране ноутбука:

«Тебе, кажется, повезло…Светлые силы решили вступить в борьбу за вас, людишки. Нами принято решение, дать вам единственный шанс! Мы убеждены, что вам он не понадобится, но всё же…Светлые считают, что вы справитесь.  Посмотрим, на что вы способны.  Вы должны пройти ВСЕ испытания, показать и проявить свои лучшие качества вернуть себе кристаллы Доброты Дружбы Милосердия Прощения. Все эти кристаллы уже давно у нас! Вы потеряли их, пока сидели перед экранами своих гаджетов. Ха-ха-хаinterakt_kv_15

 После сообщения по телефону, на экране компьютера отображается фраза: «ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ!», и запускается таймер (40 мин - продолжительность квеста).

Старшеклассник: Друзья! Срочно нужно вернуть все кристаллы! У нас с вами осталось  всего 45 мин.

Учитель: Ну если 45 мин и 7 качеств- это значит на каждое испытание мы можем потратить по 5-6 минут максимально! Как думаете, справимся?

Старшеклассник: Тогда, начнём. 

  1. ДОБРОТА!

Старшеклассник:

Ещё издавна люди стремились к добру и отвергали зло.  Каким делает человека доброта? (сначала ответы детей) (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.) Ребята ваши лица добрые. Пришелец, посмотри. Мне кажется ты должен смело нам отдать кристалл Доброты!

Инопланетянин: НЕТ! Слишком просто. Может, они притворяются? Задание посложнее: отгадаете сказочных героев, которые делали добрые дела, верну вам кристалл!

ФОНОГРАММОЙ звучат голоса героев:

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось драться с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Старшеклассник: Ребята справились! Молодцы! Где кристалл? Верни его нам!

Инопланетянин: А я вас обманул. Ха-ха-ха. Ну мало ли, что они знают…сами-то всё равно добрых дел не делают!

Старшеклассник: Ребята, давайте, соберём ваши добрые дела «по капелькам» -  дела, которые вы уже успели совершить. И пусть этот «Дождь добра» прольётся на пришельца! Может тогда он нам вернёт кристалл доброты?

«Дождь добра» - Заготовки (капли из картона) Ребята пишут на каждой капле своё доброе дело и приклеивают на большое панно (на котором уже есть несколько кристалликов  синего цвета в виде капель)

Старшеклассник: Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рад за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Только так мы можем победить зло.

Инопланетянин отдаёт ребятам голубые кристаллики (в шкатулке)

  1. ДРУЖБА!

Старшеклассник: Друзья, у нас с вами совсем мало времени, срочно нужно собрать ещё 6 кристаллов. Что там говорилось в послании?  Какие ещё качества должны быть в каждом жителе планеты Земля в каждом Человеке? О! ДРУЖБА! Точно!

Инопланетянин: КАКАЯ ТАКАЯ ДРУЖБА? Все давно забыли о ней. Лучший друг каждого ребёнка-это телефон! Вам не вернут кристалл дружбы! Это смешно!

Старшеклассник: (произносит  волшебные слова, вместе с его текстом звучит волшебная мелодия)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт.
Ты добрых слов не пожалей
Произноси их для друзей.

«Ручей комплиментов» -2 команды.

 C:\Users\Admin\Desktop\всё!!\школа 51\турслет\фото тимбилд\Geloba_voda_500_00.jpg

Важно не расплескать воду! Пока вода перетекает из одного ведра в другое (переливать стаканчиком) ребята произносят друг другу добрые, теплые слова, комплименты, «заряжают» ручей тёплыми словами.  Важно чтобы дети сели друг напротив друга (парами, с двух сторон реек -для того, чтобы обмениваться комплиментами)

Старшеклассник: Как хорошо вы знаете добрые слова! ПОМНИЕ- сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

Обменивает ведро с водой на кристалл Дружбы.

  1. МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ!

Инопланетянин: Как же с вами становится скучно…  Прекратите это делать, вы же не такие. Я же наблюдал за вами вы же ленивые, вам же ничего не интересно, вы же даже не мечтаете ни о чём…

Старшеклассник: Ты много говоришь, пришелец. МЕЧТАЮТ, ЕЩЁ КАК МЕЧТАЮТ! Верни нам кристалл Дружбы и переходим к следующему испытанию. Не тяни время!

Пришелец возвращает кристаллы Дружбы голубого цвета

Инопланетянин:  Мечта – это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни. Но вы-то мечтаете о новеньком телефоне или о том, как закачать новую игру и найти время для неё… Разве это мечта? Было время, когда люди умирали из-за простой простуды, но родился человек, который решил, во что бы то ни стало победить болезнь. И у него получилось. Кто-то мечтает спасать жизни и становится великолепным врачом. Кто-то придумывает лекарства от болезней. Кто-то становится спасателем.

Они мечтали о том, чтобы научиться летать. Когда они рассказывали о своей мечте, все смеялись над ними. Но они продолжали мечтать и однажды они придумали, как построить самолет. А сегодня вы все можете подняться в небо, на самолёте, который был когда-то просто мечтой.

Старшеклассник:  У каждого человека есть свой дар и именно благодаря ему в наших сердцах рождаются мечты. Все удивительное, что мы видим вокруг, было когда-то мечтой. Время удивительных открытий еще не закончилось.

