«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»
рабочая программа по теме

Акишина Наталья Петровна

Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natalya_dlya_sayta._programma.docx87.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся  в условиях специализированного детского Дома ребенка»

Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»

Пояснительная записка

Актуальность програмы. В нормальных условиях в первом полугодии жизни у младенцев в процессе эмоционального общения с близкими взрослыми закладываются основы личности и самосознания, проявляющиеся в их положительном самоощущении, жизнерадостности, инициативности, требовательности, любознательности. У воспитанников дома ребенка вследствие дефицита общения и отсутствия привязанностей не формируется устойчивое положительное самоощущение и активная позиция в отношении к окружающему миру; дети пассивны, апатичны.

В результате накапливаются отклонения в развитии познавательной активности и эмоциональной сферы, а главное - в развитии адекватных взаимоотношений с окружающими людьми. Отсутствие опыта постоянного взаимодействия со взрослыми приводит к тому, что младенцы не научаются совместным действиям, не обнаруживают чувствительности к оценкам взрослого, не овладевают умением действовать по образцу. Это, в свою очередь, ведет к задержкам в развитии речи, в овладении специфическими действиями с предметами, в развитии личности и самосознания.

Отсутствие опыта взаимодействия со взрослыми отрицательно сказывается на развитии социальных контактов младенцев друг с другом. Возникающий в первом полугодии интерес к сверстнику во втором полугодии заметно снижается: находясь рядом, дети часто не замечают друг друга, не вступают в игровое взаимодействие, поразительно нечувствительны к инициативе и эмоциональному состоянию сверстника, что приводит к возникновению конфликтов между ними. Таким образом, у воспитанников дома ребенка уже на первом году жизни все основные линии психического развития оказываются деформированными.

Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного и гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся  в условиях Урайского специализированного детского Дома ребенка.

Задачи программы:

  • Определить основные направления и содержание коррекционной работы по развитию детей раннего возраста с нарушениями развития.
  •   Разработать планы индивидуальной работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения развития.
  •   Определить основные этапы коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка.

Участники программы: администрация и педагоги КУ «Урайского специализированного Дома ребенка, воспитанники раннего дошкольного возраста, воспитывающиеся в условиях данного Дома ребенка.

Вид программы: практический, групповой, среднесрочный.

Объем программы: рассчитан на 1 учебный год.

Период реализации программы: с 1сентября 2013г. по 31 мая 2014г.

Форма работы: индивидуально-групповая.

База апробации программы: КУ «Урайский специализированный Дом ребенка», первая младшая группа.

 Принципы построения программы.

Данная программа  позволяет реализовать в дошкольной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе «Об образовании».

Программа «Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся  в условиях специализированного детского Дома ребенка» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения детей раннего дошкольного возраста.

- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

- Онтогенетический принцип. Один из подходов в теории о психологической модели формирования нарушений когнитивного развития,  связан с представлениями о принципе созревания в развитии нервной системы. Согласно этому подходу, дети с выраженными нарушениями когнитивного развития проходят те же стадии развития, что и здоровые дети, однако в значительно более медленном темпе. С этим обстоятельством связано и желание начать осуществление программ «раннего вмешательства» в возможно более раннем возрасте, сразу после установления диагноза (или при появлении подозрений о нарушенном развитии).

- Принцип научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

- Комплексный подход к проблемам ребенка. Совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие воспитателей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.

- Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

- Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последованности.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка раннего возраста.

Данная программа представлена в 5 направлениях:

1.Совершенствование восприятия.

Задачи развития: 1.Вызывать ступенчатое слежение

за предметом.

2.Спообствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой

3.Развивать реакции фиксации конвергенции фокусировки

 2.Речь и речевое общение.

Задачи развития: 

-Развитие речевого слуха: побуждать реагировать поворотом головы и слуховым сосредоточением на звук;

2.Овладение речевыми артикуляциями:

-Активизировать (предречевые вокализации ребенка предшествующие собственно активной речи.

-Закладывать начало речевого подражания (имитации).

3.Социальное развитие.

Задачи развития: 1.Формировать у ребенка потребность в общении.

2.Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения (отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос.

3.Формировать у ребенка «комплекс оживления».

4.Развитие действий с предметами.

Задачи развития:

1.Сенсорное развитие предпосылки предметной деятельности (развивать зрительные, слуховые, тактильные ориентировочные реакции

2.Развивать координацию движений глаз «бинокулярное зрение» путем плавного прослеживания за перемещающимися предметами

3.Развивать ориентировочную активность, способствовать появлению движений рук по направлению к объекту.

5.Музыкальное воспитание.

Задачи развития: 

1.Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке.

2.Доставлять детям радость музыкой пением.  

3.Развивать ориентировочную активность, способствовать появлению движений рук по направлению к объекту.

Каждое занятие из программы  включает в себя три блока:

Первый блок ― установление контакта с ребенком и взаимодействие с ним на уровне ощущений. Все игры и упражнения, входящие в этот блок, направлены на снижение у ребенка психического и физического напряжения, мышечного тонуса, тревожности. Кроме того, подобное начало занятия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, создает позитивную установку, настрой на занятие.

 Второй блок ― взаимодействие с ребенком и формирование у него первых жизненно важных сенсомоторных представлений. Все игры и упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторного и психического развития ребенка.

 Третий блок ― создание ситуаций взаимодоверия ребенка и окружающего мира и условий для последующего взаимодействия с ним.

Обеспечение гарантийных прав участников проекта осуществляется на основе Конвенции о защите прав детей, этического кодекса педагога.

Заключение

 Таким образом, организация адекватной коррекционно-развивающей среды, как социально-коммуникативной, так и предметной, для детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, приобретает особую значимость, становится необходимейшим фактором для нормального психического развития.

Предметная среда, окружающая ребенка, даже организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает ее понятной и доступной для малыша.

