Доклад на школьном педсовете на тему "Социализация учащихся с помощью творческих коллективов"
материал

Вакуленко Галина Александровна

Доклад на школьном педсовете на тему "Социализация учащихся с помощью творческих коллективов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsial_uch-sya_s_pomoshchyu_tv-go_kollekt.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Доклад на тему:

«Возможности детского творческого коллектива в содействии успешной социализации учащихся»

учитель музыки: Вакуленко Г. А.

25.01.2019 год

Музыке принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку она обладает возможностью реального влияния на психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется  процесс формирования эстетических идеалов человека, способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существенную роль в процессе организации социальных отношений.

Хоровое пение – искусство массовое. Оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу.

Каждый класс это хор, а хор как  большой  организм,  состоящий  из  близких  по  духу  людей,  способствует  осознанию  каждым  себя,  как  частицы  единого  целого.  Хоровое пение способствует выработке характера, чувства дисциплины, чувства коллективности, то есть всего того, что образовывает человека  и делает его членом общества.

Научные исследования в области музыкального воспитания свидетельствуют, что вокальное обучение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления.

Таким  образом,  музыкально – певческое  хоровое  воспитание  способствует  решению  задачи  гармонического  развития   и социализации личности. Как говорили Древние греки образованный человек, это человек  умеющий петь в хоре.

Лучшие классные хоровые коллективы выступают на школьных концертах, посвящённых дню учителя, дню матери, 8 марта и других. Выступают на родительских собраниях.

Одним из путей социализации личности школьника являются праздники. Основная цель проведения праздников - позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Разнообразие календарных и народных праздников, памятных дат позволяет расширять кругозор, развивать познавательные способности школьников. При этом участниками образовательного процесса выступают педагоги, дети и родители учеников.

Очень хорошо, когда  объединяются все классы одной параллели и проводят общий праздник. Такой праздник проходит более интересно. Можно приготовить с детьми каждого класса свои номера, которые будут сюрпризом для других классов. Дети начинают больше болеть и переживать за свой классный коллектив, стараются не подвести и выступить хорошо.

В этом году мы провели три таких праздника по параллелям, это «Осенины» для 2х классов, «День матери» для 3х классов с участием ребят старших классов и «День народного единства» для 4х классов.

На празднике «Осенины» дети узнали,  как в старину на Руси отмечали этот праздник, познакомились с осенними приметами. Каждый класс подготовил песню, танец или инсценировку в рамках общего сценария. ("Борьба с сорняками" 2а, "В лесу" 2б, "Сбор овощей"2в) исполняли танцы ("Танец с колосьями" 2а, "Листопад"2б, "Танец с зонтиками"2в).

Среди праздников, отмечаемых в нашей школе, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Его провели для параллели 3 классов. Этот праздник дети очень любят, добросовестно готовятся, чтобы показать свои знания мамам. У детей воспитывается бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами, развивать чувства долга и ответственности за свои поступки. (песня "Три желания» 3г, сценка "Что за дети нынче право" 3б, "Частушки"3в, современный танец "Пираджия" 3а, "Песня о бабушке"3б, песня "Мониторы"3в).

В этом году первый раз в школе провели для 4х классов праздник «День народного единства». Целью проведения мероприятия было воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическую историю нашего народа, уважительного отношения к обычаям и традициям разных национальностей. Участниками образовательного процесса были педагоги, дети и родители воспитанников.

Дети исполняли песни на русском, украинском, казахском языке. Очень внимательно слушали выступление Лианы Мкртчян а армянском языке. Исполняли танцы разных народов: «Калинка», «Молдавский танец» и «Лезгинка». Кроме этого они все пели общие песни о Родине, о мире, читали стихи. (песня "Вперёд, Россия» Газманова 4в, песня "Мир на планете» 4г и 4а, танец "Калинка"4г и 4а, «Молдавский танец» 4б,  "Лезгинка» 4в, песня на украинском языке "Ганочка"4д, песня на казахском языке "Домбра"4а).

Когда идёт подготовка, дети на практике учатся общению в коллективе сверстников. У них развиваются такие качества как умение слушать других, договариваться, искать общие решения, быть ответственным, выполнять задания: выучить текст песни, придти вовремя на репетицию,  не опоздать во время придти на концерт и т. д.

Также дети учатся социальной гибкости в общении. Где-то надо настоять на своём, где-то надо уступит товарищу. Они примеряют на себя разные социальные роли: кто-то становится лидером, кто-то находится в аппозиции, кто-то вообще  становится аутсайдером. Есть ребята, которые  вообще отказываются принимать участие в подготовке к празднику, они очень внимательно наблюдают со стороны, не неся никакой ответственности и подключаются к работе только тогда, когда есть настроение и если не надо тратить своё личное время после уроков. Много ребят, у которых нет своих идей, но они очень ответственные, добросовестно выполняют все задания, стараются. Таких ребят, как правило, дети ценят и хотят с ними и петь и играть на инструментах и танцевать, так как знают, что они надёжные и не подведут.