    «Ветер Мечты»C:\Users\Admin\Desktop\ярмарка фото\detsad-905051-1494219445.jpg

 Старшеклассник: Ребята, вернём кристалл Мечты прямо сейчас. Необходимо пробежать с ветерком под нашими полотнами и громко произнести свою мечту, чтобы пришелец слышал и знал. Что не о телефонах вы мечтаете, я-то знаю, что о другом!

Забирают кристаллы песочного цвета (или жёлтого)

  1. ПАТРИОТИЗМ!

На экране неожиданно появляются лунатики с обращением к пришельцу:

-Как дела? Мы вылетаем, очень хочется уже поселиться на планете Земля! Надеемся, кристаллы у тебя? Дети не смогли их вернуть обратно, верно?

Инопланетянин: (настраивает антенны свои, ловит связь с космосом, характерные звуки) Чувствую, нужно вызывать подкрепление. Приём-приём! Лунатики, выручайте тут  земляне как-то быстро справляются с испытаниями, мне нужна ваша помощь…

Лунатики: Как так? Не может этого быть! Так! Про родину, спрашивай их про родину! Они мало, что знают и мечтают летать заграницу. Там отдыхать. Там учиться там жить….

Изображение теряется…

Инопланетянин: Как же я сразу не додумался! Точно! Ну что, теперь вам будет не просто. Ха-ха-ха. Итак, серьёзное испытание!

Старшеклассник: (снова читает волшебные слова, характерная музыка)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём

Мы Родиной светлой

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем!

А вот теперь – давай своё испытание, пришелец, мы готовы)

Ребят делят на 2 команды:

Задания для 1 группы

1 Выберите российский флаг из предложенных;

2. Соотнесите цвета флага со словами - символами; (заготовленные заранее карточки со словами- «мир и чистота», «вера и правда»; «сила и отвага, кровь, пролитая за Отечество».

Задания для 2 группы

1.Выберите российский герб из предложенных;

2. Перечислите, что изображено на гербе и скажите, что это символизируют (так же могут быть подсказки на заранее заготовленных карточках)

Дети забирают кристаллы зелёного цвета

  1. МИЛОСЕРДИЕ!

Фонограммой звонок телефона и голоса лунатиков:

- Почему никто из них не берёт трубку они же всё время привязаны к телефону, неужели за всё это время ни один ребёнок не сел за экран своего гаджета? Что за напасть?  Наши планы рушатся. Применяем план Б! Если они разрушают наши планы, значит мы порушим их планету! У них совсем не останется времени исправить ситуацию... х-ха-ха!

Звучит характерная мелодия, треск, мяуканье котёнка, что-то падает…

Инопланетянин: Ну что, допрыгались? всё, закончились ваши игры! Навели вам хаос мои помощники. Сердитесь? Злитесь? Это хорошо! Это правильно!

Старшеклассник: Ребята, это очередная провокация! Мы почти у цели! Нам нужны кристаллы Милосердия! Не поддавайтесь пришельцу, настоящий Человек всегда обладал таким качеством как -  милосердие. Что это за качество-кто знает? (ответы детей)

Милосердный человек тот, кто отдает тепло своей души людям, которым трудно в этот период жизни. Милосердие – одно из лучших качеств человека.

Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Нужно восстановить всё то, что разрушили лунатики! Т. к. времени у нас совсем нет- предлагаю провести эстафету. Итак, испытание «Гора добрых дел»: Перед вами чистый ватман и детали, которые необходимо на него наклеить. Каждый из вас добегает до ватмана и приклеивает ту часть, которую я озвучу.

«Гора добрых дел»

 Готовы?

- Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).

- Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.

- Для малышей сделаем песочницу – пускай играют,

- И качели смастерим – вот детям забава

- За детьми будут смотреть мамы и бабушки – значит, надо сделать для них лавочки.

- Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.

- Покормим голодного щенка.

- Старушке-соседке поможем перейти дорогу.

- Маме поможем нести тяжёлую сумку.

- Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли и др.

(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая аппликация).

Когда панно готово - забирают кристаллы белого цвета.

На экране снова появляются лунатики. Они добрейшим голоском обращаются к детям:

- Уважаемые земляне, дорогие деточки. Вы оказались такими отважными, мы решили наградить вас! Только сегодня новая супер - современная космическая игра, которую вы можете закачать абсолютно бесплатно. Это наш вам подарок. Готовы закачать? Итак, я сейчас озвучу ссылку, по которой вы сможете закачать игру.

Учительница следит за реакцией детей. Если они достают телефоны, то она говорит, что это опасная провокация и именно это может всё испортить. Если же дети отказываются, то она тут же их поддерживает и просит ребят не сердиться на лунатиков и пришельца. Предлагает простить их. Умение прощать помогает человеку сохранить мир и добрые отношения с другими людьми – гласит народная мудрость.

«Простить - значит перестать сердиться или обижаться на другого человека». Ребята прощают героев

  1. ПРОЩЕНИЕ!

Старшеклассник выносит макет Земли (глобус)

Старшеклассник: Да, наша планета действительно красивая, я понял по-настоящему – почему так пришельцы пытались сбить нас с толку своими гаджетами… Ребята вы были сегодня супер-командой, вы помогали друг другу, вы прошли все испытания и смогли проявить свои лучшие КАЧЕСТВА! Качества Человека, которому должно жить на этой планете! Вы –настоящие молодцы! А вы совсем не отвлекались на компьютерные игры- это ПОБЕДА!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, без какого качества не было бы ничего: ни прощения, ни доброты, ни милосердия и вообще не было бы нас с вами?