Окружающие взрослые должны максимально использовать присущую раннему возрасту пластичность центральной нервной системы, способность к компенсации нарушенных функций для преодоления имеющихся у ребенка проблем. Только взрослые (будь то воспитатели, няни, дефектологи, медицинские работники), окружающие воспитанников дома ребенка, ответственны за то, насколько гармонично организована окружающая предметная и социально-коммуникативная среда, правильно выбраны методы развития познавательной деятельности ребенка, его речевой функции, эмоционального мира с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Огромное значение при работе с воспитанниками домов ребенка, имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят чрезвычайно интимный характер. Работа с данной категорией детей требует от взрослого исключительной чуткости, умения почувствовать его потребности, желания и переживания.

Особые требования предъявляются к речи взрослых. Она должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время общения ребенок мог видеть как движения губ, так и тот объект, о котором идет речь.

 Однако, большинство детей домов ребенка в связи с наличием мозговых расстройств, нуждается в прямой коррекционной помощи. Но и в этой ситуации персонал домов ребенка - воспитатели, няни, проводящие с детьми большую часть времени, играют не менее важную роль, нежели дефектолог. Они должны получить развернутую консультативную помощь, позволяющую понять, каким образом организовывать свое повседневное общение с ребенком, учитывая специфику нарушения, как создать максимально стимулирующую речевую функцию развивающую среду.

Как справедливо заметила Е.И. Винарская, «каждый случай госпитализма - это обвинение в невежестве, бездушии и формализме воспитывающих ребенка взрослых».

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-96с.
  2. Васильева  М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Комплексное планирование для групп детей разноуровневого развития - Волгоград: Учитель, 2010.-95с.
  3. Коррекционно-развиваюшее обучение и воспитание. Под редакцией: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.  Москва « Просвещение»2007.-241с.
  4.  Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет, Л.Н.Павлова, Москва, Мозаика-Синтез, 2008.-275с.
  5. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет, Л.Н.Павлова, Москва, Мозаика-Синтез, 2008.-175с.
  6. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий  с детьми дошкольного возраста.-2-е изд.- СПб.: КОРОНА-Век, 2007.-128с.
  7. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова.-М.: Просвещение, 2000.-128с.

        Приложение

Календарно-тематическое планирование программы развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся  в условиях специализированного детского Дома ребенка

СЕНТЯБРЬ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.Вызывать ступенчатое слежение

за предметом.  

2.Спообствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой

3..Развивать реакции фиксации конвергенции фокусировки

                                           

                                                                                                                                                                                       

1.Игры-упражнения с подвесными игрушками. М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Смотрим видим запоминаем» (с.11 12)

2.Игры –упражнения с вращающимся диском и зеркалом М.Г.Борисенко Н.А.Лукина (с.11-12)

3..Игры-упражнения с концентрическими черно-белыми картинками М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Смотрим видим запоминаем (с.11-13)

 

1.  Игрушка для прослеживания оранжевая или ярко желтая

2.Цветной вращающийся диск, зеркало

(Пр.рис.3)

3..Черно-белые концентрические картинки: круги (Приложение с.98)

 шахматная доска (Приложение с.92)

куб с вертикальными и горизонтальными полосами (Пр. с.88)

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

1.Побуждать реагировать поворотом головы и слуховым сосредоточением на звуки

ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЕВЫМИ АРТИКУЛЯЦИЯМИ 1.Активизировать(предречевые вокализации ребенка предшествующие собственно активной речи.

2.Закладывать начало речевого подражания (имитации) .

1.Игры-упражнения со звучащими игрушками.М.Г.Борисенко Т.А.Датешидзе Н.А.Лукина (с,9-11) .Последовательность предъявления игрушек (высокочастотные, среднечастотные, низкочастотные.

1.Нормализация мышечного тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Пассивная артикуляционная гимнастика Комплекс №1

1.Стимулирование кинестетических ощущений

Вибромассаж подчелюстной ямки, поглаживание, похдопывание.

2..Напевная четко артикулируемая «перекличка» с различной интонацией.

М.Г.Бориснко Н.А.Лукина «Начинаем говорить» с.11

(а-а-а) рот широко открыт

(и-и-и) губы в улыбке

(у-у-у) губы «трубочкой.                                                                            

1.высокочастотные (колокольчик)

среднечастотные (дудка)

низкочастотные (барабан)

1..Деревянный шпатель, ватные палочки, сладкий сироп.

1.Деревянный шпатель, стерильные марлевые салфетки.

2.Предметно игровая среда позволяющая активизировать все компоненты взаимодействия.

                                                             СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Формировать у ребенка потребность в общении.

2.Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения ( отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос.

3.Формировать у ребенка «комплекс оживления»

1.Фольклорные эмоционально тактильные игры.

«Голышок-малышок» С.Н.Теплюк «Ребенок от рождения до года» с.93

2.Фольклорные песенки потешки, пестушки.

Игра «Куплю детке янтари»

Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»с.9-10

Игра «Ой люли люли» с.14.

3.Игры занятия способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым

игра «Вот проснулись»

Ю.А.Разенкова с.15

Игра»Ай люленьки» с.16

1.Специально организованная среда позволяющая максимально активизировать ребенка.

2.Яркая косынка или шарф.

3.Бубен с лентами,

колокольчик,

 погремушка

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Сенсорное развитие предпосылки предметной деятельности (развивать зрительные, слуховые, тактильные ориентировочные реакции

2.Развивать координацию движений глаз «бинокулярное зрение» путем плавного прослеживания за перемещающимися предметами

3.Развивать ориентировочную активность, способствовать появлению движений рук по направлению к объекту.

1.Фольклорные пальчиковые игры.

Стимулирование вывода «скрытого» большого пальца наружу.

Игра «Выходи ка паренек»Ю.А.Разенкова с.126

2.Развивать координацию движений глаз «бинокулярное зрение» путем плавного прослеживания за перемещающимися предметами

3.Активизация хватательного

рефлекса.

Игра «Мамин пальчик»

Ю.А.Разенкова с.127

Игра «Ленты шнурки веревочки

Ю.А.Разенкова с.128

1.Специально организованное пространство для проведения совместных действий.

2.Одноцветные пластмассовые кольца от6 до 12 см. в диаметре (красное, оранжевое, желтое, голубое, зеленое)

3.Яркие разноцветные ленты ,шнурки, веревочки.

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                                   МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ          

1.Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке.

2.Доставлять детям радость музыкой пением.

