Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
статья по технологии (7 класс) на тему

Трофимов Владимир Петрович

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_kruzhkov.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Светлоярская средняя общеобразовательная

школа № 2 им Ф.Ф. Плужникова

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

второго поколения

                         Подготовил:   учитель технологии высшей

                                                               квалификационной категории МКОУ

                                                        СОШ № 2 им Ф.Ф. Плужникова

                                                                    Трофимов В.П.

                                         р.п. Светлый Яр

                                                   2012

Внеурочная деятельность по предмету технология является важным звеном в системе предпрофильной подготовки учащихся.

Я ориентирую ребят на социально-трудовую подготовку возрастных групп с 5 по 9 классы. В своей работе я стремлюсь дать учащимся простор для выбора и развития их творческой инициативы и фантазии, побудить у них интерес к изучаемому, полнее овладевать знаниями и умениями. Работаю над проблемой активизации самостоятельной познавательной  деятельностью учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения. Одним из условий саморазвития ребенка - кружковая работа, которая развивает интерес  любознательность. Успешность ребенка, его самоопределение сегодня обеспечивает интеграция основного и дополнительного образования. Организация кружковой работы выстраивается на основе интересов в собственном выборе учащихся. Эта работа позволяет комплексно решать эстетические, нравственно - волевые задачи: умение планировать свою деятельность, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, внимание, аккуратность, желание помочь товарищу, ценить результат работы. Основу педагогической деятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой  творческой личности. Придя, на работу в школу, я сталкивался не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.

Но я понимаю, что именно я отвечаю за, то как реализовывается творческий потенциал, которым овладевают учащиеся как будет сформирована психологическая и практическая их готовность к активной самостоятельной творческой деятельности.

Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Внеклассная работа - органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитие процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям. Широкие возможности даются учителю технологии в формировании у школьника интереса к изобретательской, рационализаторской и творческой деятельности. Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать  навыки рационального мышления.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во– первых разнообразная вне учебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении задания, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания, алкоголизм. Замечено, что в школах, где хорошо организовано разнообразная внеклассная воспитательная работа «трудных детей» меньше , а уровень приспособления, «врастания в общество» выше.

В- третьих в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

Формирование у ребенка положительных Я – концепций, которые характеризуются тремя факторами:

а) Уверенностью, доброжелательном отношении к нему других людей;

б) Убежденностью в успешном овладении им тем или иным видам деятельности;

в) Чувством собственной значимости.

Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но к другим людям.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Огромное значение во внеклассной работе имеют развивающееся функция. Она заключается в развитии психических процессов школьников.

Развивающаяся функция воспитательной работы заключается в развитии индивидуальных способностей школьников, через включение их, в соответствующую деятельность. Любая творческая деятельность связана с наличием способностей. Человек успешно трудится лишь тогда, когда его физиологические и психические качества соответствуют требованиям профессии. В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптивной, творческой личности.

Это возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии и  взаиморазвитии.

Одним внеклассной работы является кружковая работа, которая способствует развитию творческих способностей.

Все кружки работают по разработанным учителем программам.  Руководители кружков, обеспечивая глубокое содержание занятия, соблюдают принцип преемственности, постепенного усложнения внеурочной деятельности учащихся в соответствии с возрастом.

Дополнительное образование охватывает различные аспекты детского творчества с целью удовлетворения разнообразных интересов.

Это важно особенно для тех ребят, которые не могут самоутвердиться в учебе. Вне учебные занятия по выбору позволяют учащимся приобрести чувство уверенности и собственной значимости, пробуждают скрытые способности.

 Одним из видов внеклассной работы  является кружковая работа, которая способствует развитию  творческих способностей.      

В этом учебном году создан и работает кружок «Умелец» для учащихся 5 классов. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В кружке занимаются 12 ребят. Мною разработана программа работы кружка на учебный год, в содержании которой я старался отразить дидактические принципы: доступность, научность, наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, я уточняю содержание работы, подбираю требуемое оборудование, материалы.

Подбор объектов труда для учащихся, очень важная задача, которую мне приходится держать в ходе планирования учебного процесса. При этом я учитываю, что работа над одним изделием продолжается в течение нескольких занятий. Главное – необходимо обеспечить активную познавательную и созидательную деятельность учащихся. Для этого я подбираю объекты труда посильными и по-возможности привлекательными для учеников.

На мой взгляд, из всего многообразия объектов труда самыми благодарными изделиями являются игры и игрушки. Одним из главных критериев отбора учащихся является интерес к работе кружка. Я беседую с каждым из новичков, выявляю область его интересов и уровень подготовки.

