Выступление на научно-практической конференции - 2019
материал

Сухорукова Елена Викторовна

Данное выступление освещает работу организацию проектной деятельности, осуществляемую в МБОУ НКСОШ, подводит итоги этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на научно-практической конференции - 2019

Добрый день, уважаемые коллеги и участники конференции.

Сегодня мы подводим итоги работы по одному из направлений реализации федерального государственного образовательного стандарта – проектной деятельности.

В нашей школе проектная деятельность реализуется в соответствии с Положением о проектной деятельности учащихся МБОУ НКСОШ, принятом на заседании педагогического совета. Такое общешкольное мероприятие, на котором ученики и их руководители представят результаты исследовательской и проектной деятельности, мы проводим впервые, поэтому принимаем предложения по совершенствованию данного направления работы и процедуры защиты проектов, а также просим вас не судить нас строго.

Под проектной деятельностью мы понимаем целенаправленно организованная деятельность, объединяющая педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и социальных партнёров.

Включение обучающихся в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который обеспечивает достижение обучающимися метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 Основной целью проектной деятельности является:

-включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;

 - перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика;

-совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом. Для этого необходимо научить детей планированию, сформировать у них навыки сбора и обработки информации, материалов, развить умение анализировать, составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом, сформировать позитивное отношение к работе, вовлечь в творческое проектирование всех участников образовательного процесса.

Работа с проектами начинается еще на ступени начального образования. Работая по учебно-методическому комплексу «Школа России», в каждом учебном предмете, начиная с первого класса, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Помимо этого, учителя начальных классов работают над проектами на занятиях по внеурочной деятельности.

Конечно, наиболее активно данный метод используется в работе со школьниками среднего и старшего звена, но и младшие школьники проявляют интерес к исследованиям. Однако в связи с тем, что у них недостаточно развиты самостоятельность, умение самостоятельно находить информацию в различных источниках и систематизировать её, важную роль в организации проектной деятельности в начальной школе играют учитель и родители.

Учителя активно привлекают родителей учащихся для реализации проектов в рамках внеурочной и внешкольной деятельности. Их помощь очень важна на начальных этапах проектирования. Важнейшим фактором мотивации младших школьников на участие в реализации проекта является заинтересованность родителей в успехе ребёнка в данной деятельности.

Учащимися 2 класса были подготовлены проекты «Красная книга, или Возьмём под защиту» и «Родословная».

Учащимися 3 класса были подготовлены проекты: «Путешествие по Золотому кольцу России», «Тайна имени», «Кто нас защищает», «Зимняя страничка».

Учащимися 4 класса были подготовлены проекты: «Он защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», «Математика вокруг нас» - составление сборника математических задач и заданий.

В этом учебном году учащимися начальной школы были созданы и представлены на защиту следующие проекты:

Класс

ФИО ученика

ФИО учителя

Тема проекта

Предмет

1

Филатов Семён

Шевченко О.В.

Мой секрет здоровья

Внеурочная деятельность "Разговор о правильном питании", метапредметный

2

Коллективный проект

Воблая Л.А.

Родословная

Окружающий мир

3

Коллективный проект

Гуменюк С.С.

Тайна имени

Русский язык

4

Коллективный проект

Титова Н.Л.

Правильное питание

На сегодняшней конференции вашему вниманию будет представлена работа ученика 1 класса Филатова Семена, которая была признана лучшей в начальной школе.

В среднем звене учащиеся школы выполняют учебные и внеурочные мини-проекты, темы которых определяются как самостоятельно, так и предлагаются учителями. При выборе темы учитываются как приоритетные направления развития школы, так и индивидуальные интересы учащихся.

На уроках русского языка  и во внеурочной деятельности (чаще) и на уроках литературы (реже)  учителя начали целенаправленно использовать возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, то есть реализовать личностно–ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

Типы проектов, которые они использую в работе:

  • исследовательские - реже,
  • творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные) – чаще.

Учащимися под руководством Ореховой Н.Г. были созданы проекты по некоторым темам, например, по русскому языку (индивидуальные): «Родной язык» (по упр. 6 «Какие языки, кроме русского, используют в своём общении жители нашего региона»), «Морфемы – значимые части речи» (по упр.154 «Подобрать список морфем или нарисовать рисунки, иллюстрирующие разные значения морфем. Эти рисунки можно использовать на уроках при повторении морфемного анализа слов»), по теме «Достопримечательности нашего города (села, района)» (подготовить презентацию, альбом или стенную газету, подобрав  иллюстрации и записав названия достопримечательностей); по литературе  (индивидуальные) «Краткость – сестра таланта» (творческий проект по рассказам А.П.Чехова»), по внеурочной деятельности: (групповые и индивидуальные) «Биография слова (Родина)», «О чём может рассказать фамилия», «Письмо другу» (исследовательские, творческие, информационные с учащимися 5 класса), «Культура нашей речи» (исследовательский социального характера с учащимися 8 класса).

