Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в МОУ «Григорополисская СОШ №2»
статья

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и  внеурочную. Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

      изменение учебного плана основной школы;

      разработка Положения о внеурочной деятельности;

      составление перечня программ внеурочной деятельности

      разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

      материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

       составление расписания внеучебной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в МОУ «Григорополисская СОШ №2»

Автор: Соловьева Марина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель МО классных руководителей.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и  внеурочную.
Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

      изменение учебного плана основной школы;

      разработка Положения о внеурочной деятельности;

      составление перечня программ внеурочной деятельности

      разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

      материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

       составление расписания внеучебной деятельности обучающихся.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
-территориальное расположение сети образовательных учреждений станицы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, вожатого и др.),
-материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.
Тип организационной модели внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);  

Основная идея модели: создание педагогических условий для развития и воспитания школьников через учреждения муниципальной образовательной сети и  учреждения социокультурной среды станицы.

Цель: организация, разграничения функций учреждений муниципальной образовательной сети, учреждений социокультурной среды станицы и  разработка механизмов их работы для активизации внеурочной деятельности  школьников.

Основные задачи:

1) выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

2) создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

3) формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

4) развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

5) создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

6) развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

7) расширение рамок общения с социумом.

Описание модели:

Ресурсные возможности

Муниципальная образовательная сеть.

Муниципальная образоватьльная сеть ст.Григорополисской.

Муниципальная сеть включает в себя учреждения дошкольного (детский сады "Светлячок", "Огонёк","Солнышко"), основного (МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №18,  ГСХТ имени атамана Платова), дополнительного (ученическая производственная бригада, музыкальная школа, Дом детского творчества, Краевая заочная экологическая школа, краевая школа «Поиск»). 

Совет сетевой профилизации.

Руководитель совета: Диденко О.В. – зам. главы администрации ст. Григорополисской.

Козел С.Г. – директор ГСХТ имени атамана Платова

Ерохина А.С. – директор СШ № 2.

Иванченко Н.В. – директор СШ № 18

Асеева Ю.И. – директор детского сада « Светлячок».

Жукова Г.А. – учитель высшей категории, классный руководитель  (МОУ СОШ № 2).

Козел Е.В. – учитель высшей категории, классный руководитель (МОУ СОШ № 18).

Вид муниципальной сети.

1.По степени централизации управления сетью: централизованная.

2.По соотнесению границ сети с административным делением: муниципальное.

3.По плотности взаимодействия учреждений образования друг с другом: развитые сети с высокой степенью интеграции учреждений и наличием взаимосвязей между всеми учреждениями.

4.По архитектуре связей между учреждениями: сложные включающие несколько практически самостоятельных сетей.

5.По преобладающим способам сетевого взаимодействия учреждения: связи реализуются в формах реального обмена учащимися.

6.По содержанию и широте сетевого взаимодействия учреждений: информационные, с широким взаимодействием по разным направлениям.

Проектирование образовательной сети.

I. Первый этап: Прогностический.

а) Выявления предпочтения школьников к изучению элективных курсов.

Предметно ориентированные:  «Литература Ставрополья»

                                                     « Прикладная математика»

Межпредметные:                        «Основы механизации сельского хозяйства»

                                                     « Основы агрохимии и защиты растений»

                                                     « Парикмахерское искусство»

                                                     « Швейное дело»

                                                     « Введение в бухучет и аудит»

                                                     « Автомобиль»

                                                     « Художественная обработка материалов, ремесла»

       б) Информационные мероприятия для учащихся по ознакомлению с возможностями образовательной сети:

Мероприятия

сроки проведения

ответственный

1.

Проведение в рамках отведенного времени уроков по вопросам профориентации

в теч. учебного года

зам. дир.  по ПО

2.

Посещение «Дня открытых дверей» в ГСХТ

октябрь

зам. дир. по ПО

3.

Организация и проведение «Дня открытых дверей» в МОУ СОШ № 2

декабрь

зам. дир. по ПО

4.

