Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования
статья

Войнова Анна Владимировна

В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с профессионально-личностным развитием студентов среднего профессионального образования, выделяются конкурсы профессионального мастерства. В статье проводится анализ исследований конкурсов профессионального мастерства, выделяются недостатки конкурсов и предлагаются пути решения выделенных проблем на основе акмеологического подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_wordskills.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов

среднего профессионального образования

Войнова Анна Владимировна

методист ГБНОУ ДУМ СПб,

Буюкли Наталия Александровна

методист ГБНОУ ДУМ СПб

Аннотация. В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с профессионально-личностным развитием студентов среднего профессионального образования, выделяются конкурсы профессионального мастерства. В статье проводится анализ исследований конкурсов профессионального мастерства, выделяются недостатки конкурсов и предлагаются пути решения выделенных проблем на основе акмеологического подхода.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, среднее профессиональное образование, профессионально-личностное развитие, акмеологический подход.

Глобальной целью модернизации системы образования в современной России является создание благоприятных условий для развития каждого человека. Идеальная модель специалиста включает такие качества как гибкость и умение адаптироваться в быстроменяющейся информационной среде и технологиях, а также способность к самообразованию. Для реализации данной цели акцентируется внимание на концепции непрерывного образования.

Концепция непрерывного образования предполагает профессионализацию в процессе всей жизни, в ходе которой происходит не только усвоение соответствующих знаний, умений и навыков, но и целостное личностное развитие человека. Непрерывное образование позволяет человеку приобрести необходимые профессиональные компетенции, новые профессиональные возможности, повысить профессиональную мобильность, дополнить и обогатить взаимодействие человека с обществом через ознакомление с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия. Непрерывное образование позволяет удовлетворить личные познавательные потребности человека, расширить сферу интересов и увлечений, т.е. создает условия для личностного развития в целом. Таким образом, целью образования является целостное личностное развитие, формирование человека социализированного, культурного, умеющего гибко адаптироваться к быстроменяющимся современным условиям социальной, экономической и политической среды [9].

Важным звеном в системе непрерывного образования являются образовательные учреждения среднего профессионального образования. Значение среднего профессионального образования заключается в том, что оно восполняет дефицит квалифицированных специалистов. На сегодняшний момент необходимость в специалистах среднего звена составляет от 60 до 80% в зависимости от отрасли. Соответственно, специалисты среднего звена играют важную роль в инновационном экономическом росте.

 Во-вторых, средние профессиональные образовательные учреждения выполняют социализирующую роль: обучающиеся не просто получают узко профессиональные знания и умения, но и расширяют свои познавательные возможности, приобщаются к широким культурно-духовным ценностям, находят свое место в социальной среде.

В-третьих, получение среднего профессионального образования дает студентам возможность более эффективно усваивать соответствующие программы высших учебных заведений. [3]

Анализ развития среднего специального образования позволяет выделить и ряд проблем.

1. Несмотря на востребованность специалистов среднего звена, престиж среднего профессионального образования до сих пор не высок. Средние профессиональные образовательные учреждения рассматриваются как «перевалочные пункты» для тех обучающихся, кто не смог поступить в высшие учебные заведения. А также как учреждения социализации неблагополучных в социальном и психологическом плане подростков и юношей.

2. Школы ориентируют учеников на высшие учебные заведения, что приводит к выпадению из системы непрерывного образования средне-специальных профессиональных учреждений.

3. Нечетко определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование.

4. Низкий научный потенциал кадрового состава в колледжах и техникумах, медленный темп притока новых специалистов, готовых к инновационным методам работы со студентами. [3]

5. Однобокость профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования: ориентация только на критерий знаний и умений. Отсутствие стимулирования активности в других видах деятельности: культурной, научной, общественной и т.д.  Отсутствие целостной программы профессионально-личностного развития студентов, включающую развитие мотивации, профессиональной направленности, определенных личностно-профессиональных качеств, связанных с профессиональным совершенствованием [8].

Но самыми важными проблемами среднего профессионального образования является отсутствие понимания перспектив своей будущей профессии у студентов среднего профессионального образования, потенциальных возможностей личностного развития в выбранной профессиональной деятельности. Отсутствие понимания развития творческого потенциала как с позиции личности, так и с позиции профессионала. Одним из эффективных средств устранения выделенных проблем являются конкурсы профессионального мастерства.

Теоретический анализ конкурсов профессионального мастерства показывает, что в нашей стране наиболее длительную историю имеют конкурсы педагогического мастерства как среди студентов разных ступеней обучения (средней и высшей), так и среди молодых специалистов и устоявшихся профессионалов.