1Слушание музыки. «Где ты заинька» р.н.п. В.А Петрова «Музыка малышам» (с.12)

2.Музыкально-двигательные показы

«Бубенчики» муз.Е.Тиличеевой

слМ.Долинова.В.А.Петрова «Музыка малышам»(с.19)

.

1.Аудиозапись песни.Сюжетая игрушка зайка.

2.Музыкальные инструменты ( бубенчики)

                                                       РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

1.Побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, на животе.

2.Создавать условия для упора ног в положении лежа на спине.

3. Стимулировать развитие кисти руки.

4.Упражнять в умении сохранять равновесие.

1.Игры-упражнения «Потягушки»М.Г.Борисенко Т.А.Датешидзе Н.А.Лукина с.7

2.Игра-упражнение «Зайка,зайка попляши» Ю.А.Разенкова с.18

3.Игра-упражнение «С солнышком встаю»Ю.А.Разенкова с102

4.Игра-упражнение «На мяче»Ю.А.Разенкова с.103

1.Специально организованное пространство для стимуляции и активизации ребенка

2.Сюжетная игрушка зайка.

3.Пластмассовые кольца

4.Резиновый физиоролл.

                                                          ОКТЯБРЬ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                             СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые ориентировочные реакции ребенка.

3..Совершенствовать умение сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах находясь в разных положениях.

1.Игра занятие «Музыкальная игрушка» М.Г.Борисенко, Т.А.Датешидзе. Н.А.Лукина «Учимся слушать и сышать»

с.11.и-з

2.«Вслед за бантом» Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми младенческого возраста» с.36

3.Упражнения с концентрическими картинками.

1.Наборы игрушек для формирования локализации звуков (металлофон,губная гармошка, маракасы)

2.Фиолетовый, красный, оранжевый, зеленый  банты на ленте 40-50 см.

3.Цветные изображения человеческого лица с различными выражениями.

4.Ширма и два диска(синий и желтый)

                                                           РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

1.Побуждать ребенка к речевому подражанию.

2.Развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого.

3.Активизировать выразительность речевых реакций и вокализаций ребенка(способствовать появлению губных и небных звуков п,б,т,м,ни др.)

1.Игры-занятия «Забава»

с.73 Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»

2.Игра-забава «Гули-голубочки с.74 Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческго возраста»

3.Игра «Звуки» с.73 Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста

1.Ширма, зеркало.

2.Браслеты с бубенчиками.

3.Ширма

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Продолжать формировать навыки общения.

2.Формировать двусторонний контакт

1.Использовать голосовые, мимические , игровые(двигательные ) приемы. Игра «Вот проснулись» Ю.А.Разенкова     «Игры с детьми младенческого возраста»с.15

2.Менять типы взаимодействия с малышом. игра «Пляшут куры петушки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»

1.Набор игрушек: погремушки, бубенцы, бубен с лентами.

2.Предметно-игровая среда, позволяющая активизировать все компоненты взаимодействия

                                                      РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Прдолжать развивать зрительные , слуховые, тактильные ориентировочные реакции.

1.Игра-забава «Вот так кубик»Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.37

1.Пластмассовые кубики красного, желтого, синего, зеленого цветов, надетые на палочку 40-5- см. длиной.

2.Формировать зрительно – моторную координацию.

3.Развивать ориентировочную активность

2.Способстврвать появлению движений рук по направлению к объекту Игра забава «Рассматривание султанчиков» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.39

3.Предлагать для рассматривания и практического действия игрушки обладающие различными видимыми свойствами (цвет,форма,величина) игра «Карусель» Ю.А.Разенкова» «Игры с детьми младенческого возраста» с.39

Набор ярких шуршащих султанчиков (красный,зеленый,оранжевый).

3.Набор ярких сюжетных игрушек разных по цвету форме величине.

                                         МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Продолжать формировать положительную реакцию на пение взрослых, звучание музыки.

2.Продолжать формировать положительный отклик на песенно-игровое действие взрослых.

1.Слушание музыки «Колыбельная» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам»

Музыкальная грамота. «Погремушка» В.А.Петрова «Музыка малышам»

2 Музыкально-двигательный показ «Ножками затопали» В.А.Петрова «Музыка малышам».

Пение  «Кошка» Муз.Ан.Александрова В.А.Петрова «Музыка малышам»

1.Музыкальные инструменты: колокольчики с различным тоном звучания.

2.Погремушки.

3.Платочки.

4.Сюжетная игрушка кошка

                                                             РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Общая моторика

1.Нормализация мышечного тонуса и увеличение мышечной силы.

2.Нрмализация амплитуды движении,. формирование основных движений

3.Стимуляция опорной функции ног и дальнейшее формирование навыка ползания

Мелкая моторика

1.Стимулировать развитие кисти руки.

1.Комплекс массажа и гимнастики №1   К.Д.Губерт.Приложение№5

2.Дидактичекая игра «Топотушка» М.Г.Борисенко,Т.А.Датешидзе, Н.А.Лукина «Ползаем,ходим,бегаем,прыгаем» с.7

3.Дидактическая игра «Скок-поскок» М.Г.Борисенко, Т.А.Датешидзе, Н.А.Лукина. «Ползаем,ходим,бегаем,прыгаем» с.8

1.Игры-забавы для стимулирования раскрытия кулачка и разведения пальчиков «Игра споглаживанием» Ю.А.Разенкова с.125

1.Специально организованное пространство для проведения массажа и гимнастики.

2.Пеленальный столик, пеленка или легкое одеяльце.

3.Пеленальный столик пеленка или легкое одеяльце.

1.Детский крем.

                                                         НОЯБРЬ

Задачи развития                                           Формы организации                Организация "                                                                                                

                                                                          образова .   процесса                            среды

                                           СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ                  

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей

2.Продолжать формировать ориентировочную активность

3.Развивать зрительно-моторную координацию рук.

1.Дидактические игры с ширмой М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Смотрим, видим ,запоминаем»с.12

2.Игра «Шуршащая бумага» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.60

3.Игры на активизацию хватательного рефлекса Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» игра «Ленты, шнурки,веревочки»

1.Ширма , игрушки одинаковые внешне, но различные по размеру (матрешки, пирамидки большие и маленькие)

2.Различная по структуре бумага( фольга, оберточная бумага, Бумага для компрессов, простая бумага )

3.Набор  ленточек, веревочек, шнурочков, различных по цвету и фактуре.