Например, всё это очень наглядно было видно в 4в классе при разучивании танца «Лезгинка» Инициаторы выступления Селенко Сергей и Анантев Даниил. Они сами пришли и попросили, чтобы с ними выучили какой-нибудь танец. Я нашла для них «Лезгинку». Видео танца им понравилось и к моему удивлению в этот же день после уроков они уже с девочками пришли на репетицию. Девочек выбрали сами и именно таких, которые хорошо танцуют и не подведут. В процессе разучивания менялся состав детей, так как появился аутсайдер – Костя Соловьёв. Он сначала старался, а потом стал всех подводить и ребята не захотели с ним танцевать, взяли Сергея Крапивного. Отсеялась и очень сильная девочка Анненкова Даша, которая на лету всё делает лучше всех, но не считается с  коллективом. Сразу    сказала и мне и одноклассникам, что после уроков она даже на 20 минут ни за что не останется. Тогда ребята её заменили на Дашу Прокофьеву и получился танцевальный маленький коллектив, где  все старались и работали дружно. В результате танец, который я думала выучить к ноябрю, дети этого класса станцевали на день учителя.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. В нашей школе развитие чувства патриотизма стоит,  на одном из главных мест. Помогают в формировании патриотизма конкуры инсценированной военно-патриотической песни, концерты для ветеранов, в которых в полной мере раскрывается любовь и уважение  к стране, родному краю. С чувством огромной гордости дети поют песни о войне и сами как бы становятся участниками тех далёких событий, инсценируя содержание. (песня "И всё о той весне» 1а, "Песня о пограничнике " 1б, "Баллада о солдате» 1в, "Тучи в голубом"3б,  "Смуглянка" 2в песня, "Катюша» 3б, "Майский вальс " 3в, "Три танкиста» 4д, "Белые панамки"4г,  "Журавли "4б, "Мишка, Одессит» 4а)

Воспитание патриотизма на уроке музыки происходит через эмоционально-чувственное переживание произведений музыкального и изобразительного искусства. Различные виды деятельности на уроке, такие как слушание музыки, хоровое или ансамблевое исполнение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические  движения, знакомство с творчеством русских композиторов через музыкальный материал, патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному Отечеству. На основе изучения отечественных произведений, русских песен воспитывается в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, что и приобщает к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Театральное творчество наиболее интересный для детей вид деятельности, который позволяет расширить творческие возможности ребёнка и помогает психологической адаптации  в коллективе.

Через разыгрывание музыкальных спектаклей школьники учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в театральной деятельности дает очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми, опыт правильного поведения в общественных местах. Театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев, их характеров.

На уроках театра идет освоение закона коллективной работы: “Быть в нужное для общего дела время в нужном месте”. То есть идет организация работы коллектива и нарабатываются коммуникативные навыки.

Детский  театр - это попытка дать детям почувствовать радость творчества. При этом сама структура театра, синтезирующая различные искусства, дает возможность детям раскрыть в себе очень разные творческие способности. Они могут быть артистами, художниками, музыкантами, танцорами. Поэтому эти занятия очень полезны для детей.

На неделе детской книги какой-нибудь класс выступает с музыкальным спектаклем для. Это оперы «Муха-Цокотуха» Красева и «Мойдодыр» Левитина,  мюзикл «Волк и семеро козлят» Ермолова и «Кошкин дом».  

Лучшие дети выступают на городских конкурсах: «Созвездие талантов», «Красота Божьего мира», «Живой родник», «Серебряный олень» и других. 

Благодаря  своим успехам дети самореализуются, а значит, происходит рост развития школьника как личности.

Подводя итог, могу сказать, что благодаря  своим успехам дети самореализуются, а значит, происходит рост развития школьника как личности. И хочется надеяться, что каждый ребенок прошедший школу пения, соучастия в исполнении хорошей музыки, научившийся сопереживанию, пониманию, сочувствию станет в жизни успешным, образованным, интеллектуальным и интересным человеком.

Литература

книга «Воспитательная роль музыки» Сохор, издат. «Музыка» 1975 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

доклад на школьном педсовете

дифференциальный метод обучения...

Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».

Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....

Доклад на школьном педсовете на тему "Воспитание личности через работу кружков"

Доклад на школьном педсовете на тему "Воспитание личности через работу кружков"...

Доклад на школьной кафедре "Формирование творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС"

Доклад на школьной кафедре "Формирование творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС"...

Статья "Стимулирование познавательной активности учащихся творческих коллективов в сфере профессионального самоопределения с помощью интерактивных игр"

Профориентационные интерактивные игры направлены на активное содействие профессиональному самоопределению подростков. Они знакомят учащихся с многообразием мира профессий и через игровые технологии фо...