Активно метод проектов используется на уроках и во внеурочной деятельности и другими учителями.

Так под руководством учителя географии Семерниковой Л.П. в 5 классе учащиеся выполняли мини – проекты по теме «Великие географические открытия». Ксения Ромашко представила оригинальную карту - схему  с маршрутом  Ф.Магеллана. В 8 классе школьники выполняли мини – проекты по теме «Животный мир России». В 11 классе учащиеся заканчивают работу над проектами по теме «Глобальные проблемы человечества». Вопросы, которые школьники решали в ходе реализации проектов были следующие:

  1. Почему важно решать глобальную экологическую проблему на региональном и локальном уровне? ( Воблая Е.)
  2. Почему глобальная демографическая проблема не затронула Ростовскую область? (Абдыкеримова Е.)
  3. Есть ли альтернатива атомной энергетике на территории Ростовской области? (Сорокина Н.)

      В процессе работы над проектами учитель проводит с учащимися консультации, помогает определить цель, задачи, проектный продукт. В проектах 11 - классников рассматривается не только суть глобальных проблем, но и их проявление на региональном и местном уровнях. Соответственно, школьники изучают и анализируют и местный материал. В своей работе дети в основном используют учебник, географические карты и интернет – ресурсы. Проектный продукт представляют  в виде презентации с выводом.

        На курсе внеурочной деятельности «Юный эколог», в 4 классе в течение года 1 раз в неделю учащиеся проводят метеонаблюдения и результаты вносят в календарь погоды. Таким образом, дети учатся работать с барометром, гигрометром, компасом, глазомерно определяют облачный покров и фазы луны. У ребят появляется интерес к наблюдениям за погодой и формируется навык правильно записывать её элементы. Это  важно в повседневной жизни.

   Четвёртый раз разновозрастная команда учащихся (5 – 9 кл.) принимает участие в Дистанционной обучающей олимпиаде по географии, которую проводят: издательство “БИНОМ. Лаборатория знаний”; Институт географии РАН; общественный проект “Методическая лаборатория географии”; научно-методический журнал “УЧИТЕЛЬ географии”.

      Тема ХХ Дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ-2019) -

Географическая грамотность - основа ориентации в современном обществе.

   Команда нашей школы под руководством Семерниковой Л.П. приняла участие во всех турах. Часть работы была дистанционной с использованием электронной почты: рассылка вопросов, оформление ответов, консультации.   Таким образом, в результате работы учащиеся пришли к выводу, что географическая грамотность  означает способность ориентироваться в насыщенном информационном потоке, понимать причинно-следственные связи как природных, так и общественных явлений.

    Вопросы обучающего тура были рассмотрены на курсах внеурочной деятельности с 5 по 8 классы. Это была увлекательная игра с помощью географической карты.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы.  Учитель истории и обществознания Семисотова Е.В. считает, что «нет проблемы – нет деятельности». Поэтому создает такие проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Примерами работ учащихся под ее началом служат:

- «Иван IV – тиран или реформатор?».

- «Война в судьбе моей семьи».

-«Православные и мусульмане - две веры, один народ».

-«Родословное древо моей семьи».

В ходе разбора и обсуждения проекта вместе с учениками учитель разрабатывает план совместных действий. Создают банк идей и предложений. На протяжении всей работы помогает учащимся в постановке цели деятельности, корректирует работу, не навязывая ученику своё видение решения задачи. Вместо объяснения как решить проблему, поощряет учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверяет решения, задавать наводящие вопросы, поощряет догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем все вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.

Результат работы может быть:

• Материальный. Например, на уроке обществознания по теме «Права ребенка» учащиеся представили свои проекты в виде газеты, иллюстрированного альбома, слайд-шоу, компьютерной презентации.

• Действенные. Например: экскурсия в музей.

• Письменные. Проектный продукт «Мой выбор», который написали учащиеся о своем профессиональном выборе.

В целом при работе над проектом Елена Викторовна как руководитель и координатор проекта: помогает ученикам в поиске нужных источников,  сама является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников,  поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

В ходе реализации проекта обучающиеся учатся аргументировать свою точку зрения, делать выводы. У них формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность, формируются исследовательские компетенции.

Развитием исследовательской деятельности на уроках физики занимается Сейранян К.Г. Она считает, что для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

              На своих занятиях учитель знакомит учащихся с методами научных исследований по физике, которые можно представить в виде следующей цепочки:

Теоретическое предвидение -  разработка рабочей гипотезы  -  наблюдения  -        эксперимент    -      анализ экспериментальных фактов и выводы из них   -      проверка выводов на практике.   

        Если вы любознательный и пытливый человек, то, оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.

Исследовательская деятельность учащихся многогранна, учитель организует её на любом этапе обучения физике:

  

В этом учебном году под руководством Карине Гришаевны разрабатывались следующие проекты:

Класс

ФИО ученика

ФИО учителя

Тема проекта

Предмет

6

Зайцев Артем

Сейранян К.Г.