                                                        РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1.Развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи.

2.Активизировать речевые реакции и вокализации ребенка

1.Упражнения лечебной гимнастики для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата.Г.А.Решетникова И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с46.

2.Игра «Что Звучит» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.62

1.Массаж БАД Г.А.Решетникова И.Н.Минка «Физическое развитие детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.43

2.Игра «Перекличка со звуками» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.74

1.Комплект массажных силиконовых щеток, сироп, деревянный шпатель.

2.Набор звучащих игрушек (бубенцы, дудочка ит.д.).

1.Специально организованная среда для активизации совместных действий

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Продолжать способствовать появлению двустороннего контакта между взрослым и ребенком.

2.Стимулировать ориентировочные дифференцировки.

1.Стимулирование «Комплекса оживления» в ответ на эмоционально речевое общение

игра «Жил был у детки маленький носик» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с12

2.Игра «Вздумалось детке» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.21

1.Специально организованное пространство для активизации совместных действий.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Общая моторика

1.Содействовать своевременному приобретению опыта овладения движениями.

2.Формировать умение смещать центр тяжести.

Мелкая моторика

1.Стимулировать формирование произвольного захвата

1.Комплекс массажа и гимнастики К.Д.Губерт №2 Приложение №5

2.Игра – забава «Рыбка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.103

2.Упражнения лечебной гимнастики в сочетании с холистическим палсингом .Комплекс лечебной гимнастики №1 Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии с.59

1Упражнения с противодвижением Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с 127

2.Игра «Кусочки ткани» Ю.А.Рзенкова «Игры сдетьми младенческого возрата» с132

 

1.Набивные валики различного диаметра.

2.Физиороллы

1.Ткани размером с детский носовой платок различные по фактуре и по цвету.

                                                 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТНИЕ

1.Развивать слуховое внимание, вызывать эмоциональную отзывчивость на пение взрослых и звучание инструментальной музыки.

2.Формировать интерес к плясовым движениям , способствовать проявлению активности детей.

1.Слушание музыки

«Как у наших у ворот» р.н.м.В.А.Петрова «Музыка малышам»

2.Пение «Собачка» муз.Раухвергера В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

3.Музыкальная грамота «Бубуен» на р.н.п. В.А.Петрова «Музыка-малышам» с.11

1.Музыкально двигательный показ. «Уж я золото хороню» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка-малышам» с.11

2.Танец «Ай-да» муз.В.Верховинца В.А.Петрова «Музыка малышам» с.33

1.Аудиозапись песни «Как у наших у ворот»

2,Сюжетная игрушка собачка.

3.Аудиозапись русских народных песен, бубен.

1.Аудиозапись р.н.п.

2.Браслеты с бубенцами.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Продолжать развивать ориентировочную активность, формировать у ребенка предметные действия соответствующие свойствам предмета.

2.Продолжать развивать зительно моторную координацию.

3.Формировать сенсомоторную игру

1.Игры –занятия с сюжетными игрушками обладающими видимыми (цвет , форма, величина) и скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура, звучание) свойствами игра «Поролоновые шары» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.132

2.Игра «Вот колечко» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.133

Игра «Новая игрушка»М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Мои первые игрушки» с.71

1.Разноцветные поролоновые шары.

2.Разноцветные зубные кольца

3.Разноцветные зубные кольца, маленький кубик длина ребра 2-3см.

                                                              ДЕКАБРЬ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей

2.Продолжать развивать эмоциональный отклик на различные интонационные модуляции.

3.Формировать отраженное восприятие

1.Упражнения для развития реакции фиксации, конвергенции и фокусировки. Игра «Занимательная рукавичка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.41

2.Игра «Под платочком» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»

с.63

3.Игры с зеркалом «Кто у нас красивый» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.45

1.Яркие рукавички к одной из которых пришиты колокольчик а к другой бубенцы.

2.Специально организованное пространство для активизации совместных действий , платок.

3.Зеркало, различные шляпы.

                                                      РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1.Развитие речевого слуха как основы понимания речи накопление пассивного словаря.

2.Активизировать интонационную выразительность речевых реакций и вокализаций ребенка (спонтанно и отраженно)

1.Массаж ушных раковин Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.45

2.Игра  «Пропеваем звуки на выдохе» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.75

3.Игра «Бубенцы» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.58

2.Упражнения лечебной гимнастики для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата с использованием элементов пассивной гимнастики Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитиние детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с 46

3.Игра «Тихо тихо» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»с 76

 

1.Специально организованная среда для активизации совместных действий.

3.Свирель, шуршащая бумага, бубенцы.

2.Деревянный шпатель, сироп, массажные силиконовые щетки.

3.Валик или подушка.

                                                            СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Продолжать способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения.

2.Стимулировать познавательный интерес и ориентировочную активность в процессе эмоционально речевого общения.

1.Игра «Переборы пальчиков» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.135

2.Игра «Перчатка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с128

2.Игра «Дай ручку» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.23

1.Пуховка или косметическая кисточка.

2.Вязанная перчатка расшитая кусочками ткани различной фактуры или бисером.

2.Специально организованное пространство для проведения совместных мероприятий.

                                                        РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Продолжать формировать у ребенка предметные действия  соответствующие свойствам предмета.

1.Игра «Щекотка» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенчекого возраста» с127

2.Игра «Ты колечко покружись» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.38

1.Перышко, кисточка или кусочек ваты.

2.Кольца от пирамидки, палочка 40-60 см.

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

2.Побуждать детей к манипулятивной ознакомительной игре.

.2.Игра «Неваляшка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенчекого возраста» с.40

2.Неваляшка средних размеров.

                                                         МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

1.Слушание музыки. «Вальс» муз.С.Майкапара В.А.Петрова «Музыка малышам» с11

2.Музыкальная грамота «Дудочка» р.н.п.В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

3.Пение «Машенька Маша» муз.Тиличеевой В.А.Петрова «Музыка малышам с.11

1.Аудиозапись мелодии

2.Музыкальный инстумент дудочка

3.Сюжетная игрушка кукла, санки.