В. А. Дубровская, Л. П. Дуганова, Н. В. Немова, Е. М. Пахомова выделяли важную роль конкурсов профессионального мастерства в процессе профессионального развития педагогов, становлении методических, дидактических, организационных навыков и умений [6]. В качестве факторов, способствующих развитию профессионального мастерства педагогов в конкурсах, выделяются: внутренние факторы –  возраст, потребности, интересы, мотивы достижения успеха и внешние – организационно-педагогические мероприятия по подготовке к конкурсам педагогического мастерства (курсы, тренинги, мастер-классы, и др.) [6]. 

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога исследовались в работе Г.Ф. Приваловой. По мнению автора, конкурс профессионального мастерства становится средством творческого развития, если в конкурсных заданиях (на всех этапах конкурса) используется творческая деятельность по решению нестандартных педагогических ситуаций [11].

Анализ исследования конкурсов профессионального мастерства для непедагогических профессий показывает, что они рассматриваются как средство социального воспитания студентов [2]; как средство совершенствования профессиональных компетенций, профессиональных навыков и профессионального мастерства [5, 7]; как средство повышения мобильности студентов [10].

Исследователи подчеркивают, что конкурсы позволяют студентам анализировать проблемные места в своих знаниях, оттачивать профессиональные навыки в процессе подготовки к конкурсу, повышать собственную самооценку, осознавать перспективы своей будущей профессии, помогают повышению престижа профессии и обучения в системе среднего профессионального образования в глазах общества и самих студентов. В процессе конкурса участники презентуют себя перед работодателями, что помогает им в дальнейшем трудоустройстве. Большинство исследователей при анализе значения конкурсов профессионального мастерства для студентов среднего профессионального образования делают акцент на компетенциях студентов, возможности их проверки в процессе конкурса.

Широко распространяющийся с 2013 года конкурс WorldSkills Russia (https://worldskills.ru) в качестве одной из составляющих своей миссии выделяет развитие профессиональных компетенций. Основная часть заданий ориентирована на актуализацию всех знаний, полученных в ходе обучения, их эффективному использованию, считается, что соревновательный характер конкурса позволяет повышать мотивацию к профессии, стремление к совершенствованию в выбранной профессиональной деятельности и самореализации. Но такой подход эффективен только в том случае, если студент имеет высокую соревновательную мотивацию, высокую мотивацию достижения, если сравнение себя с другими не несет для него отрицательного характера, если отсутствует негативный опыт соревновательной деятельности. Не всегда соревновательная ситуация, когда следует показать себя как лучшего мастера своего дела, позволяет проявить себя в полной мере, иногда она снижает эффективность деятельности. Кроме того, совершенствование в профессиональной деятельности и саморазвитие наиболее эффективно происходит в процессе сравнения себя не с другим, а с самим собой, через анализ личных достижений. Выделенные недостатки конкурсов профессионального мастерства можно разрешить при использовании акмеологического подхода к организации таких конкурсов.

Акмеологический подход к конкурсам профессионального мастерства позволит по-другому взглянуть на сам конкурсный процесс, а именно с позиции самореализации творческого потенциала. В связи с чем появится эффективный инструмент развития конкурсов профессионального мастерства именно с позиции личностного развития как самих участников, так и педагогов, готовящих их (в конкурсах WorldSkills – экспертов).

Акмеологический подход к конкурсам профессионального мастерства основывается на концепции психолого-акмеологического сопровождения личностного развития [1]. Данный подход к психологическому сопровождению обучающихся в настоящее время получает свое интенсивное развитие, поскольку в отличие от других концепций психологического сопровождения (адаптационного и профессионально-психологического), психолого-акмеологический подход позволяет «актуализировать потребность в саморазвитии» обучающегося [1, c.40].

Проведя сравнительный анализ различных подходов, можно сделать вывод о том, что целью адаптационного подхода к сопровождению личности является приспособление к учебно-воспитательному процессу на основе тех психологических качеств, которыми обладает обучающийся. Целью профессионально-психологического подхода является развитие профессионально-важных качеств. Именно такой подход, на наш взгляд, лежит в основе современных конкурсов профессионального мастерства, акцент в которых делается именно на профессиональных качествах, способностях, совершенствовании профессиональных навыков.

Целью психолого-акмеологического подхода является «научить студентов самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, отдавать предпочтение самообразованию, превращаться в тех, кто делает себя сам» [1, с.40]. Такой подход требует определенного уровня личностного развития и от преподавателей, обучающих студентов, переход от позиции коучера к позиции наставника.

Таким образом, акмеологический подход позволит эффективно развивать конкурсы профессионального мастерства именно с позиции личностного саморазвития как в актуальной ситуации, так и в будущей профессиональной среде.