(ответы детей)

  1. ЛЮБОВЬ!

Любовь — большое, тёплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной. Любовью создана вся жизнь.

Учитель: А давайте наполним этот глобус нашим с вами теплом.  Яркими цветными кристаллами, которые вы смогли вернуть, украсим наш глобус и подарим пришельцам в знак нашей Дружбы Милосердия, Любви, Доброты и Прощения. Согласны?

Когда дети приклеивают кристаллы (голубыми – моря, синим – океаны,  зеленым - леса, песочными - пустыни, белыми –Арктику и Антарктиду)звучит красивая мелодия и стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг,

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется ЗЕМЛЯ!

Инопланетянин: Ребята, спасибо вам огромное! Я понял, нам ещё у вас нужно учиться вы действительно обладаете такими качествами, которые имеют только жители планеты Земля! И простите нас ещё раз. А по поводу  компьютерных игр – это действительно было нашим планом. Старайтесь этот коварный план не реализовывать. Играйте в реальные игры, дружите с реальными друзьями. Мира вам и берегите вашу планету, интересуйтесь ей– это ваш дом

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игра - обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.

2. Карелова И.М. Проектирование игровых досуговых программ [Текст] / И.М. Карелова - Санкт-Петербург, 2011 г. - 80 с.

3. Праздник под созвездием игры : сборник сценариев игровых программ / под ред. Кареловой И.М., Даниловой Е.В. - Санкт-Петербург., ООО «ПСП-Принт» типография «Печатный Цех», 2018 г. - 163 с.

4. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / под ред. Кареловой И.М. / Издательство «Феникс», 2015 г. - 371 с.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский- М.:Политиздат,1985

6. Сыщикова В. С., Быкова С. С. Профилактика игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95549.htm.

7. Парфилова, Г. Г. Профилактика компьютерной зависимости в семье [Текст] / Г. Г. Парфилова // Проблемы коррекции и профилактики компьютерной зависимости у подростков группы риска. – 2012. – с.71-76

Оценочные материалы:

  1. Методика  «ВЫБОР»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

3 –согласен, 2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.

1. Я жду продолжение игровой программы «Спасатели Земли»

2. Во время игры у меня хорошее настроение

3. Были очень хорошие герои на программе

4. У меня появился старшеклассник, к которому могу обратиться за помощью

6. Во время игры, я легко мог обратиться к ребятам за помощью

7. Я бы ещё раз хотел поиграть с ребятами в эти игры и пройти испытания.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей игровой программой.

  1. Тест для родителей учащихся

Диагностика компьютерной зависимости у ребенка – выполните тест!

Оцениваем тест следующим образом:

  • Ответ «очень редко» — 1 балл.
  • Ответ «иногда» — 2 балла.
  • Ответ «часто» — 3 балла.
  • Ответ «очень часто» — 4 балла.
  • Ответ «всегда» — 5 баллов.

Вопросы к тесту:

  1. Насколько часто ваше чадо нарушает те временные рамки, что установлены для него вами на «интернет-серфинг»?
  2. Насколько часто он пренебрегает своими домашними обязанностями в угоду интернету?
  3. Насколько часто у ребенка появляются новые «друзья» в интернете?
  4. Насколько часто ваше чадо выбирает компьютер вместо отдыха с семьей?
  5. Насколько часто вы или супруг жалуетесь на то, что ваше чадо слишком увлечено интернетом.
  6. Насколько часто ваше чадо проверяет свою электронную почту непосредственно перед каким-либо иным занятием?
  7. Насколько часто страдает его учеба из-за увлечения компьютером?
  8. Насколько часто он уходит от ответа при вопросе — «чем ты занимаешься в интернете»?
  9. Насколько часто он сидит в своей комнате за компьютером?
  10. Насколько часто он выбирает компьютер вместо общения с окружающими?
  11. Насколько часто ему звонят его новые сетевые «товарищи»?
  12. Насколько часто он выходит в интернет вопреки вашему запрету (например, вы отняли ноутбук и застукали ребенка, выходящим в сеть через телефон)?
  13. Насколько часто ваше чадо раздражается, когда вы просите его отвлечься от компьютера?
  14. Насколько чаще ваше чадо стало выглядеть уставшим и утомленным в сравнении с периодом, когда компьютера у него не было.
  15. Насколько часто он ругается и различными способами выражает свой гнев после ваших сетований на тему «ты опять весь день просидел в интернете»?
  16. Насколько часто ваше чадо мысленно стремится обратно в интернет в моменты отсутствия доступа к компьютеру?
  17. Насколько часто он выбирает интернет вместо своих прежних любимых занятий?
  18. Насколько часто он выбирает интернет вместо прогулок со своими друзьями?
  19. Насколько часто ваше чадо гневается в моменты, когда вы накладываете вето на пользование сетью или ограничиваете время игры?
  20. Насколько часто случаются ситуации, когда ребенок вне компьютера угнетен и подавлен, а по возвращению в сеть оживает и «искрится радостью»?