Посещение «Дня открытых дверей» в ПУ-42

февраль

зам. дир. по ПО

5.

Встреча с работниками дошкольных учреждений в детском саду «Огонек»

март

зам. дир. по ПО

6.

Проведение «Круглого стола» по вопросам исследовательских работ учащихся школы

апрель

зам. дир. по НМР

II. Второй этап образовательной сети.

Мероприятия

Время проведения

Ответственный

1.

Знакомство уч-ся с учебными планами и программами курсов предпрофильного обучения. Форум предпрофильных курсов всех образовательных учреждений. Выбор учащимися своей образовательной траектории.

   март

зам. дир. по ПО

2.

Сбор и обработка информации и формирование учебного плана предпрофильного обучения.

май-июнь

зам. дир. по ПО

К этой ступени относится  работа в ученической производственной бригаде (УПБ).

УПБ – пример коллективного труда,  а труд в обществе, как правило,  носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить школьника к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Формирование у ученика готовности к труду происходит во время производительного труда в УПБ. Как показывают наблюдения, выпускники нашей школы готовы к участию в производительном труде, так как с  14 летнего возраста (8 класс) труд учащихся  связан с производством. Школьники  выполняют  посильные заказы базового хозяйства. Все работающие школьники-члены УПБ, имеют трудовые книжки. Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретает более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых, то мы выделяем её как внеурочную  деятельность. В старших классах этот вид деятельности является ведущей. Подросток, после окончания школы, уже имеет навыки сельскохозяйственных  специальностей, что даёт ему предпосылки для быстрой адаптации в обществе.

Социокультурная среда представлена:

Физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК) базового хозяйства колхоза «Россия»

Дом культуры

СМИ (местное телевидение «Нива России» - базового хозяйства колхоза «Россия», выпуск газеты «Григорополисский Анонс»)

Школьная, детская, сельская библиотеки

Дополнительное образование(кружки, секции и др.)

Церковь православная

УПБ «Юность»

Семья

Школа

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

 Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:

спортивно-оздоровительное;

художественно-эстетическое;

научно-познавательное;

военно-патриотическое;

проектная деятельность;

общественно-полезная деятельность: Работа в УПБ.

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

И так: при организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы

  • собственные ресурсы (учителя-предметники, психолог, социолог, пионервожатая), а также педагоги дополнительного образования.
  • Ресурсы базового хозяйства колхоза «Россия» (ФОК, мастерские, агрохимическая лаборатория, МТФ №2 и др.)
  • Ресурсы социокультурной среды станицы (см. выше)

Анализ направлений внеурочной  работы

1. Спортивно-оздоровительное направление.

Оно представлено секциями по спортивным играм (настольный теннис, футбол), а также секциями: спортивная гимнастика, рукопашный бой.  Целью данного направления является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия должны проходить в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов.

2. Художественно-эстетическое направление представлено кружками Дома Культуры, а также ДМШ. Они направлены на  раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги дополнительного образования будут осуществлять свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.
3. Научно-познавательное направление реализуется на занятиях «Основы опытнического дела», «Любование природой» Педагоги будут учить видеть красоту в человеке, обществе, природе, находить выражение математических законов в окружающем мире, и, наоборот, видеть, оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни.
4. Военно-патриотическое направление представлено работой кружка  «Казачество», работой школьного музея ученической производственной бригады.
Деятельность кружков направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии по музею, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры фильмов.

5. Общественно-полезная деятельность представлена реализацией проекта «УПБ – партнер будущего»  целью которого является воспитание  ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда. Формами занятий с учащимися по данному направлению являются: труд на полях и фермах базового хозяйства, экскурсии, тематические беседы, экологические акции, проекты.

6. Проектная деятельность осуществляется как на уроках, так и на занятиях по опытническому делу, факультативных курсах по различным предметам, цель которых - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения  имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, кабинеты классов, имеется столовая, в которой будет организовано питание, медицинский кабинет, актовый зал.

