Занятие факультатива по ОДНК Тема: «Ребята, давайте жить дружно»
классный час

Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

 

Задачи:

Создать условия для:

  • формирования  представления о толерантном отношении;
  • развития  внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитания чувства коллективизма, сплочённости,  уважительного отношения между учащимися.

  Планируемые результаты:

      Предметные: получат представление о понятии «толерантность», его  происхождении.

Личностные: уважают личность каждого человека, различия между людьми принимают как положительный факт; считаются друг с другом и работают в коллективе, не теряя своей индивидуальности.

Метапредметные (универсальные  учебные действия):

-познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические – совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные – умеют обмениваться мнениями, слушают друг друга, делятся своими впечатлениями;

-- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют учебные действия согласно поставленной задаче.  

Форма проведения: “клубный час” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сказки  учащимися).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyata_davayte_zhit_druzhno.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Занятие факультатива  по ОДНК                          

                     Тема:  «Ребята, давайте жить дружно»

                                                                                              Учитель: Гаевая Н.П.

                                                                                             2018-2019 учебный год

Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи:

Создать условия для:

  • формирования  представления о толерантном отношении;
  • развития  внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитания чувства коллективизма, сплочённости,  уважительного отношения между учащимися.

  Планируемые результаты:

      Предметные: получат представление о понятии «толерантность», его  происхождении.

Личностные: уважают личность каждого человека, различия между людьми принимают как положительный факт; считаются друг с другом и работают в коллективе, не теряя своей индивидуальности.

Метапредметные (универсальные  учебные действия):

-познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические – совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные – умеют обмениваться мнениями, слушают друг друга, делятся своими впечатлениями;

-- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют учебные действия согласно поставленной задаче.  

Форма проведения: “клубный час” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сказки  учащимися).

Ход факультативного  занятия

1.Добрый день уважаемые гости, учащиеся. Я рада приветствовать всех вас! Желаю вам добра и счастья, успеха, здоровья и мира!

- Ребята, а вы знаете, сколько учеников в нашей школе? (355)

-А сколько  учителей, воспитателей, поваров и обслуживающего персонала? (51)

 Мы одна семья. Нас всех 406 человек  объединяет школа, но мы такие разные: среди нас есть  взрослые и дети, мужчины и женщины, мальчики и девочки, здоровые и инвалиды, добрые и не  очень. Мы относимся к разным нациям, религиям, культурам.

 Так уж повелось, что люди  вынуждены постоянно сталкиваться между собой, сталкиваться с незнакомыми и чуждыми им людьми, многие из незнакомцев им не нравятся. Некоторые -  цветом кожи или формой  носа,  манерой  разговаривать или поведением, стилем одежды или выбором музыки  и т. д. Как же быть в подобных ситуациях?

Думаю, что китайская притча поможет нам в этом разобраться.

Послушайте ее и постарайтесь ответить на вопрос,  что помогает таким разным людям жить в мире.

Китайская притча «Ладная семья» 

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Итак, что  поможет нам  жить в мире?

Ответы детей (дружба, справедливость, уважение .расположение к другим, умение сочувствовать)

И все это можно назвать одним словом – толерантность, т.е.терпимость к иным мнениям, верованиям, поведению, нравам и привычкам очень для всех нас важна. Именно об этом мы сегодня и поговорим. Разрешите представить вам «теоретиков», которые помогут мне провести наш клубный час.   Итак. разговор мы посвящаем толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Именно это качество выручает в любой жизненной ситуации. Люди, обладающие этим качеством. Легче избегают конфликтов с другими людьми. От любого общении они получают самую большую пользу..Откуда же  произошло  это понятие?  

  Теоретик 1     На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор. При разных правительствах он оставался неизменным министром иностранных дел. Этот человек был талантлив во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С его именем и связано понятие «толерантность».

 

  Теоретик 2      В любой религии толерантность конкретизируется через понятия «смирение»,  и «милосердие».В одной из заповедей «Не судите, да не судимы будете»  не только  содержится призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание – существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Теоретик 1   Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

  Теоретик 2        Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего?

 (Ответы).   английский – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь» Англичане консервативны по своей природе, ценят обычаи и традиции страны поэтому они готовы воспринимать личность какой она есть.

  французский – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». – Франция очень демократичная страна, поэтому они выделяют свободу человека, которая не должна нарушаться, независимо от расы и религиозной принадлежности.

Русские терпеливый народ, но взрывной, за свою историю им пришлось пережить много трудностей и невзгод.

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

 В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим»

. В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

 (Ответы).Обычаи и традиции страны, особенности национального характера  влияют на определения

А что же объединяет эти определения?

  (Ответы).  Во всех определениях  прослеживаются два основных понятия толерантности: «терпимость» и  «поддержка».

Теоретик 1      В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров,  социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. 

Теоретик 2  Человек зависит от других людей, от общества. Он не может не общаться с людьми. Если человек терпим к окружающим, самочувствие его в обществе будет хорошим.    

Казалось бы,  набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

 В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Мне кажется, очень уместны, точны и актуальны сегодня слова Б. Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы , нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди ».

- А что, по вашему мнению, значит «жить, как люди»?