Считаем баллы и оцениваем результат:

  • До 50 баллов: причин для паники нет, но есть смысл минимизировать время, что ваше чадо проводит за ноутбуком или планшетом. А лучше — найти ребенку другое увлечение, пока компьютер не стал его лучшим другом.
  • От 50 до 79 баллов: вам пора проанализировать влияние глобальной сети на ребенка и сделать выводы. Как минимум, следует ограничить его времяпрепровождение в интернете и определить все слабые стороны отношений в вашей семье и в жизни ребенка — именно от проблем дет сбегают в мировую паутину.
  • Выше 80 баллов: ваш ребенок интернет-зависим. Без помощи специалиста справиться будет сложно.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная    школа № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга

Статья

"Роль игровой деятельности в профилактике компьютерной зависимости детей начальных классов"

Составитель: педагог-организатор

Саликова Н.А.

Санкт-Петербург

2017 г.

Оглавление:

Введение - Назначение игры……………………………………………стр. 2-4

Игровая программа:

Пояснительная записка………………………………………………….стр. 4 – 5

Сценарий игровой программы «Спасатели Земли»…………………...стр. 6 - 13

Список литературы………………………………………………………стр. 14

Оценочные материалы…………………………………………………...стр. 15-16

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. В современной школе возникает потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению основных предметов начальной школы. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффект, надо знать, как эмоционально подготовлять детей к восприятию тех или других явлений, как организовать их эмоциональную жизнь. К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о воспитательном значении игры»

А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод — игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра»

Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать, как игра педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Это возможно в том случае, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра — это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра — это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

Игровая программа с элементами тимбилдинга

 «Спасатели Земли»  

(для детей начальной школы)

Тип программы: игровая программа с элементами тимбилдинга

Участники: 1-3 класс.

Условия реализации: Актовый зал школы

Материально-техническое обеспечение: 2 микрофона, мультимедиа, аудио, световое оборудование.

Продолжительность программы: 60 минут

Количество участников: учащиеся одного класса.

Пояснительная записка

Зависимость от гаджетов у детей — серьезная проблема. Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему.

Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.

Цель программы:

Осознание опасности компьютерной зависимости и ее последствий.

Задачи:

Игровая:

Ребятам необходимо спасти планету Земля от компьютерной зависимости и снова найти в каждом ребёнке все те Человеческие качества, благодаря которым Человеку была предоставлена возможность жить на самой красивой планете (качеств 7- как 7 дней, 7 нот, 7 цветов радуги): Доброта, Дружелюбность, Мечтательность, Патриотизм, Милосердие, Прощение и ЛЮБОВЬ!

Педагогические:

  • Познавательно-мировоззренческие

- дети придут к выводу- насколько опасна зависимость от компьютерных игр. - ребята осознают, что зависимость от телефона и гаджетов приводит к потере       друзей, одиночеству.

- вспомнят и задумаются о таких качествах, как Доброта, Дружелюбие, Мечтательность,  Патриотизм, Милосердие, Прощение и ЛЮБОВЬ.

- поймут, что возможно что-то исправить, только работая в команде.

- ребята поймут для чего служат гаджеты, в каких случаях они необходимы

  • Эмоционально-волевые

- дети почувствуют ответственность за происходящее плачевное событие

- ребята прочувствуют волнение от опасности, которая грозит самой красивой   планете Земля и её жителям

- каждый ребёнок задумается о своих взаимоотношениях с друзьями и близкими

- захотят исправить ошибки и спасти ситуацию, пройдя испытания.

- у детей возникнет желание работать в команде, поддерживая друг друга

  • Действенно-практические

- ребята овладеют способностью логически мыслить

- будут уметь использовать гаджеты по назначению

- будут способны слышать друг друга и поддерживать тех, кто слабее

- научатся работать в коллективе

Материально-техническое обеспечение:

Помещение: программа проводится в актовом зале школы

Технические средства: экран, проектор, ноутбук, радиомикрофоны (2 штуки), микшерский пульт, колонки, дым- машина,

Реквизит: свиток с непонятными знаками- послание древних пришельцев, ватман, заготовки (капли из картона), кристаллы (голубого, белого, зеленого, желтого цветов), Специальные желобки (заранее заготовленные), 2 ведра (одно из них с водой стаканчик, голубые полотна, Флаги разных стран, таблички со словами (значения символики цветов флага), гербы разных стран, таблички со словами (значения символики герба), заготовленные из цветной бумаги детали аппликации, глобус.

Литературный сценарий игровой программы «СПАСАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

Игра проводится в актовом зале. Детей заранее просят взять в зал телефоны (если у ребят есть сотовые) Как только дети вошли в зал и заняли свои места, звучит космическая музыка и звуки приземляющейся летающей тарелки. На экране видео космоса, виды планеты Земля…инопланетянин смотрит на планету восхищается ей и летит на эту Землю (хромакей видео!). Как только ролик завершается на сцене появляется инопланетянин. Радостный приветствует ребят:

Инопланетянин: Здравствуйте, Земляне! Счастлив видеть вашу планету и вас. Я много наблюдал за вами и вашей планетой и понял –вы очень прогрессивные, современные, «продвинутые» ребята.  Это просто удивительно! Очень хочу познакомиться с вами поближе. Знакомится будем через космический портал!