Комплектование кружка не заканчивается с началом его работы, оно продолжается в течение года.

Я стараюсь к каждому кружковцу найти индивидуальный подход, помочь каждому из них найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой.

Для этого создаю проблемные ситуации, вношу в работу элементы игры и соревнования, устраиваю посещение выставок.

Включаю в занятия решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

При проведении занятий я предусматриваю порядок выполнения задания на каждом этапе, обучаю ребят рациональным приемам труда, инструктирую их, наблюдаю за ходом работы, своевременно оказываю помощь в преодолении возникающих трудностей, исправлении допущенных ошибок. На занятиях я использую дифференциацию обучения. Основные направления:

- подбор объектов труда;

- выбор схемы построения учебного процесса;

- использование активных форм организации работы учащихся;

- систематическое привлечение элементов дизайна декоративно -прикладного искусства.

Общепринятая схема занятия:

- ученик планирует конструкцию изделия;

- на основании анализа выполняет его чертежи;

- составляет технологическую карту;

- изготавливает детали изделия;

- производит подгонку деталей и сборку изделия;

- производит отделку изделия.

Эта схема безопасно действует на этапе формирования у учащегося знаний, умений и навыков. В дальнейшем многим ученикам подобный подход не дает возможности в полно мере раскрыть свои способности, удовлетворять тягу к творчеству.

Для этих учащихся я создаю условия для зарождения у них творческого замысла идеи и, если требуется, помогаю им при движении от этапа к этапу.   При этом от учащихся требуется привлечение знаний по другим предметам: математики, геометрии, физики, истории. Использовать воображение эстетического вкуса. Здесь я использую метод проектов.

Этапы работы над проектом:

  1. Поисковый – определение проблемы. На этом этапе учащиеся подтверждают свое понимание проблемы, сформулированной мною, и объясняют причины,  по которым они приступают к решению этой проблемы. В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск: книги, журналы, наблюдение, интернет-ресурсы.
  2. Аналитический – на этом этапе проектной деятельности учащиеся определяют цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планируют порядок своих действий и необходимый ресурс.
  3. Практический – на этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги. При работе над проектом осваивают различные технологии, приобретают умение. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся. В ходе выполнения проекта я обращаю внимание учащихся на правильный подбор и подготовку инструмента правильные приемы работы и соблюдению трудовой и технологической дисциплины.
  4. Презентационный – каждый проект предполагает получение кого- либо продукта. Это может быть рекомендации, презентация, готовое изделие.
  5.  Контрольный – содержание контрольного этапа является осмысление учащимися хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность. Думая постепенно можно отказаться от выполнения функции контроля и организовать ситуацию вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

Объектами оценки являются:

- результативность проектной деятельности;

- продукт проектной деятельности;

- продвижение учащегося (личностные превращения: узнал, научился, смог, понял, преодолел…..)

Практика показывает, что дети способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе. В настоящее время идеи воспитания патриотизма и гражданственности учащихся приобретает все большее значение, оно стало задачей государственной важности. Произошедшие в России  экономические и политические изменения привели к социальной дифференциации населения и потери общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие Российской культуры и образования, как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Это вызвало необходимость скорректировать внеурочное воспитательную работу, сделав в ней акцент на патриотическое воспитание.

На занятии кружка, мы с ребятами осудили и решили изготовить поделки и сувениры и выставить их на празднике района посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребятами была проделана большая работа, выставка детских работ жителям нашего района понравилась, много слов благодарности слышали ребята в свой адрес. Было приятно и родителям видеть творчество своих детей. Все участники выставки были награждены почетными грамотами Администрации Светлоярского муниципального района, также силами кружковцев были подготовлены сувениры, и поделки которые были вручены участникам Сталинградской битвы и детям Сталинграда в честь 70-летия Победы на Волге. Перед вручением своих подарков дети сильно волновались, обдумывали какие слова сказать ветеранам. 2 февраля 2013 года я,  вместе с детьми посетил участников Сталинградской битвы. Дети вручили  им подарки и сувениры. Ветераны очень тепло и радушно принимали ребят, угощали их чаем и рассказывали о тяжелых днях Сталинграда. Дети долго делились с друзьями своими впечатлениями и переживаниями от этой встречи. Думаю, что этот день они запомнят на всю свою жизнь.

Итоги работы кружка подводим вместе с учащимися в конце учебного года. Наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляется выставкой их творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района...