конспект занятия по лексической теме: "Весна. Перелетные птицы"
план-конспект

Копейкина Светлана Александровна

Конспект итогового занятия по лексической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в 5 логопедической группе, проведенного 13.03.2019

Тема: «Весна. Перелетные птицы»

Материал: звуковая запись«Звуки леса»«Голоса птиц», картинки с изображением птиц: грача, аиста, скворца, лебедя,  гусей, соловья, скворечник, гнёзда.

Предварительная работа: беседы на темы«Пришла весна»«Перелетные птицы»«Наши пернатые друзья»«Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы»«Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры«Перелет птиц»«Совушка – сова»«Зимующие и перелётные».

Словарная работа: сосулька, проталина, грач, грачата, соловей, соловушка, скворец, скворчата, скворушка, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, чернокрылый, черноглазый, остроклювый, щебет птиц.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуйте, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.

ТУК-ТУК                                                              (слышится стук в дверь)

- Ой, кто-то еще торопится к нам.         (открываю дверь, впускаю гостя)

Здравствуйте ребята, меня зовут Мышка-Мини. Я узнала, что у вас вы будете знакомиться с волшебными явлениями природы. Можно мне тоже с вами узнать о них?                                        (Да, проходи к нам )

Чтобы вспомнить все изменения в природе весной, и рассказать нашей гостье, мы составим картину. Я уже начала.

Но картина еще не готова, недостающие части вам надо будет, дополнить, закончив предложения. Готовы начнем!

2.

 (вкл.презентацию)

Игра: Закончи предложения:

         - что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Светит, греет, припекает? … (солнце).

               - что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

    Бегут, журчат, звенят, поют? … (ручьи).

          Капают, тают… (сосульки-капель).

- что весной черное, из под снега появляется? (проталина)

        -  Пробиваются, на проталинах появляются, распускаются… (подснежники).

         - Набухают, лопаются… (почки).

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны, и составили картину, давайте назовем её «Весна пришла».

- Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне.

-Весной небо голубое и чистое. Припекает солнце. По земле бегут – журчат ручьи. Водоемы освобождаются ото льда. Появляются проталины в которых можно встретить подснежники. На деревьях набухают почки.

Сейча мы внимательно посмотрим на картину и перенесемся в весенний лес, для этого надо сказать волшебные слова…

(включаю голоса леса)

Закрываем глазки и считаем до пяти

1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.

Постоим мы на дорожке

Птиц послушаем немножко.

Здесь все дышит весной. И какие чудесные звуки…

Они делают картину еще нарядней и радостней…

- ЧТО это за звуки?        (это поют птицы)

-(МЫШЬ), Почему им так весело? Чему они радуются?

Птицы рады приходу весны

и тому что можно вернуться домой).

Перелетные птицы рады, что преодолев очень долгий и опасный путь вернулись на лето к нам.

(МЫШЬ)-А кто такие птицы? Как мне отличить птиц от животных?

(у птиц две лапки, клюв, тело покрыто перьями)

 (МЫШЬ) -Какие птицы прилетают к вам весной?

Презентация загадки:        (Включаю презентацию)

1. Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач).  Птенцы? (грачата) гнездо

2. На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец).

Скворцы прилетают вслед за грачами. И питаются сначала дождевыми червями, А позже уничтожают гусениц,

Охраняют леса и сады. Поэтому Люди, чтобы пригласить их в свой сад, мастерят для скворцов – скворечники

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это… (соловей).

Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями

4. - Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

5. -Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины… (ласточка)

6. - Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это … (гусь)

7. - Этот старый наш знакомый:

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту (аист)            гнездо на крыше домов (аистята)

(МЫШЬ) Я не понимаю, зачем птицам перья?

Перья защищают птиц от холода, воды , они очень легкие, помогают птицам летать. Верно, каждый день все птицы чистят себе пёрышки и некоторые разлетаются на ветру…  вот я собрала для вас перышки

Игра: ПОДУЙ НА ПЕРЫШКО

1 2 3 Начали. (выполняем упражнение 3 раза)

 Вы очень хорошо дули, у меня все картинки разлетелись.

Остались лишь  части.

Угадайте, чьи это были изображения?

-чей клюв? (показываю картинки- аистиный, гусиный, скворца)

  Как вы догадались?(длинный и красный, широкий, тонкий, желтый)

-чьи лапки?(гусиные, лебединые, аиста)

Как догадались? (с перепонками большие и маленькие)

- скажите, а с такими лапками может гусь, лебедь, Утка построить себе гнездо на дереве или крыше? (нет, не смогут удержаться на ветке или на крыше, пальцы все  перепонками соединены)

- как догадались о лапках аиста? (тонкие и длинные)

-Зачем аисту такие ноги? (чтобы ходить по мелководью и болотам лягушек ловить)

Молодцы! Не удалось мне вас запутать.

Физ.минутка

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят,

И тихонько все летят.

Птички прыгают – летают.

Мошек птички собирают.

В гнездышко вернулись –

Быстро все уснули.         (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Птицы летают очень высоко, увидеть их трудно в небе. Но можно на земле увидеть тень. Угадайте, кому принадлежит тень?

Игра, угадай тень.

Показываю тень, дети угадывают, какой птице она принадлежит.

(аист, лебедь, ласточка, утка, соловей).

Пора возвращаться в группу.

12345 пора назад вас возвращать!

4. мы говорили о весне и создали замечательную картину, на она не полная, пока не появятся перелетные птицы.

Давайте каждой птичке найдем место на картине  (рассаживаем птиц на ковролин)

Для этого нам надо вспомнить все что мы знаем о перелетных птицах и составить рассказ о них. Вот карточки. Составьте схему рассказа.

Аист – крупная птица, белыми и черными, перьями, с маленькой головой, длинным клювом, тонкими ногами; гнездо строит  высоко на крыше дома…питается лягушками.

Ласточка - маленькая, с черными перьями, маленькими лапками, длинным хвостиком вилочкой, гнездо под крышами домов.

Скворец - средняя птица, пестрыми темными перьями, маленькими лапками, желтым клювом, живет в скворечнике.

Гусь – крупная, серая, лапки с перепонками, широкий клюв, гнездо на земле.

Грач, кукушка, лебедь, утка

Дети выбирают изображения птиц и крепят на ковролин.

(МЫШЬ) Спасибо ребята теперь я вижу и хорошо запомню ВАШУ ВОЛШЕБНУЮ ВЕСНУ.

5. Итог занятия:

Вот наша картина и готова. Весна во всей красе!

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла  … (Весна).

Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия и презентация по теме: "Перелетные птицы".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5802252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"480"}}]]Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развит...

Интегрированное занятие логопедия +музыка. Автоматизация звука ч. Лексическая тема "Весна"

Материал предназначен для логопедической группы учащихся МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида. Коррекционная направленность - музыкотерапия - как средство коррекции нарушения речи. Цель: создать благопр...

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе( 1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе (1 вид).  Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»»....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...

Конспект НОД по познанию на тему: «Перелетные птицы».

Цели:- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих;- активизировать...

Конспект занятия "Составление описательного рассказа о перелетной птице".

Занятие, по которому родители смогут познакомить детей с перелетными птицами, составлять о них рассказы....

Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"

В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способс...