ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ
методическая разработка

Павленко Юлия Юрьевна

Материал для педагогов ДОО по организации педагогического сопровождения ребенка с заиканием в общеразвивающих группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад № 8 «Лесная сказка»

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ

Подготовила:

Павленко Ю.Ю.,

учитель-логопед высшей кв. категории

2018 г.

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется в непроизвольных остановках в моменты высказывания или в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество.

Среди больных всех возрастов, страдающих заиканием, преобладает мужской пол. Возможно, что этот факт стоит в связи с тем, что моторная функция у девочек лучше выражена, чем у мальчиков.

Заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Проблемы общения заикающихся дошкольников со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, последующей школьной дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.

У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучёт точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, слуховая и зрительная невосприимчивость, трудности осуществления слуховой обратной связи, более медлительное реагирование на слуховые задачи. Своеобразное протекание психических процессов проявляется на фоне быстрой утомляемости и повышенной истощаемости, что деформирует воспринимаемую информацию и приводит к неверному планированию поведения, в значительной мере затрудняет полноценное общение.

Указанные особенности определяют специфичность основных задач коррекционного воздействия, направленного на максимальную реализацию потенциальных возможностей и корректировку имеющихся недостатков:

  1. нормализация общего и речевого поведения детей с учётом психофизиологических особенностей;
  2. формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Особенности межличностного общения заикающихся дошкольников и уровень развития у них языковых средств определили последовательность работы, которая соответствует общей линии формирования в онтогенезе коммуникативных процессов и заключается в переходе от ситуативной речи к развернутым высказываниям (т.е. к речи контекстной) в постепенно усложняющихся формах межличностного взаимодействия. Основой для построения общения выступает игровая и предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира.

Одним из принципов, определяющих содержание работы с заикающимися дошкольниками, является принцип инвариантности использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания, включающего два взаимосвязанных метода:

– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);

– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Лечебно-оздоровительная работа

Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии ( ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, лечебная физкультура и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Такие закаливающие процедуры, как, например, крио-массаж, не используются в работе с заикающимися детьми, т.к. могут спровоцировать судорожное состояние.  Однако, в режиме дня заикающегося ребёнка включаются и закаливающие процедуры: ежедневное пребывание на свежем воздухе, прогулки. игры, спортивные развлечения  успокаивают  нервную систему; воздушные ванны активно воздействуют на сердечно-сосудистую систему; солнечные ванны и водные процедуры усиливают и повышают обмен веществ в организме. Все виды закаливания должны назначаться врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребёнка и особенностей местных условий.

Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определённый ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, т. к. способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом Поскольку многие заикающиеся  дети являются соматически ослабленными, важно предусматривать достаточное время для отдыха. Важное значение для детей имеет  разнообразие видов деятельности

Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. Сон охраняет нервные клетки от истощения, снабжает их питательными веществами, кислородом и выводит из них продукты обмена.

Музыкально-двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп и поэтому являются своеобразной частью лечебной физкультуры – это логопедическая ритмика. Формы её могут быть разнообразны: отстукивание определённого такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекломация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски и т. д.

По мнению большинства специалистов психотерапия – область медицины и врачей. Однако в настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в этой работе. Логопеды используют методы рациональной психотерапии , в некоторых случаях после специальной подготовки с успехом применяют приёмы суггестивной психотерапии: постоянное убеждение ребёнка в том, что он может и должен говорить без заикания, фиксация его внимания на успехах в этом направлении. Следует отметить, что в комплексе лечения психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия является не только лечебным воздействием словом (прямая психотерапия ), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц....(косвенная психотерапия) .

Все виды психотерапии заикания в основном направлены, с одной стороны, на устранение психогенных нарушений у заикающихся (страх речи, ситуаций, чувство ущемлённости и подавленности, навязчивой фиксации на своём речевом расстройстве), с другой – на перестройку у заикающегося ребёнка изменённого  под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими.