Ребята встают вместе с пришельцем в круг, держась за руки (важно не расцепляться!) Каждый пролезает через обруч называет своё имя и любимую компьютерную игру.C:\Users\Admin\Desktop\всё!!\школа 51\турслет\фото тимбилд\Без названия.jpg

Инопланетянин: Вот и познакомились. Как здорово! Ребята, поднимите правую руку, у кого с собой сегодня телефон. А теперь поднимите левую, у кого в телефоне есть игры. Урааа! Какие же вы современные! А давайте прямо сейчас достанем все телефоны и устроим настоящий телефонный баттл! Это супер-удача –  многие имеют телефоны и игры!

Как только дети достают телефон и включают игру, происходит волшебное действо. Звучит напряженная мелодия, пускается дым, звучит голос (эхо-эффектом): КАРЯМБА-ШРЯМБА-ТУТАМАМБА!

Инопланетянин потирает руки, голос его меняется и теперь он не кажется таким уж добреньким, достаёт странный гаджет-свиток с непонятными иероглифами.

Инопланетянин: Именно этого мы ждали все эти годы…и каждый год всё больше и больше захватывали ваши умы гаджетами. Наше послание древних пришельцев гласит вот что: «Если на планете Земля случится так, что в одном месте, в одну минуту каждый ребёнок возьмет гаджет и уткнётся в его экран, не желая общаться с друзьями и близкими, в этот момент необходимо произнести слова – заклятье! Именно тогда это заклятье сработает! ХА-ХА-ХА….

Учитель класса в этот момент вступается за детей:

Учитель: Уважаемый гость-пришелец, позвольте поинтересоваться, а для чего вам всё это?

Инопланетянин: Самая красивая планета должна была принадлежать Человеку, Человеку с большой буквы, обладающим определёнными качествами (их 7- как 7 дней, 7 нот, 7 цветов радуги): Мечтательность, Дружба, Доброта, Патриотизм, Милосердие, Прощение, ЛЮБОВЬ! Именно она порождает все остальные качества!

Но мы - пришельцы мечтали владеть Землёй. Нашей задачей было сделать всё возможное, чтобы дети потеряли эти качества.

Главной целью было – переключить основное качество! ЛЮБОВЬ! Чтобы эта любовь была не к близким, не к родным, не к друзьям и своей родине…Чтобы все дети любили компьютеры…телефоны…гаджеты… и ради этого готовы были забыть обо всём остальном. Мы хотели, чтобы дети были ленивыми и не хотели ничего делать, не интересовались всем тем, что есть на планете Земля, быть не Человеком, а существом без чувств, как инопланетяне… и КАЖЕТСЯ, У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ!

Неожиданно в зал забегает расстроенный старшеклассник.

Старшеклассник: Ребята, простите меня… Но я тоже виновен в том, что случилось… Я много сидел в компьютере, не помогал близким, играл круглыми сутками, потерял всех друзей, и однажды я увидел это послание:

В ноутбуке видео-запись, обращение  героя – нло (это же транслируется на экран) :C:\Users\Admin\Desktop\картинки для квеста\31g8RiN4QQL.jpg

Пришелец: МЫ просто СЧАСТЛИВЫ, что ещё один человек стал зависимым от компьютерных игр и просмотра ю-тубовой ерунды (челенджи непонятные, лайфхаки, пранки, глупые видео. Все инопланетяне мечтают поселиться на планете Земля, ведь она такая красивая и имеет множество ресурсов… Люди не достойны такой планеты! Пора бы захватить эту планету другим…более разумным существам! Если бы люди показали, что имеют ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, то у них был бы шанс спасти свою планету! Но вряд ли это когда-нибудь будет. ХА-ХА-ХА…

Учитель:  Ребята! Нашей планете Земля, грозит опасность. Многие взрослые и дети стали жертвой коварных планов пришельцев, которые охватили мысли людей интернет- играми, интернет – общением. Действительно, я заметила, что многие ребята не желают учиться в школе, не хотят быть добрыми и дружными, злые силы проникают в некоторых ребят. Только сегодня, только сейчас есть один…всего один шанс спасти ситуацию…. Если вы сможете стать командой и поддерживать друг друга, если получится не поссориться за время прохождения испытаний, значит есть шанс спасти планету! Есть шанс остаться Человеком, жителем этой красивой планеты! Готовы ли ВЫ взять на себя ответственность за выполнение данной миссии?

В этот момент звонит телефон главного героя. Высвечивается на экране «ПРИШЕЛЕЦ». Включают на громкую связь. Голос тот же, что на экране ноутбука:

«Тебе, кажется, повезло…Светлые силы решили вступить в борьбу за вас, людишки. Нами принято решение, дать вам единственный шанс! Мы убеждены, что вам он не понадобится, но всё же…Светлые считают, что вы справитесь.  Посмотрим, на что вы способны.  Вы должны пройти ВСЕ испытания, показать и проявить свои лучшие качества вернуть себе кристаллы Доброты Дружбы Милосердия Прощения. Все эти кристаллы уже давно у нас! Вы потеряли их, пока сидели перед экранами своих гаджетов. Ха-ха-хаinterakt_kv_15

 После сообщения по телефону, на экране компьютера отображается фраза: «ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ!», и запускается таймер (40 мин - продолжительность квеста).

Старшеклассник: Друзья! Срочно нужно вернуть все кристаллы! У нас с вами осталось  всего 45 мин.

Учитель: Ну если 45 мин и 7 качеств- это значит на каждое испытание мы можем потратить по 5-6 минут максимально! Как думаете, справимся?

Старшеклассник: Тогда, начнём. 

  1. ДОБРОТА!