.

2.Стимулировать эмоциональный отклик детей на игровое действие взрослых.

2.Музыкально двигательный показ. «Мяч» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам с.11

2.Аудиозапись р.н.п. сюжетная игрушка мяч.

РАЗВИТИЕ  ДВИЖЕНИЙ

Общая моторика

1.Продолжать развивать основные группы мышц, стимулировать двигательную мышечную память.

Мелкая моторика

2.Стимулировать движения руки, хватательный рефлекс.

1.Комплекс лечебной гимнастики №2 Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.62

2.Пассивная миорелаксация (ПМ)

Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии с.30

2.Игра «Вот погремушка» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с. 132

1.Пластмассовые кольца , физиоролл.

2.Специально организованная среда  для проведения совместных мероприятий.

2.Погремушки с разнообразными ручками, рукоятки петли или гантели.

ЯНВАРЬ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                            СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.Формировать новые умения и навыки под воздействием зрительных, слуховых ориентировочных реакций.

2.Продолжать формировать целенаправленность реакций и зрительно-моторную координацию.

1.Игра «Шлепаем по водичке» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.30

2.Игра «Солнечные зайчики» «Игры с детьми младенческого возраста» с.30

2.Игра «Откуда откуда звон» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста.с.129

1.Тазик с водой.

2.Зеркало, фонарик.

2.Бубенцы с лентами.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

1.Продолжать развивать слуховое сосредоточение и эмоциональные дифференцировки.

Овладение речевыми артикуляциями

1.Поддерживать дальнейшее овладение речевыми звуками родного языка

1.Массаж БАТ

2Игра «Поск музыкальной шкатулки» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми млаенческого возраста» с.66

1.Упражнения лечебной гимнастики для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата с использованием элементов пассивной артикуляционной гимнастики.

Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.46

2.Игра «Пропеваем звуки на вдохе» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.75

 

2.Музыкальная шкатулка, прозрачный платок.

1.Специально организованное пространство для активизации совместных действий .

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Стимулировать двусторонний контакт инициирование улыбки и двигательного оживления на эмоционально речевое общение

2.Продожать формирование сенсомоторной игры как основ исследования окружающего мира.

1.Игра «Где деточка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.42

2.Игра «Ехал Тит по дорожке» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.24

2.Показ заводной игрушки Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.25

1.Косынка или платок.

2Специально организованное пространство для активизации совместных действий.

2.Петушок, курочка, мышки.

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                           РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Продолжать формировать у ребенка предметные действия  соответствующие свойствам предмета.

2.Побуждать детей к манипулятивной  ознакомительной игре.

1.Фольклорные пальчиковые игры на формирование пинцетного захвата, с использование элементов пассивно-активной гимнастики.

1.Игра «Пальчик мальчик» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.135

2.Игра подтягивание воздушных шаров за ленту» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста.с.46

2.Два воздушных шара не очень плотно надутые желтый и синий на тесьме 20см.

2.Игры с водой

Игра –забава «Здесь водичка холодненька» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с 18

2.Игра «Сюрпризная коробка» Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми младенческого возраста» с.31

2. Два тазика с водой ( теплой и прохладной).

2.Цветная коробка за

йчик, машинка.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТНИЕ

1.Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки

2.Способствовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий, стимулировать пропевание звуков.

1.Слушание музыки

«Полянка» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам с.11

2.Музыкальная грамота.

«Металлофон» песня «Ладушки-ладушки» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Музыкально двигательный показ.

«Маленькая кадриль» муз.Раухвергера В.А.Петрова «Музыка малышам с.11

3.Пение «Зайка» муз.В.Верховинца.с.33

1.Аудиозапись р.н.п

Музыкальный инструмент металлофон.

2.Аудиозапись р.н.п. платочки.

3.Сюжетная игрушка зайка.

.

                                                      РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Общая моторика

1.Стимулироать укрепление мышечной силы, координационных способностей и равновесия.

Мелкая моторика

2.Стимулирование мелкой моторики. Профилактика речевых расстройств.

1.Комплекс лечебной гимнастики №2 с элементами пассивной миорелаксации (ПМ)

Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии»с.62

2.Игра с препятствием Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.112

2.Упражнение в висе (динамическая гимнастика) Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.34

3.Игра «Браслет на ножке» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.134

1.Жесткое махровое полотенце или массажный коврик.

2.Поролоновая подушка резиновый зайчик на резинке.

3.Браслет из крупных бусин на резинке.

                               ФЕВРАЛЬ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.Расширять зону восприятия ребенка посредствам зрения , слуха, осязания.

2.Совершенствовать ориентировочные дифференцировки, формировать фонематический слух

1.Игра-забава «Вынимаем разноцветные игрушки из ведерка» Ю.А.Разенкова «Иры с детьми младенческого возраста» с.47

2.Игра-забава «Занимательная подушка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.47

2.Игра «Похлопываем по бубну» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.65

3.Игра «Деревянные ложки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.65

1.Пластмассовое ведерко, разноцветные предметы ( шары, кубики, брусочки)

2.Небольшая подушка с нашитыми на нее большими и маленькими пуговицами.

2.Музыкальный инструмент бубен.

3.Деревянные хохломские ложки.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

.Развитие речевого слуха

1.Развивать способность понимать речь взрослого. Помогать устанавливать связь между предметом и словом .

Овладение речевыми артикуляциями

2.Активизировать речевые вокализации ребенка (отраженно и спонтанно), включая в речевую практику уже произносимые ребенком фонемы.

1.Игра «Мишка спрятался» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.84

2.Игра «Кошка в корзинке» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»с.85

1.Массаж ушных раковин.

2.Упражнения лечебной гимнастики для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата с использованием элементов пассивно-активной артикуляционной гимнастики.

Г.А.Решетнева,И.Н.Минка»Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии с.46

3.Игра «Перекличка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.86

4.Игра «Звонкое ведерко» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенчекого возраста» с.86

1.Сюжетная игрушка мишка

2.Сюжетная игрушка кошка, корзинка

1.Набор силиконовых массажных щеток.

2.Специально организованное пространство для активизации совместных действий.