Коррекционно-воспитательная работа

Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются одной цели – воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать у ребёнка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребёнка. Спокойное уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает вырабатывать и определённый темп речи.

Важно при воспитании неторопливого темпа  речи обращать внимание на сохранение её выразительности и естественности. Ребёнок, свободно владеющий словом, получает удовольствие от своей речи., при передаче своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимико-жестикулярные средства. Заикание лишает ребёнка такой возможности.

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у заикающихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребёнок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слово, т.к. заикающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесёт разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.

Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

 Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы – воспитание гармонично развитой личности. Основная задача – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений Исследованием установлено, что личностные и речевые особенности детей формируются под влиянием воспитательных условий и речевого окружения.

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие).  Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия), т.к. они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.

На логопедических занятиях ребёнок должен научиться всегда говорить без заикания. Ребёнок должен постоянно убеждаться в том, что он может говорить хорошо, он должен слышать свою свободную правильную речь. При наличии же речевых судорог практически невозможно убедить ребёнка в том, что их у него нет. Значит нужно так подбирать для него речевые упражнения, чтобы они были доступны для свободного проговаривания и в тоже время каждый раз были чем-то новым, более сложным по сравнению с предыдущим.

Но ничто так не побуждает к занятиям как зримая результативность, поэтому необходимо с самых первых занятий добиваться успехов, осознаваемых ребёнком. В работе необходимо использовать такие формы речи, которые являются облегчёнными (сопряжённая и отражённая речь, шёпот, ответы на конкретные вопросы ,стихи,  пение, произношение отдельных звуков и слогов – гласных и сочетаний их с согласными, речь в спокойном состоянии, в привычной обстановке, с людьми знакомыми и приятными, описание простых и одновременно совершаемых движений.

Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов: у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа. Порог свободной речи у заикающихся зависит от сложности проявления заикания. В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместного с ним произнесения фразы.

После того, как и логопед  и ребёнок убеждаются в том, что все требования правильной речи хорошо выполняются, логопед переходит к отражённой речи (самостоятельное копирование образца). На этапе сопряжённо-отражённой речи используются разные тексты.

Следующий шаг в логопедической работе – этап вопросо-ответной речи. Целесообразно начинать с отражённых ответов, когда логопед задаёт вопрос, сам отвечает, а ребёнок повторяет ответ. Постепенно следует переходить к более сложным и обобщающим вопросам.  Ребёнок учится строить сложные предложения. Очень полезно сопровождать вопросами различные виды деятельности (на занятии, наблюдения, труд.......) .Вначале ответы ребёнка могут отражать его простые действия, производимые в настоящее время, затем в прошедшем времени и завершённом действии (я ходил с мамой в парк ). И, наконец, в будущем времени о предполагаемом действии

В задачу закрепительного периода входит автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Эти задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи, возникающей у ребёнка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями). Занятия проводятся в форме бесед о проведённом дне, прослушанной сказке, телепередаче и пр., в форме импровизированных игр, разыгрывания сюжета знакомой сказки, декламации стихотворений, пения песен – всё это подготавливает ребёнка к художественному выступлению. В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей необходимо направлять на то, как  ребёнок говорит вне занятий.

Система тренировок правильной речи и поведения у заикающихся предполагает обязательную закрепительную работу вне занятий, в семейно-бытовых, воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Приложение 1

Этапы коррекционной работы

с заикающимся ребёнком старшего дошкольного возраста

 Этапы коррекционной работы

Разделы работы

Содержание и цель работы

Игровые задания*

Ограничение речи

(шепотная речь)


3-4 недели

Обследование. Охранительный режим

Организация и проведение общего и речевого охранительного режима

«Молчанки», «Часовой»,
«Рыболов».
Упражнения на развитие мимики

Релаксация

Расслабление конечностей по контрасту с напряжением

«Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Ноги загорают»
«Кораблик»

Речевое дыхание и голосовые упражнения

Закрепление правила речи «Говори - всегда на выдохе» (произнесение гласных по одному и по два на выдохе)

«Звуки - командиры»: паровозный гудок, вой волка, ауканье в лесу, плач ребёнка

Координация слова и движения

Снятие торможения в речи (от легкого к трудному)

Считалки; стихи под хлопки руками, под счёт, под броски мячи и др.