Старшеклассник:

Ещё издавна люди стремились к добру и отвергали зло.  Каким делает человека доброта? (сначала ответы детей) (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.) Ребята ваши лица добрые. Пришелец, посмотри. Мне кажется ты должен смело нам отдать кристалл Доброты!

Инопланетянин: НЕТ! Слишком просто. Может, они притворяются? Задание посложнее: отгадаете сказочных героев, которые делали добрые дела, верну вам кристалл!

ФОНОГРАММОЙ звучат голоса героев:

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось драться с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Старшеклассник: Ребята справились! Молодцы! Где кристалл? Верни его нам!

Инопланетянин: А я вас обманул. Ха-ха-ха. Ну мало ли, что они знают…сами-то всё равно добрых дел не делают!

Старшеклассник: Ребята, давайте, соберём ваши добрые дела «по капелькам» -  дела, которые вы уже успели совершить. И пусть этот «Дождь добра» прольётся на пришельца! Может тогда он нам вернёт кристалл доброты?

«Дождь добра» - Заготовки (капли из картона) Ребята пишут на каждой капле своё доброе дело и приклеивают на большое панно (на котором уже есть несколько кристалликов  синего цвета в виде капель)

Старшеклассник: Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рад за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Только так мы можем победить зло.

Инопланетянин отдаёт ребятам голубые кристаллики (в шкатулке)

  1. ДРУЖБА!

Старшеклассник: Друзья, у нас с вами совсем мало времени, срочно нужно собрать ещё 6 кристаллов. Что там говорилось в послании?  Какие ещё качества должны быть в каждом жителе планеты Земля в каждом Человеке? О! ДРУЖБА! Точно!

Инопланетянин: КАКАЯ ТАКАЯ ДРУЖБА? Все давно забыли о ней. Лучший друг каждого ребёнка-это телефон! Вам не вернут кристалл дружбы! Это смешно!

Старшеклассник: (произносит  волшебные слова, вместе с его текстом звучит волшебная мелодия)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт.
Ты добрых слов не пожалей
Произноси их для друзей.

«Ручей комплиментов» -2 команды.

 C:\Users\Admin\Desktop\всё!!\школа 51\турслет\фото тимбилд\Geloba_voda_500_00.jpg

Важно не расплескать воду! Пока вода перетекает из одного ведра в другое (переливать стаканчиком) ребята произносят друг другу добрые, теплые слова, комплименты, «заряжают» ручей тёплыми словами.  Важно чтобы дети сели друг напротив друга (парами, с двух сторон реек -для того, чтобы обмениваться комплиментами)

Старшеклассник: Как хорошо вы знаете добрые слова! ПОМНИЕ- сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

Обменивает ведро с водой на кристалл Дружбы.

  1. МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ!

Инопланетянин: Как же с вами становится скучно…  Прекратите это делать, вы же не такие. Я же наблюдал за вами вы же ленивые, вам же ничего не интересно, вы же даже не мечтаете ни о чём…

Старшеклассник: Ты много говоришь, пришелец. МЕЧТАЮТ, ЕЩЁ КАК МЕЧТАЮТ! Верни нам кристалл Дружбы и переходим к следующему испытанию. Не тяни время!

Пришелец возвращает кристаллы Дружбы голубого цвета

Инопланетянин:  Мечта – это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни. Но вы-то мечтаете о новеньком телефоне или о том, как закачать новую игру и найти время для неё… Разве это мечта? Было время, когда люди умирали из-за простой простуды, но родился человек, который решил, во что бы то ни стало победить болезнь. И у него получилось. Кто-то мечтает спасать жизни и становится великолепным врачом. Кто-то придумывает лекарства от болезней. Кто-то становится спасателем.

Они мечтали о том, чтобы научиться летать. Когда они рассказывали о своей мечте, все смеялись над ними. Но они продолжали мечтать и однажды они придумали, как построить самолет. А сегодня вы все можете подняться в небо, на самолёте, который был когда-то просто мечтой.

Старшеклассник:  У каждого человека есть свой дар и именно благодаря ему в наших сердцах рождаются мечты. Все удивительное, что мы видим вокруг, было когда-то мечтой. Время удивительных открытий еще не закончилось.

    «Ветер Мечты»C:\Users\Admin\Desktop\ярмарка фото\detsad-905051-1494219445.jpg

 Старшеклассник: Ребята, вернём кристалл Мечты прямо сейчас. Необходимо пробежать с ветерком под нашими полотнами и громко произнести свою мечту, чтобы пришелец слышал и знал. Что не о телефонах вы мечтаете, я-то знаю, что о другом!

Забирают кристаллы песочного цвета (или жёлтого)

  1. ПАТРИОТИЗМ!

На экране неожиданно появляются лунатики с обращением к пришельцу:

-Как дела? Мы вылетаем, очень хочется уже поселиться на планете Земля! Надеемся, кристаллы у тебя? Дети не смогли их вернуть обратно, верно?

Инопланетянин: (настраивает антенны свои, ловит связь с космосом, характерные звуки) Чувствую, нужно вызывать подкрепление. Приём-приём! Лунатики, выручайте тут  земляне как-то быстро справляются с испытаниями, мне нужна ваша помощь…

Лунатики: Как так? Не может этого быть! Так! Про родину, спрашивай их про родину! Они мало, что знают и мечтают летать заграницу. Там отдыхать. Там учиться там жить….