Великие математики древнего мира

Внеурочная деятельность

6

Дубовсков Иван

 Авдеева Светлана

Сейранян К.Г.

Искусство отгадывать числа

Внеурочная деятельность

8

Сезоненко Людмила

Рыковская Анна

Сейранян К.Г.

Влияние звуков и шумов на организм человека

Физика

8

Рыковский Артем

Сейранян К.Г.

Мир нанотехнологий

Физика

8

Орехова Анна

Сухорукова Екатерина

Сейранян К.Г.

Измерение времени реакции подростков и взрослых

Физика

8

Сорокина Светлана

Сейранян К.Г.

Измерение физических величин различными способами

Физика

7

Бянкин Николай

Сейранян К.Г.

Занимательные физические опыты у вас дома

Физика

На уроках математики и английского языка учащимися под руководством учителей разрабатываются мини-проекты преимущественно информационного вида. Так на уроках геометрии под руководством учителями математики Михайловой В.С. (8 класс) и Сухоруковой Е.В. (9 класс) проводились практико-ориентированные мини-проекты по темам «Измерение высоты предмета. Измерение расстояния до недоступной точки», в ходе которых измерялась высота Нижнекундрюченского храма, высота школы и расстояние от школы до кафе «Ивушка». Данный проект помог учащимся самостоятельно с помощью незамысловатых приборов осуществить указанные измерения, показав практическую значимость изучения курса геометрии.

Так же проводились мини-проекты по темам: «Симметрия вокруг нас», «История возникновения чисел», «Математика в стихах и загадках».

Ученица 9 класса Зейналова Дана под руководством учителя Сухоруковой Е.В. принимала участие в региональном школьном конкурсе по статистике «Тренд» с проектной работой по теме «Кем хотят стать мои сверстники?» и заняли второе место в области.

Под руководством Михайловой В.С. ученицей 7 класса Золотарёвой Софьей разработан проект «Портрет моих сверстников».

В каждом классе учителем английского языка Рыковской А.В. осуществляется проектная деятельность. Как уже было сказано ранее – это мини-проекты, которые развивают преимущественно творческие способности учащихся и рассчитаны на один урок.

Это:

-5 кл. – «Письмо другу», «История моейсемьи», «Здоровый образ жизни», «мое любимое занятие»

- 6 кл. – «Города России», «Великобритания», «Праздники на Дону и в Великобритании»

- 7 кл. – «Старые школы Англии и Росссии», «Ищем эквиваленты», «остров Тасмания»

- 8 кл. – «Олимпийские игры», «Творчество Шекспира», «Российское кино», «Мой идеал»

- 9 кл. – «Глобализация»

- 10 кл. – «Школьное обозрение: дискуссия о школьной одежде», «Древние цивилизации и археологические раскопки

- 11 кл. – «Капсула времени», где выпускники пишут письмо с обращением к учащимся 10 класса.

Под её руководством учащимися Рыковским А. и Филиной Е. разработан проект «Английский язык на улицах Ростовской области».

Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании, так как учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию регулятивных, познавательных действий, формируют осмысленное исполнение жизненно важных   умственных и практических действий.

А теперь Вашему вниманию предлагаются проекты, прошедшие предварительный отбор. Оценивать их будут:

Председатель комиссии Калашникова О.И.

Члены комиссии: Гуснай И.Н

Гуменюк С.С.

Семерникова Л.П.

Беляева Е.А.

Спицына Е.Н.

Семисотова Е.В.

Сегодня на конференции присутствует представитель отдела образования Администрации Усть-Донецкого района Егорова В.П.

Класс

ФИО ученика

ФИО учителя

Тема проекта

1

1

Филатов Семён

Шевченко О.В.

Мой секрет здоровья

2

5

Ромашко Ксения

Орехова Н.Г.

Биография слова «Родина»

3

6

Авдеева Светлана

Сейранян К.Г.

Искусство отгадывать числа

4

7

Нечитайлов Егор

Семисотова Е.В.

Мое родословное древо

5

Золотарёва Софья

6

8

Рыковский Артем

Сейранян К.Г.

Мир нанотехнологий

7

8

Сезоненко Людмила

Сейранян К.Г.

Влияние звуков и шумов на организм человека

8

8

Орехова Анна

Беляева Н.Б.

Ростовский театр кукол

9

8

Рыковский Артем

Филина Евгения

Рыковская А.В.

Английский язык на улицах Ростовской области

10

9

Зейналова Дана

Сухорукова Е.В.

 Кем хотят стать мои сверстники?

11

9

Любимова Дарья

Спицына Е.Н.

Птицы Ростовской области

12

9

Уваров Кирилл

Семерникова Л.П.

Нужна ли  географическая грамотность  в современном обществе?

Спасибо всем большое за участие и внимание. С результатами работы комиссии вы будете ознакомлены 7 мая. Они будут вывешены на информационном стенде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".

Совершенствование оценки качества образования на уроках географии                    Мы хоти...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях

В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...

Выступление на научно-практической конференции 5.04.2019 «Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России»

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публ...