          Люди во все времена пытались выработать универсальные правила взаимоотношения людей. Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» стара, как мир. А золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Вы слышали о таких правилах? А другие люди знают об этих правилах?Почему люди знают, как нужно поступать, а поступают наоборот? ( высказывания детей) 

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот..

 Разумеется,  не все люди являются толерантными, следовательно, есть противоположные им. Они называются интолерантные. А какими чертами они обладают, вы попробуете сами выяснить.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Теоретик 1  Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую.Есть только два сорта людей – плохие и хорошие.

Теоретик 2  Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, сострадание, немотивированная агрессивность.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Непонимание

Чувство юмора

Игнорирование

Уважение мнения других

Эгоизм

Доброжелательность

Нетерпимость

Умение владеть собой

Равнодушие

Умение слушать собеседника

Выражение пренебрежения

Понимание и принятие

Цинизм

Сострадание

Немотивированная агрессивность

Чуткость

Зависть

                 Работа в группах.

      -  В нашем коллективе , к сожалению, иногда случаются конфликты. Что мешает нашим взаимоотношениям?

                ( на карточках слова, обозначающие качества характера

            Дети пишут на листочках, прикрепляют на доску и комментируют.

        - Что получилось? Кактус колючий, а колючки мешают нам жить в согласии с  

              другими людьми. Но кактус цветёт! И мы можем украсить наше растение          

              цветами – положительными качествами.

       (учащиеся пишут положительные качества характера на цветочках                                                      и украшают кактус).

         -  Что же нам мешает поступать хорошо по отношению к другим людям?

        (высказывания детей).

                                         

        Перед вами лист с изображением  человека.  Это Старуха Шапокляк. Всем известно, что она отрицательный персонаж. Выберите и запишите в контур Шапокляк те черты, которых ей недостает, которые превратят ее в толерантного человека.        

Важно учитывать, что  не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно то, есть ли стремление к толерантным отношениям.

Упражнение «Закончи сказку».

Подъехал богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь, а прямо пойдешь озвереещь. Была -ни была, решил богатырь прямо ехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жара мучит, нигде не ручейка, ни колодца. Вдруг видит богатырь озеро, а вода в нем голубая, голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей –Горыныч о девяти головах. Ринулся богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мячом один раз – слетели у Змея Горыныча три головы, махнул другой – еще три головы слетели.

Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? (ответ: ты что озверел? Да пей сколько хочешь.)

Здесь сработало представление о том, что раз змей, то надо его рубить. А может это добрый Змей? Может с ним договориться как-то можно?

Можно ли этого богатыря назвать толерантным?

Задание: попробуйте переделать сказку так, чтобы Богатырь поступил толерантно.

 В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. От благополучия семьи зависит благополучие общества.  И поэтому хочется, чтобы в нашей  семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

                                                  Притча.

                           Маленький мальчик Рабби  решил изменить мир. Но мир такой большой,  а он такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город такой большой, а Рабби такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Тогда Рабби добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.

         -  О чём эта притча?

         - Какой вывод вы сделали для себя?

         - В чём бы вы хотели изменить себя?

                   

 Теоретик 1 Толерантность, толерантная личность. Мы определили черты толерантной личности и создали ее условный портрет. Мне бы хотелось закончить наш разговор таким важным понятием толерантности как доверие.

Теоретик 2 Иная птица людям доверяет

И ласточка для птенчиков своих

Вблизи жилья гнездо свивает

И, веря людям не боится их.

Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

 И к людям обращаюсь я сейчас

Я говорю: «Старайтесь быть не хуже

Того, что птицы думают о нас».

 Подведение итогов

             Можно много и правильно рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, не совершая никаких поступков, а иногда поступая и наоборот. Я предлагаю выработать определённые правила поведения для нашего класса. Как известно, можно всё, кроме того, что нельзя.

              Пусть каждый  выберет одно правило «Нельзя…»

           

      1. Нельзя посягать на другого человека.

       2.Нельзя мешать другим.

      3. Нельзя не работать.

      4. Нельзя жить только для себя.                                                                                       

 Продолжите предложения

 -Сегодня я узнал…

-Мне было интересно…

-К людям надо относиться…

- Я буду стараться…

Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесете из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения к родным, друзьям, одноклассникам.  Помните, что «ничего не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость» Попробуйте относиться к людям внимательно, ласково, вежливо – увидите, получится. Все в  жизни зависит от вас самих.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по теме преодоление детской конфликтности (Давайте жить дружно).

Проблема  конфликтов  и  агрессии  умственно  отсталых  школьников  известна  давно.  и  решить  ее  не  так  просто  учитыва...

Конспект занятия "Давайте жить дружно"

Основная цель занятия - это привитие учащимся навыков безконфликтного общения в коллективе....

Классный час в 4 классе на тему " Ребята, давайте жить дружно!"

Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива. Задачи:1)   воспитание чувства уважения друг к другу;2)   улучшение взаимоотнош...

Конспект занятия по коммуникативному развитию "Давайте жить дружно!"

план - конспект по коммуникативному развитию...

Методическая разработка занятия на тему "Давайте жить дружно"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия "Давайте жить дружно"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Открытое дистанционное занятие "Ребята, давайте жить дружно!"

Открытое дистанционное занятие "Ребята, давайте жить дружно!"...