Изображение теряется…

Инопланетянин: Как же я сразу не додумался! Точно! Ну что, теперь вам будет не просто. Ха-ха-ха. Итак, серьёзное испытание!

Старшеклассник: (снова читает волшебные слова, характерная музыка)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём

Мы Родиной светлой

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем!

А вот теперь – давай своё испытание, пришелец, мы готовы)

Ребят делят на 2 команды:

Задания для 1 группы

1 Выберите российский флаг из предложенных;

2. Соотнесите цвета флага со словами - символами; (заготовленные заранее карточки со словами- «мир и чистота», «вера и правда»; «сила и отвага, кровь, пролитая за Отечество».

Задания для 2 группы

1.Выберите российский герб из предложенных;

2. Перечислите, что изображено на гербе и скажите, что это символизируют (так же могут быть подсказки на заранее заготовленных карточках)

Дети забирают кристаллы зелёного цвета

  1. МИЛОСЕРДИЕ!

Фонограммой звонок телефона и голоса лунатиков:

- Почему никто из них не берёт трубку они же всё время привязаны к телефону, неужели за всё это время ни один ребёнок не сел за экран своего гаджета? Что за напасть?  Наши планы рушатся. Применяем план Б! Если они разрушают наши планы, значит мы порушим их планету! У них совсем не останется времени исправить ситуацию... х-ха-ха!

Звучит характерная мелодия, треск, мяуканье котёнка, что-то падает…

Инопланетянин: Ну что, допрыгались? всё, закончились ваши игры! Навели вам хаос мои помощники. Сердитесь? Злитесь? Это хорошо! Это правильно!

Старшеклассник: Ребята, это очередная провокация! Мы почти у цели! Нам нужны кристаллы Милосердия! Не поддавайтесь пришельцу, настоящий Человек всегда обладал таким качеством как -  милосердие. Что это за качество-кто знает? (ответы детей)

Милосердный человек тот, кто отдает тепло своей души людям, которым трудно в этот период жизни. Милосердие – одно из лучших качеств человека.

Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Нужно восстановить всё то, что разрушили лунатики! Т. к. времени у нас совсем нет- предлагаю провести эстафету. Итак, испытание «Гора добрых дел»: Перед вами чистый ватман и детали, которые необходимо на него наклеить. Каждый из вас добегает до ватмана и приклеивает ту часть, которую я озвучу.

«Гора добрых дел»

 Готовы?

- Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).

- Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.

- Для малышей сделаем песочницу – пускай играют,

- И качели смастерим – вот детям забава

- За детьми будут смотреть мамы и бабушки – значит, надо сделать для них лавочки.

- Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.

- Покормим голодного щенка.

- Старушке-соседке поможем перейти дорогу.

- Маме поможем нести тяжёлую сумку.

- Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли и др.

(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая аппликация).

Когда панно готово - забирают кристаллы белого цвета.

На экране снова появляются лунатики. Они добрейшим голоском обращаются к детям:

- Уважаемые земляне, дорогие деточки. Вы оказались такими отважными, мы решили наградить вас! Только сегодня новая супер - современная космическая игра, которую вы можете закачать абсолютно бесплатно. Это наш вам подарок. Готовы закачать? Итак, я сейчас озвучу ссылку, по которой вы сможете закачать игру.

Учительница следит за реакцией детей. Если они достают телефоны, то она говорит, что это опасная провокация и именно это может всё испортить. Если же дети отказываются, то она тут же их поддерживает и просит ребят не сердиться на лунатиков и пришельца. Предлагает простить их. Умение прощать помогает человеку сохранить мир и добрые отношения с другими людьми – гласит народная мудрость.

«Простить - значит перестать сердиться или обижаться на другого человека». Ребята прощают героев

  1. ПРОЩЕНИЕ!

Старшеклассник выносит макет Земли (глобус)

Старшеклассник: Да, наша планета действительно красивая, я понял по-настоящему – почему так пришельцы пытались сбить нас с толку своими гаджетами… Ребята вы были сегодня супер-командой, вы помогали друг другу, вы прошли все испытания и смогли проявить свои лучшие КАЧЕСТВА! Качества Человека, которому должно жить на этой планете! Вы –настоящие молодцы! А вы совсем не отвлекались на компьютерные игры- это ПОБЕДА!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, без какого качества не было бы ничего: ни прощения, ни доброты, ни милосердия и вообще не было бы нас с вами?

(ответы детей)

  1. ЛЮБОВЬ!

Любовь — большое, тёплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной. Любовью создана вся жизнь.

Учитель: А давайте наполним этот глобус нашим с вами теплом.  Яркими цветными кристаллами, которые вы смогли вернуть, украсим наш глобус и подарим пришельцам в знак нашей Дружбы Милосердия, Любви, Доброты и Прощения. Согласны?

Когда дети приклеивают кристаллы (голубыми – моря, синим – океаны,  зеленым - леса, песочными - пустыни, белыми –Арктику и Антарктиду)звучит красивая мелодия и стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг,

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется ЗЕМЛЯ!

Инопланетянин: Ребята, спасибо вам огромное! Я понял, нам ещё у вас нужно учиться вы действительно обладаете такими качествами, которые имеют только жители планеты Земля! И простите нас ещё раз. А по поводу  компьютерных игр – это действительно было нашим планом. Старайтесь этот коварный план не реализовывать. Играйте в реальные игры, дружите с реальными друзьями. Мира вам и берегите вашу планету, интересуйтесь ей– это ваш дом

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Игра - обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.