3.Оцинкованное ведерко.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Способствовать возникновению у малыша потребности в совместных действиях со взрослым в процессе общения опосредованного предметами.

2.Формировать доверительное отношение к окружающим людям, стимулировать желание вступать в контакт.

1.Игра «Достань игрушку из пакета» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.26

2.Игра «Все дело в шляпе» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.26

2.Игра «Кадриль» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.22

3.Игра «Экскурсия по комнате» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста. С.25

1.Прозрачный полиэтиленовый пакет (разнофактурные игрушки)

2.Сюжетные игрушки (Зайчик, кошка), шляпа.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Продолжать формировать у ребенка предметные действия соответствующие свойствам предметов, игрушек.

2.Совершенствовать манипулятивную ознакомительную игру.

1.Игры с бумагой М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Наши пальчики играют» с.15

2.Игра-занятие «Сними разноцветные кружочки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.136

2.Игра «Собери ягодки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми

младенческого возраста» с.136

3.Игра «Плоские и объемные кольца»  Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с 136.

1.Цветная разнофактурная бумага.

2.Кружочки диаметром 5см.из цветной бумаги соломинка для коктейля.

2.Объемные ягодки из поролона плоские из разнофактурных материалов.

3.Объемные кольца от детской пирамидки , плоские из разнофактурных материалов.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

2.Способствовать запоминанию движений связанных с музыкой.

1.Слушание музыки

«Юрочка» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам» с11

2.Пение

«Петушок» муз.М.Карасева В.А.Петрова «Музыка малышам»

3.Музыкальная грамота

«Барабан» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

3.Музыкально двигательный показ.

«Во поле береза стояла» р.н.п.

В.А.Петрова «Музыка малышам»

1.Аудиозапись песни.

2.Сюжетная игрушка петушок.

3.Музыкальный инструмент барабан

Аудиозапись песни , платочки.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Общая моторика

1.Содействовать укреплению мышечного тонуса и развитию мышечной силы, совершенствовать ранее освоенные движения.

Мелкая моторика

1.Стимулировать дальнейшее укрепление кисти руки, инициировать действия с предметами соответствующие их свойствам .

1.Комплекс лечебной гимнастики №3 Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое развитие детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.64

2.Упражнения с отягощением

Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое развитие детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с 25

3.Игра «Препятствие» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.112

1.Упражнения с палочкой

Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.113

2.Разноцветные мешочки с песком

3.Поролоновая подушка , сюжетная игрушка зайка на резинке.

1.Гимнастичекая палка.

                                         

                                         

МАРТ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                               СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ              

1.Расширять зону восприятия ребенка посредством зрения, слуха, осязания.

2.Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек.

1.Игры на развитие отраженного восприятия и зрительного предвосхищения.

Игра «Петушок» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.48

2.Игры с зеркалом Игра «Шляпа» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста. С.49

3.Игра «Где огонек» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.79

2.Игра «Шумящие коробочки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.144

3.Расматривание картин и книжек. Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.92

1.Ширма, платок , сюжетная игрушка петушок.

2.Зеркало, шляпа с широкими полями.

3.Фонарик, платок или пеленка.

2.Шумовые коробочки с различным наполнением.

3.Картины с простым сюжетом. Книжки по программе.

 

                                                     РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развитие речевого слуха.

1.Развивать понимание речи обогащая ребенка впечатлениями.

2.Учить выполнять по просьбе взрослого разученные игровые действия.

Овладение речевыми артикуляциями.

1.Активизировать речевую выразительность вокализаций ребенка.

2.Развивать активное подражание используя разученные игровые действия.

1.Выполнение простых поручений Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.88

2.Игра «Найди, принеси, отдай» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.89

Упражнения лечебной гимнастики для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата с использованием элементов пассивно-активной артикуляционной гимнастики Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.47

Игра «Подражаем» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.88

Игра «Песенки со слогами» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.88

Палочка с нанизанными на нее кольцами от игры в серсо, мяч.

Корзина с крышкой , знакомые для малыша игрушки.

Шпатель, массажные силиконовые щетки, сироп.

Специально организованное пространство для активизации совместных действий.

                                                             СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Вызывать интерес к окружающему в процессе ситуативно-делового общения.

2.Продолжать формировать доверительное отношение к окружающим людям, желание в ступать в контакт.

1.Игра «Достань игрушку из пакетика» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.26

Игра «Выжимаем»Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.26

2.Игра «Где деточка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.24

Игра «Кадриль» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.22

Полиэтиленовый пакет , игрушки.

2.Тазик с водой, поролоновые губки в виде зверюшек.

2.Красочная косынка.

Аудиозапись р.н.п.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

1.Продолжать совершенствовать манипулятивную ознакомительную игру.

2.Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.

1.Криотерапия (КТ)

Игра «Конфетки» М.Г.Борисенко Н.А.Лукина

2.Пальчиковая гимнастика.

«Наши пальчики играют» с.10

Игра «Жили мышки на квартире» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.135

3.Игра «Веселые счеты» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.140

1.Игры с теплым тестом Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.140

2.Игра «Собирание изюма» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.140

3.Игра «Открываем и закрываем коробку» Ю.А.Разенкова

«Игры с детьми младенческого возраста» с.151

1.Два тазика , пищевой лед, теплая вода.

2.Специально организованная среда для активизации совместных действий.

3.Разноцветные счеты.

1.Теплое тесто, пластмассовый шарик.

2.Чашка, изюм.

3.Несколько коробочек (пластмассовых, деревянных) по разному открывающихся.

 

                                                  МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.Продолжать учить детей слушать инструментальную музыку, различать (Р и F).

2.Продолжать формировать положительную реакцию на пение взрослых, продолжать расширять двигательный опыт детей

1.Слушание музыки «Барыня» р.н.п.В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Музыкальная грамота игра «Тихо-громко» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Пение «Лошадка» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

3.Музыкально двигательный показ . «Как у наших у ворот» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

4.Игра «Шаркунки» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

1.Аудиозапись р.н.п.

2.Сюжетная игрушка

лошадка.

3.Шаркунки по количеству детей.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

ОБЩАЯ МОТОРИКА

1.Совершенствовать ранее освоенные движения.

