Материалы в помощь начинающему учителю гуманитарных дисциплин
консультация

Путинцева  Елена Валерьевна

Для оказании помощи начинающим педагогам размещены  памятки по подготовке к  учебным занятиям,  внеклассным мероприятиям классному руководителю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_molodomu_uchitelyu_gumanitarnyh_distsiplin.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для молодого учителя  

Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовьте наглядные пособия, по необходимости ТСО.   На урок в класс входите   последним.   Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно.    Осмотрите класс, особенно недисциплинированных ребят.   Старайтесь показать детям красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

Не тратьте времени на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.   Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

Начинайте урок энергично.   Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» - это приучает учащихся  к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное.   Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением.   Контролируйте темп урока, помогайте  слабым  поверить в свои силы.   Держите в поле зрения весь класс.   Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается.   Предотвратите попытки нарушать рабочий порядок.

Обращайтесь с вопросами, просьбами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

Мотивируйте оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер.   Укажите ученику,  над  чем ему  следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся.   Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

Прекращайте урок со звонком.   Напомните об обязанностях дежурного.

Удерживайтесь от излишних замечаний.

При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других.  

Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит.   Лучше обратитесь за поддержкой к классу.  

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

  1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
  2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
  3. Изучите методические пособия  к проведению урока.
  4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
  5. Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть – урок подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологию
  6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на уроке.
  7. Все ли Вами отработано из повторения для более глубокого изучения и усвоения нового материала.
  8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока. Это будет Вашим творчеством.
  9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
  10.  Пусть ориентиром для Вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету.  Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
  11.  Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашнего задания учеником.
  12.  Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему  классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить их ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого и не добиться глубоких и прочных знаний.
  13.  Подумайте, что завтрашние занятия будут связаны со всей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он звено всего учебного и воспитательного процесса.

Как подготовить современный урок

        Урок – главная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определятся уровнем проведения урока, его содержательной и методической  наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своими замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Итак,

        1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначит для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

          2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал.

Для этого надо:

        Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

          4. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

5. Упорядочить учебные задания в соответствие  с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

6. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним слом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

        7. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  • Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения,  также показать подлинный интерес учителя к работе.

9. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

        10. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

        11. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"

В  начальной  школе  требуется  больше  наглядных  средств  для   раскрытия лексических   знаний.   Именно  в  начальной...

Структура исследовательской работы. Помощь начинающим исследователям.

В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к  ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы....

В помощь начинающему учителю коррекционной школы

Темы: "Трудовое право. Семейное право"....

План работы МО учителей гуманитарных дисциплин

Важнейшей задачей современного образования является повышение квалификации и компетентности преподавателей. На уровне школы самой распространенной формой повышения квалификации учителей является деяте...

Материалы для Недели гуманитарных дисциплин

В материалах представлены ребусы для 5-9 классов, викторина для 10-11 классов по переименованным городам, крылатые слова и выражения...