2. Карелова И.М. Проектирование игровых досуговых программ [Текст] / И.М. Карелова - Санкт-Петербург, 2011 г. - 80 с.

3. Праздник под созвездием игры : сборник сценариев игровых программ / под ред. Кареловой И.М., Даниловой Е.В. - Санкт-Петербург., ООО «ПСП-Принт» типография «Печатный Цех», 2018 г. - 163 с.

4. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / под ред. Кареловой И.М. / Издательство «Феникс», 2015 г. - 371 с.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский- М.:Политиздат,1985

6. Сыщикова В. С., Быкова С. С. Профилактика игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95549.htm.

7. Парфилова, Г. Г. Профилактика компьютерной зависимости в семье [Текст] / Г. Г. Парфилова // Проблемы коррекции и профилактики компьютерной зависимости у подростков группы риска. – 2012. – с.71-76

Оценочные материалы:

  1. Методика  «ВЫБОР»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

3 –согласен, 2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.

1. Я жду продолжение игровой программы «Спасатели Земли»

2. Во время игры у меня хорошее настроение

3. Были очень хорошие герои на программе

4. У меня появился старшеклассник, к которому могу обратиться за помощью

6. Во время игры, я легко мог обратиться к ребятам за помощью

7. Я бы ещё раз хотел поиграть с ребятами в эти игры и пройти испытания.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей игровой программой.

  1. Тест для родителей учащихся

Диагностика компьютерной зависимости у ребенка – выполните тест!

Оцениваем тест следующим образом:

  • Ответ «очень редко» — 1 балл.
  • Ответ «иногда» — 2 балла.
  • Ответ «часто» — 3 балла.
  • Ответ «очень часто» — 4 балла.
  • Ответ «всегда» — 5 баллов.

Вопросы к тесту:

  1. Насколько часто ваше чадо нарушает те временные рамки, что установлены для него вами на «интернет-серфинг»?
  2. Насколько часто он пренебрегает своими домашними обязанностями в угоду интернету?
  3. Насколько часто у ребенка появляются новые «друзья» в интернете?
  4. Насколько часто ваше чадо выбирает компьютер вместо отдыха с семьей?
  5. Насколько часто вы или супруг жалуетесь на то, что ваше чадо слишком увлечено интернетом.
  6. Насколько часто ваше чадо проверяет свою электронную почту непосредственно перед каким-либо иным занятием?
  7. Насколько часто страдает его учеба из-за увлечения компьютером?
  8. Насколько часто он уходит от ответа при вопросе — «чем ты занимаешься в интернете»?
  9. Насколько часто он сидит в своей комнате за компьютером?
  10. Насколько часто он выбирает компьютер вместо общения с окружающими?
  11. Насколько часто ему звонят его новые сетевые «товарищи»?
  12. Насколько часто он выходит в интернет вопреки вашему запрету (например, вы отняли ноутбук и застукали ребенка, выходящим в сеть через телефон)?
  13. Насколько часто ваше чадо раздражается, когда вы просите его отвлечься от компьютера?
  14. Насколько чаще ваше чадо стало выглядеть уставшим и утомленным в сравнении с периодом, когда компьютера у него не было.
  15. Насколько часто он ругается и различными способами выражает свой гнев после ваших сетований на тему «ты опять весь день просидел в интернете»?
  16. Насколько часто ваше чадо мысленно стремится обратно в интернет в моменты отсутствия доступа к компьютеру?
  17. Насколько часто он выбирает интернет вместо своих прежних любимых занятий?
  18. Насколько часто он выбирает интернет вместо прогулок со своими друзьями?
  19. Насколько часто ваше чадо гневается в моменты, когда вы накладываете вето на пользование сетью или ограничиваете время игры?
  20. Насколько часто случаются ситуации, когда ребенок вне компьютера угнетен и подавлен, а по возвращению в сеть оживает и «искрится радостью»?

Считаем баллы и оцениваем результат:

  • До 50 баллов: причин для паники нет, но есть смысл минимизировать время, что ваше чадо проводит за ноутбуком или планшетом. А лучше — найти ребенку другое увлечение, пока компьютер не стал его лучшим другом.
  • От 50 до 79 баллов: вам пора проанализировать влияние глобальной сети на ребенка и сделать выводы. Как минимум, следует ограничить его времяпрепровождение в интернете и определить все слабые стороны отношений в вашей семье и в жизни ребенка — именно от проблем дет сбегают в мировую паутину.
  • Выше 80 баллов: ваш ребенок интернет-зависим. Без помощи специалиста справиться будет сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям. Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.Виртуальный мир компьютерных игр, ...

Профилактика компьютерной зависимости у детей.

Признаки зависимого поведения от компьютера. Профилактика интернет-зависимости. Советы для преодоления интернет-зависимости у детей....

Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей

Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимоти у детей: советы психолога...

"Профилактика компьютерной зависимости у детей"

Данный материал можно использовать для проведения родительского собрания с целью профилактики компьютерной зависимости у детей....

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальных классах

Игры на уроках английского языка в начальной школе...

Статья "Роль игровой деятельности в профилактике компьютерной зависимости детей начальных классов"

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и средством воспитания личности ребенка. В педагогическом процессе игра выступает как метод обуче...