Для организации внеурочной деятельности сеть учреждений располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников (3), музыкальной техникой (2), библиотеками (3), спортивной площадкой (2), оснащенными кабинетами, агрохимической лабораторией (1), физической лабораторией (1), оборудованными компьютерной техникой ( 2 кабинета), 6 кабинетов подключены к локальной сети Интернет. В школе есть мультимедийный проектор (8 шт.), экран (8 шт),

Ожидаемые результаты:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, и др.
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

.


План внеурочной деятельности

Направление

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Объём времени (в нед)

Спортивно-оздоровительное

Секции (МОУ СОШ №2):

баскетбол, волейбол

«Школа выживания»

Вторник-пятница 16-00-17-00

Среда

15-00–16-00

Спортивные игры, соревнования

2час

1час

Спортивно-оздоровительное

Секции (ФОК СХПК «Россия»):

Рукопашный бой

Футбол

Тенис

Вторник-суббота

16-00-17-00

Четверг-пятница

17-00-18-00

Понедельник

16-00-17-00

Спортивные игры, соревнования

2 часа

2 часа

1 часа

Духовно-нравственное

Кружки Дома Культуры: Танцевальный «Казачата»

                           

                                    Художественный «Я – эстет»

Кружки МОУ СОШ №12: Театральный

                                              Журналистики «Я – спецкор»

                                               Биссероплетения

Детская музыкальная школа: по классам баяна, пианино, народных инструментов

Хор

Оркестр народных инструментов

                           

Вторник-четверг

     16-00-17-00

Среда-пятница

16-00-17-00

Вторник-суббота

16-00-17-00

Среда

15-00–16-00

Понедельник

16-00-17-00

По индивидуальному графику (см. расписание занятий в музыкальной шк)

Групповые, игровые занятия, бесед, экскурсии, конкурсы, выставки.

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Научно-познавательное

Кружки МОУ СОШ №2 на базе СХПК «Россия»

«Начала опытнического дела»

Кружки МОУ СОШ №18

«Информатика в нашей жизни»

«Любование природой»

«Растениеводство и математика»

Вторник

14-00-15-00

Понедельник

16-00-17-00

Среда

15-00–16-00

пятница

14-00-15-00

Групповые, игровые занятия, бесед, экскурсии.

1 час

1 час

1 час

1 час

Военно-патриотическое

Клуб «Сельчанин»

Кружок «Казачество»

Работа в музее УПБ

Ежемесячно

пятница

14-00-15-00

Среда

15-00–16-00

Беседы, сообщения, экскурсии по музею, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры фильмов.

4 часа

1 час

1 час

Общественно-полезная деятельность

 УПБ «Юность» как структурного подразделения СХПК «Россия»

Трудовая занятость на территориях

 1.школы, 2.кирпичного завода,3. маслозавода

Летний период:

1 поток (июнь)

1 поток (июль)

В течение уч. года

Труд на полях и фермах СХПК «Россия»

2 потока. Каждый по 21 день

Проектная

Школа№ 2, агрохимическая лаборатория СХПК «Россия», КЗЭШ, лаборатории СГАУ

Втечение уч.года

Освоения учениками основ исследо

вательской деятель

ности через наблю

дения, исследования, защиту исслед.работ.

                                    Модель внеурочной деятельности учащихся МОУ «Григорополисская СОШ №2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО

Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...

Презентация модели организации внеурочной деятельности (5 класс ФГОС ООО)

В презентации представлена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в 5 классаз в условиях реализации ФГОС ООО....

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО

В сообщении описываются модели внеурочной деятельности, приводятся примеры игр, способствующих развитию УУД...

Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученическог...

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС второго поколения. КИД Окно в мир.

Цель КИДа:   -Создание благоприятной социально-психологической  атмосферы в школе, способствующей развитию позитивных  толерантных межкультурных и межэтнических отношений.-Вос...