Сопряженная речь

4-5 недель

Релаксация

Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя

«Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушка»
«Горка»

Речевое дыхание и голосовые упражнения

Закрепление навыков плавного длительного выдоха, мягкой голосоподачи

«Жук», «Насос», «Комарик», «Трубач», «Топор».

Игры с пением - хороводы

Развитие мелкой моторики пальцев

Совершенствование координации движений кисти и пальцев руки

«Шнуровки», «3авяжи бант»,
«Застегни пуговицы, кнопки».
Пересчитывание мелких предметов. Комплексы пальчиковой гимнастики

Координация слова и движения.

Развитие плавной и спокойной речи

Игры с пением, хороводы:
«Скворушка прощается», «Осень», «Зайка серый умывается» и др.

Отраженная речь

4-5 недель

Релаксация

Внушение в состоянии покоя формул правильной речи

«Волшебный сон»

Речевое дыхание и голосовые упражнения

Закрепление плавного и слитного произношения фраз, состоящих из 1-3 смысловых отрезков

«В стране коротких ответов», «Прогулка в лес», «Посмотри и назови», «Придумай сам»

Развитие мелкой моторики рук

Совершенствование моторики рук и общей моторики

«Мозаика», «Сложи узор из части форм» и др. Имитация действий повара, маляря, прачки, птицы и др. Комплексы пальчиковой гимнастики

Координация слова и движения

Формирование соответствия слов текста и движений

(укрепление двигательного аппарата)

Игры с пением – хороводы.

П/игры: «Пчёлы и медведь», «Паук и муха».

Игры - драматизации, творческие игры

Вопросно - ответная речь

8-10 недель

Релаксация

Расслабление мышц и речевого аппарата

Упражнения по развитию пантомимики

Речевое дыхание и голосовые упражнения

Работа над мягкой голосоподачей.

Правила: выдох опережает включение голоса

«Сдуть с руки» тёплым выдохом звук, слово, предложение из 3 - 4 слов

Координация слова и движения

Активизация самостоятельности

Д/игры: «Что вы слышали?», «Узнай и загадай загадку».

Игры - драматизации: «Жадный заяц», инсценировка «Про котёнка», творческие игры

Самостоятельная речь на материале пересказа

4-6 недель

Релаксация

Снятие напряжения

(ежедневно, 2-3 раза в день) и индивидуально по необходимости

Упражнения пальчиковой гимнастики.

С/р игры, театрализованные игры

Упражнения на дыхание

Развитие длительности выдоха. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Наблюдение и коррекция речевого дыхания в свободной разговорной речи

Координация слова и движения

Формирование навыка последовательной передачи содержания прочитанного. Развитие воображения, выразительности движений в играх

Дословный пересказ заученного текста, сказок; д/игры «Кто ты ?», «Ищи безостановочно». Д/игры по сюжетным картинкам, игры на сравнение предметов

Самостоятельная речь на материале рассказа

4-6 недель

Упражнения на расслабление

Снятие мышечного и речевого напряжения

Театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским и фольклорным): «Будьте любезны не болеть», «Теремок».

Упражнения на дыхание

Тренировка в произнесении фраз с паузой

Дыхательно-артикуляционные упражнения (ежедневно)

Свобода речевого общения

Выработка навыков свободного общения в инсценированных и сюжетно-ролевых играх

«На приёме у доктора Айболита», «Кошкин дом»

Заключительное занятие

Рассказы, сказки, представления

Праздничный концерт перед родителями

*Выгодская И.Г. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

*Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.

*Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

Приложение 2

Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»

В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.

Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация).

Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном”. Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”.

Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Такие игры носят название            “В Стране коротких ответов”.

Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”.

Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – организация и проведение праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)

Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...

Организация работы групп сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров

Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психически...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»

Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»...

Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край

Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...