2.Профилактика контрактур суставов, стимуляция опорной функции ног, формирование навыков ходьбы.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

1.Дальнейшее укрепление мелкой моторики, профилактика речевых расстройств.

1.Комплекс лечебной гимнастики №3 Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с 64

2.Пассивная миорелаксация (ПМ) Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.30

3.Упражнение «На четвереньках у стульчика» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.115

1.Массаж ушных раковин. Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.45

1.Игра «Бросание прищепок» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.140

1.Специально организованная среда для стимуляции двигательной активности.

3.Маленький детский стульчик.

2.Пластмассовая банка, прищепки.

 

 

                       

АПРЕЛЬ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                                 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ        

1.Расширять зону восприятия ребенка посредством зрения, слуха, осязания.

2.Совершенствовать зрительно-моторную координацию рук, обогащать тактильные ощущения.

3.Продолжать развивать отраженное восприятие и зрительное предвосхищение.

4.Формировать фонематические дифференцировки как основу понимания речи.

1.Игра «Поезд» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.50

2.Игра «Петушок, петушок покажи свой кожушок» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.53

2.Игра с гирляндой из больших и маленьких шаров. Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.51

3.Игра «Туннель для машинки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.137.

3.Игра «Зайчик большой и маленький» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.52

4.Игра «Где ты носик» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с. 50

4.Игра «Вот наша детка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста с.64

1.Две коробки желтого и синего цвета , игрушки желтого и синего цвета.

2.Два петушка ( объемный и плоский) ширма.

2.Гирлянда из разнофактурных , разноцветных шаров.

3.Цилиндр из цветной плотной бумаги, машинка, тесьма.

3.Ширма, две сюжетные игрушки зайки ( большой и маленький)

4.Зеркало

4.Ширма, прозрачная косынка.

                                                РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развитие речевого слуха

1.Продолжать развивать понимание обращенной речи( вводить в эмоциональное общение названия окружающих предметов)

2.Учить реагировать на предложения побуждающие к активному действию.

3. Вводить в речевое общение имена собственные.

Овладение речевыми артикуляциями

1.Побуждать ребенка вступать в «перекличку» со взрослым основанную на имеющемся лепетном репертуаре.

2.Развивать активное подражание

 используя  разученные игровые действия.

1.Массаж БАТ ( лицевой)

Г.А.Решетнева  И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.43

Игра «Дарики, дарики» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.25

2.Игра «Музыкальная игрушка спряталась» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.66

3.Игра «Ножками затопали» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.67

Упражнения лечебной гимнастики для артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры с элементами пассивно-активной артикуляционной гимнастики.Г.Решетнева  И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.46

1.Игра «Песенки со слогами» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.88

Упражнения для укрепления мышцы руки и пальчиков.

Игра «Пляска с пальчиками» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.139

2.Игра «Катаю мой мяч» Ю.А.Разенкова  «Игры с детьми младенческого возраста» с.89

1.Специально организованное пространство для проведения совместных мероприятий.

2.Музыкальная игрушка, коробка

3.Браслеты с бубенчиками.

.

Набор массажных силиконовых щеток, ватные шарики, султанчики по количеству детей.

2.Цветной мяч.

                                                        СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.Продолжать формировать интерес к окружающему (предметам, игрушкам, действиям с ними)

2.Обогащать малыша новыми впечатлениями , формировать доверительное отношение к окружающим людям.

1.Игра «Сюрпризная коробка»

Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.31

2.Игра «С куколкой попляшем» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.90

1.Красочная коробка, машинка, зайчик

2.Сюжетная игрушка кукла.

                               РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ СПРЕДМЕТАМИ                    

1.Продолжать совершенствовать «исследовательские» действия с предметами.

1.Криотерапия

Игра «Потрогаем кубики» М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Наши пальчики играют» с 10

2.Игра «Высыпаем из пакета» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.148

1.Два тазика, теплая вода, пищевой лед.

2.Пакеты полиэтиленовые, разнофактурные игрушки и предметы.

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

2.Развивать зрительно-тактильные кинестетические ориентировки.

3.Формировать способы действий с предметами , направленные на ознакомление с их свойствами.

2.Игра «Открой кастрюльку» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.148

3.Игра «Сними кубики со шнура» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.149

 

3.Игра «Выжимаем» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми

младенческого возраста» с.27

4.Игра «Вылавливаем игрушки» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.27

2.Кастрюля с крышкой , морковка, яблоко.

3.Гирлянда из разноцветных кубиков различного размера.

3.Тазик с теплой водой, разнофактурные, цветные поролоновые губки.

4.Тазик с теплой водой ,пластмассовая кружка, резиновые игрушки.

                                              МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки.

2.Способствовать эмоционально-положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную , медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах(дудочка, губная гармошка , металлофон)

3.Расширять двигательный опыт детей, Стимулировать отклик на игровое действие взрослого.

1 .Слушание музыки  «Гопачок»

у.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Пение «Птичка» муз.Раухвергера  В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Музыкальная грамота

«Погремушки» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

3.Музыкально двигательный показ «Мяч» р.н.м. В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

4. «Уж я золото хороню» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

 

1.Аудиозапись у.н.п.

платочки по количеству детей.

2.Сюжетная игрушка птичка.

2.Погремушки по количеству детей.

3.Аудиозапись р.н.п.

мяч.

4.Аудиозапись р.н.п.

ленточки по количеству детей.

                                                   РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Общая моторика

1.Дальней шее укрепление мышечного тонуса, увеличение мышечной силы.

2.Стимуляция опорной функции ног, формирование навыков ходьбы.

3.Нормализация амплитуды движений, улучшение координационных способностей и равновесия.

Мелкая моторика

1.Стимулировать развитие кисти руки, укрепление мышечной силы .

1.Комплекс лечебной гимнастики № 4 Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.75

2.Игра «Вот какая собачка» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.116

3.Холистический палсинг. Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии»с.28

4.Упражнение «Равновесие» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.114

1.Упражнения с отягощением Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.37

2.Игра «Толкаю мяч» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.1071

 

1.Специально организованная среда для активизации двигательной деятельности.

2.Сюжетная игрушка собачка.