 Сущностью акмеологического подхода является рассмотрение человека как субъекта своей профессиональной деятельности и жизни в целом. Субъекта, направленного на реализацию и достижения вершин как профессионального, так и личностного роста. С позиции акмеологического подхода профессиональное развитие человека проходит преимущественно в форме саморазвития, которое предполагает самоанализ, развитую способность к рефлексии, высокую креативность, способность к творческому познанию окружающей реальности, способность к инновационному мышлению [3].

Реализация акмеологического подхода к конкурсам профессионального мастерства возможна через внедрение определенного типа конкурсных заданий, которые были бы ориентированы не только на профессиональные компетенции, но и на рефлексивные, креативные, инновационные способности студента. Примерами таких заданий может быть анализ собственного профессионального пути, анализ ключевых моментов жизни, связанных с личностным и профессиональным развитием; самоанализ того, как личностные качества студента повлияли на его профессиональное становление, а профессионализация на личность в целом.

Более того, интересным циклом заданий, связанных с креативностью и инновационным мышлением, могут быть задания на использование профессиональных навыков в контексте непрофессиональной ситуации (это может быть ситуация, связанная с решением бытовой проблемы или проблемы в контексте другой профессии).

Также представляется актуальным внедрение в практику конкурсов профессионального мастерства специально разработанных тренингов как для студентов (участников), так и для преподавателей, судей, представителей экспертного сообщества, осуществляющих непосредственное судейство. Главная цель таких тренингов – снятие излишней тревожности участников, адаптации их к стрессовой по своей сущности ситуации конкурса, а для судей (экспертов) – поиск наиболее эффективных механизмов профессионально-личностного роста в ходе конкурса.

Таким образом, внедрение акмеологического подхода может способствовать эффективному развитию системы конкурсов профессионального мастерства и расширению их роли в профессионально-личностном становлении студентов и преподавателей среднего профессионального образования за счет актуализации потребности в саморазвитии, формировании мотивации к достижению вершин в учебной деятельности и последующего профессионального развития.

Список использованной литературы

  1. Белов В.В., Корзунин В.А. Психологическое сопровождение личностного развития обучающихся в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 5. – № 4. C. 33-45.
  2. Данчук И.И., Данчук М.П. Инновационные штрихи социального воспитания будущих специалистов среднего звена в рамках современного среднего профессионального образования // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. – 2017. – № 12. – С. 119-125.
  3. Демин В. Проблемы и перспективы НПО и СПО [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://akvobr.ru/problemy_i_perspektivy_npo_i_spo.html
  4. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. – 2013. – № 1. – С.11-16.
  5. Додух Е.А. Формирование профессионального опыта в ходе конкурса профессионального мастерства // Инновационное лидерство строительной и транспортной отрасли глазами молодых ученых. Сборник научных трудов молодых ученых по материалам Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ); Председатель Редакционного совета Кирничный В.Ю. 2014. – С. 233-235.
  6. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов // диссертация... кандидата педагогических наук. – Кемерово, 2007. – 192 с.
  7. Дягилева Ю.А. Повышение профессиональной культуры и профессиональных компетенций студентов-документоведов (на примере организации конкурса профессионального мастерства) // Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае» в 6 частях /под редакцией Родионова Е.Д., 2013. – С. 317-319.
  8. Ибрагимов Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников // Среднее профессиональное образование. – 2002. – №1. – С. 10-14.
  9. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Концепция непрерывного образования взрослых как социальный институт инноваций// Интернет-журнал «Мир науки» 2016. - Т.4, № 3 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN316.pdf.
  10. Михайлов В.С. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования профессиональной мобильности обучающихся// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 391-395.
  11. Привалова Ф.Г. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога // автореф… канд. психол. наук, Екатеринбург, 2008. – 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка на конкурсе профессионального мастерства среди молодежи Воронежской области "Моя профессия"

В 2013 году проходил конкурс профессионального мастерства ведомственной программы "Талантливая молодеж Воронежской области 2011-2013"...

Конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогического колледжа "Педагогический дебют"

Конкурс проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала обучающихся ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж» (далее Колледж) и...

Состав службы психологической поддержки конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2022»

Состав службы психологической поддержки конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют &nda...

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников

Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорт...

Диплом 1 степени. Участник V Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей библиотекарей «Сердце отдаю детям» .Номинация « Методическая копилка».

Диплом 1 степени. Участник V  Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей  библиотекарей  «Сердце отдаю детям» .Номинация ...

Диплом член жюри V Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов ,преподавателей, учителей, воспитателей , библиотекарей. «Сердце отдаю детям»

Диплом  член жюри V Всероссийского конкурса профессионального  мастерства среди педагогов ,преподавателей, учителей, воспитателей , библиотекарей. «Сердце отдаю детям»...

Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников

Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области...