Статья "Стимулирование познавательной активности учащихся творческих коллективов в сфере профессионального самоопределения с помощью интерактивных игр"
статья

Шлипкина Юлия Сергеевна

Профориентационные интерактивные игры направлены на активное содействие профессиональному самоопределению подростков. Они знакомят учащихся с многообразием мира профессий и через игровые технологии формирует у них положительную практикоориентированную мотивацию к  выбору профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shlipkina_yus.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Шлипкина Юлия Сергеевна, методист

Стимулирование познавательной активности учащихся творческих коллективов

в сфере профессионального самоопределения с помощью интерактивных игр.

В Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга сказано, что «формирование у детей и молодежи Санкт-Петербурга устойчивой способности к самостоятельному, к ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору...» важная составляющая воспитания детей и молодежи.

Своевременное и осознанное профессиональное самоопределение учащихся является базой и одним из основополагающих факторов профессиональной и социальной успешности их в будущем.

Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке труда, дезориентации в мире профессий, отсутствия практического опыта и минимальных профессиональных навыков, ориентации семьи на «модные» специальности, молодые люди оказываются неподготовленными к такому выбору.  Отсутствие интересов и недостаточное знание своих личностных качеств и способностей также является одной из основных причин, препятствующих своевременному и осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Таким образом, для решения указанных проблем необходима целенаправленная и систематическая, методически обоснованная педагогическая работа по формированию профессионального самоопределения учащихся, направленная на осознанное построение дальнейшего профессионального маршрута в жизни.

Для многих становится очевидно, что в наш современный век, необходимо содействовать формированию у учащихся навыков самообразования и саморазвития, содействуя в раннем профессиональном самоопределении подрастающего поколения. Расширяя кругозор, усиливая интерес к обучению, объединяя знания по разным предметам в единую картину мира, развиваются интеллектуальные способности детей и формируется такая творческая среда, которая во многом содействует ранней профориентации учащихся.

Дополнительное образование обладает рядом преимуществ, в поддержке развития личности каждого ребенка разнообразием спектра творческих объединений, где каждый может выбрать себе любимое занятие, исходя из внутренних потребностей и желаний.

Сформировать ключевые компетенции личности ребёнка в соответствии с его интересами, склонностями и ценностями помогает организация и проведение мероприятий воспитательного характера. Совокупность образовательных, воспитательных и игровых технологий дают положительный результат в формировании личности подростка. В игровой форме, каждый участник, выполняя творческие задания, может получить конкретный персональный результат, и таким образом сформировать практикоориентированный фактор успеха: мотивацию к познавательной деятельности, развить творческие и коммуникативные способности, умение работать в команде, сформировать навыки критического мышления.

Создавать развивающую среду для проявления интеллектуальных, творческих способностей, развития метакометенций учащихся, помогающих адаптироваться в высокотехнологичном мире будущих современных профессий –в этом заключается главная роль учреждений дополнительного образования.

Профориентационной интерактивные программы игры проводятся с учащимися творческих коллективов и направлены на активное содействие профессиональному самоопределению подростков. Такая форма проведения мероприятия выбрана не случайно, так как через игровые технологии позволит сформировать у обучающихся положительную практикоориентированную мотивацию к выбору профессиональной деятельности. Участники мероприятия, включаясь в квест - игру, приобретают культурный и жизненный опыт, а, следовательно, развивают в себе такие качества как, самостоятельность, инициативность, способность творчески мыслить, решать проблемы, определять и выбирать свой профессиональный путь. Таким образом, реализация профориентационных программ в игровой форме, направлена на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего.

Цели и задачи Профориентационных интерактивных игр

Цель: создание благоприятных условий для стимулирования познавательной активности учащихся творческих коллективов в сфере профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся позитивной готовности к выбору будущей профессиональной деятельности;
  2. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащегося;
  3. Активизация познавательного интереса и любознательности учащихся;
  4. Знакомство с многообразием мира профессий;
  5.  Формирование у учащихся представлений о мире профессий;
  6. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;
  7. Осознание учащимися ценности и важности профессионального труда.

План проведения мероприятий

  1. Регистрация участников.

        Перед началом игры руководитель команды представляет заполненную заявку по образцу (Приложение №2). Команда получает «Зачетную книжку» и карту маршрута, с обозначенными на ней творческими станциями.

  1. Открытие квест-игры.

        Приветственное слово ведущего. Знакомство с условиями проведения квест-игры, планом передвижения по маршрутной карте.

  1. Прохождение творческих станций командами, выполнение заданий.

        На каждой творческой станции команда, за определенное отведенное контрольное время должна выполнить задание. Член судейской коллегии, по завершению выполнения задания командой, в «Зачетной книжке» проставляет количество баллов / время выполнения.

  1. Подведение итогов. Заключительное построение команд

        Итоги подводятся по сумме баллов всех конкурсных испытаний. Команде, не уложившейся в КВ на творческой станции, назначаются штрафные баллы (0,5 за минуту).

  1. Награждение команд 

        Победители (1, 2, 3 место) определяются по сумме баллов, полученных на станциях, при учёте времени прохождения по общему маршруту.

Ожидаемые результаты:

- сформированная позитивная готовность к выбору будущей профессиональной деятельности;

- активная жизненная позиция, познавательный интерес и любознательность;

- коммуникативные навыки, умение работать в команде;

- сформированное представление о мире профессий;

- проявление подростком творческой и социальной активности;

- осмысление учащимися ценности и важности профессионального труда.

Мониторинг проведения интерактивных игр

В целях отслеживания эффективности проведения любого мероприятия, по его окончанию, участникам (учащимся и педагогам) предлагается высказать свои оценки и предложения, заполнив в Центре интерактивно-познавательных программ анкету участника мероприятия в Google форме.

Заключение

Профориентационные интерактивные игры соответствует цели социально-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в современной школе.

Имея опыт участия в мероприятиях данного характера, учащиеся получат возможность определить, представляет ли для них интерес та или иная, определенная область профессиональной деятельности, разовьют личностные качества, лучше узнают свои ценности, интересы и способности, получат возможность осознанного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом общественных потребностей и запросов рынка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...

Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения

В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...

Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о видах и роли интерактивных форм обучения на уроках биологии....

Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....

СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...