Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения.
методическая разработка по теме

Бондаренко Елена Викторовна

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

·                обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·                оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·                выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

·                создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·                формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·                развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

·                создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·                развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·                расширять  рамки общения в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bondarenko_e.doc_vystuplenie_rmo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бондаренко Е.В.

учитель англ.языка

МБОУ Щедровская ООШ.,

Чертковский р-н

Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширять  рамки общения в социуме.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным механизмом реализации любого инновационного процесса являются нормативные акты. Создание их - основной критерий готовности ОУ к введению ФГОС ООО.

Шаги по созданию нормативной базы:

- Издание приказов по созданию рабочих групп по введению ФГОС в НОО.

- Внесение изменений в Устав школы в связи с введением ФГОС.

- Разработка необходимых локальных актов в работе по ФГОС.

- Изменение должностных обязанностей учителей в соответствии с ФГОС.

- Разработка:

  • образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания НОО;
  • программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • системы оценки планируемых результатов НОО;
  • образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности;
  • локальных актов в соответствии с ФГОС.

Для реализации Требований ФГОС необходимо развивать кадровый потенциал адекватно развивающей образовательной парадигме ФГОС общего образования. Компетентность учителей регламентирована Должностной инструкцией учителей начальных классов.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько  фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов).

Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

"Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО"

В рамках организации занятия  внеурочной деятельности "Живой английский" представлен материал по теме "Достопримечательности Великобритании"...

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС второго поколения. КИД Окно в мир.

Цель КИДа:   -Создание благоприятной социально-психологической  атмосферы в школе, способствующей развитию позитивных  толерантных межкультурных и межэтнических отношений.-Вос...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в МОУ «Григорополисская СОШ №2»

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельнос...

Приемы оптимизации учебной деятельности в условиях ФГОС второго поколения

Данный доклад представляет интерес для творчески работающих учителей ищущих оптимальные способы работы с учащимися для достижения главной цели обучения-научить учиться.В докладе приведены примеры рабо...

СТАТЬЯ "Формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО третьего поколения.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  Часы, отвод...