3.Физиоролл

1.Цветные мешочки с солью.

2.Физиоролл

                            МАЙ

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                             СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ                          

1.Продолжать обогащать сенсорный опыт детей

2.Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

3.Продолжать формировать восприятие предметов по (цвету, форме, величине)

4.Совершенствовать моторную координацию рук.

5.Формировать фонематические дифференцировки.

1.Игра «Вышел зайчик погулять» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.49

2.Игра «Деревянные ложки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.65

3.Игра «Откуда доносится музка» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.68

3.Игра «Вынимание и выкладывание предметов, разных по цвету» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.50.

4.Игра «Выбор» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.52

1.Игра «Погрузка кубиков и брусочков в машину» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.52

5.Игра «Похлопываем по бубну» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.65

1.Сюжетная игрушка зайчик, ширма.

2.Деревянные ложки по количеству детей.

3.Красочная коробка, косынка, музыкальная игрушка.

3.Коробка, корзинка, овощи, фрукты( муляжи)

4.Сюжетная игрушка машина кубики, брусочки.

5.Бубен, деревянные ложки.

                                                          МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.Способствовать возникновению чувства удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера.

3.Способствовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий, выполнять с помощью взрослых следующие движения ( хлопать в ладоши, притопывать, слегка приседать)

1.Слушание музыки

«Бирюльки» муз.С.Майкапара В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Пение «Собачка» муз.Раухвергера В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

2.Музыкальная грамота «Бубенчики» муз.Тиличеевой В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

3.Музыкально двигательный показ «Что за ножки» р.н.п. В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

4 «На качели сели» В.А.Петрова «Музыка малышам» с.11

1.Аудиозапись с музыкальным репертуаром.

2.Сюжетная игрушка собачка.

3.Бубенчики по количеству детей.

3.Аудиозапись р.н.п.

                                                   

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.В процессе ситуативно-делового общения вызывать интерес к окружающему.

2.Обогащать малыша новыми впечатлениями.

3.Учить малыша адекватно реагировать в конкретных ситуациях.

1.Игра «Лежебока серый кот» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.32

2.Игра «Кто спрятался под шляпой» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.152

2.Игра «Толкаем пластиковую бутылку» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.146

3.Игра «Клаксон» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.149

1.Сюжетная игрушка кошка, миска.

2.Сюжетные игрушки мишка, зайка, шляпа.

2.Пластиковая бутылка, пластмассовые шары.

3.Сюжетная игрушка машина с клаксоном, зайка.

                                          РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ        

1.Обогащать предметно- игровую деятельность новыми возможностями действия.

2.Формировать способы действия с предметами , направленные на ознакомление с их свойствами.

3.Побуждать детей к выполнению противоположных по смыслу действий ( выкладывание- вкладывание, рассоединение- соединение, снятие-нанизывание)

1.Игра «Сними колечко с пирамидки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.149

2.Игра «Скатывание шарика по желобку» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.149

2.Криомасаж «Потрогаем кубики» М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Наши пальчики играют» с.10

3.Игра «Опускаем изюм в пластиковую бутылку» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с. 150

3.Игра «Вынимаем игрушки и вкладываем опять в ведерко» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.150

4.Игра «Снимаем и одеваем кольца на руку» Ю.А.Разенкова»Игры с детьми младенческого возраста»

1.Пирамидки с различными по фактуре кольцами.

2.Деревянный скат, шарики.

3.Тазик с теплой водой, пищевой лед.

3.Миска с изюмом, пластиковая бутылка.

3.Ведерко с набором геометрических фигур (кубиков, шариков, кирпичиков, призм)

4.Кольца для игры в серсо

                                                РАЗВИТИЕ РЕЧИ        

Развитие речевого слуха

1.Продолжать развивать понимание речи, вводить в эмоциональное общение с детьми названия окружающих их предметов ( одежды, игрушки)

2.Учить по слову взрослого выполнять одно и то же действие с различными игрушками, понимать и выполнять простые вербальные инструкции.

Овладение речевыми артикуляциями

1.Пополнять активный словарь ребенка словами состоящими из двух одинаковых слогов.

2.Учить узнавать и называть ( при помощи лепетных слов, звукосочетаний,) изображение знакомого предмета на картинках.

Массаж БАТ ( лицевой мускулатуры) Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.43

1.Игра «Дай» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.94

2.Игра «Уложите куклу спать» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с91

3.Игра «Вот собачка подошла» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.91

Упражнения для мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата с использованием элементов пассивно-активной артикуляционной гимнастики.Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.46

1.Игра «Топ, топ»Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.90

2.Игра «С куколкой попляшем»

Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.90

2.Игра «Соотнесение игрушки и картинки» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.92

1.Сюжетные игрушки кошка, мишка, зайка.

2.Сюжетная игрушка кукла , расческа.

3.Сюжетная игрушка собачка

1.Набор массажных силиконов щеток, шпатель, ватные шарики.

1.Сюжетная игрушка кукла.

Картинки размером 30 на 20 см. Соответствующие им сюжетные игрушки.

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса

Организация среды

                                               РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ                      

Общая моторика

1.Совершенствовать ранее освоенные движения, инициировать эмоциональную отзывчивость на игровые действия.

2.Укреплять мышечный тонус, развивать мышечную силу.

3.Улучшать координационные способности и равновесие

Мелкая моторика

1.Дальнейшее развитие мелкой моторики, профилактика речевых расстройств.

1.Комплекс лечебной гимнастики №4 Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.76

2.Игра «По крутым горам» Ю.А.Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста» с.119

3.Игра «Вниз по лесенке идем» Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.120

3.Холистический палсинг. Г.А.Решетнева И.Н.Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии» с.28

1.Игры с пальчиковой куклой Ю.А.Разенкова «Игры сдетьми младенческого возраста» с.141

1.Специально организованное пространство для проведения гимнастических упражнений.

2.Лесенка с 5-6 ступенями ,колокольчик.

3.Лесенка.

3.Физиоролл

1.Набор кукол для пальчиковых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Творческий отчет по теме самообразования "Развитие игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Творческий отчет "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...

"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста по развитию речи "Пересказ сказки"

Занятие с применением инновационной технологии "Педагогическая провокация"...