Проект по предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе. Тема проекта: «Храмы и монастыри родной земли»
проект (5 класс)

Лопандина Надежда Павловна

Цель проекта: создать фильм – экскурсию о храмах и монастырях Липецкой земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hramy.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе.

              Тема проекта: «Храмы и монастыри родной земли»

Цель проекта: создать фильм – экскурсию о храмах и монастырях Липецкой земли.

Задачи проекта:

-изучить историю храмов и монастырей родной земли;
-систематизировать собранный материал;
-создать фильм - экскурсию о храмах и монастырях родного края.

Объект исследования: храмы и монастыри Липецкой земли.

Методы исследования:

-встречи, беседы;

-фотосъёмка изучаемых объектов.

Раздел 1. Введение

1.1.Обоснование актуальности темы исследования

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

                                               Н. Гумилев. Фра БеатоАнджелино

  Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца».

   Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

2.Основная часть.

2.1.Задонский Рождество – Богородицкий монастырь.

Богородицкий мужской монастырь, именуемый ныне Рождество-Богородицкий, основандвумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1620 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная.

Первый деревянный храмво имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книгговорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и вцеркви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное имонастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима». Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжилитам служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом.

Монастырь был духовно – просветительским центром.

  В монастыре подвизался святитель Тихон Задонский.

В 70—80-х годах XX века на территории монастыря, во всех его зданиях, располагался консервный завод, а сам собор был переделан под склад продукции.

В 1990 году монастырь вернули церкви.

2.2.Казанский собор г.Лебедянь.

30 августа 1828 годасостоялась торжественная закладка камня будущего собора. Строительство собора велось на средства прихожан при участии лебедянских купцов  Игумновых и окончено было в 1835 году.Собор был освящён в честь иконы Казанской Божией Матери.

 Тогда же начали строить и колокольню. Собор был рассчитан на 3-4 тысячи человек. Благолепный вид храма вызывает изумление всех приезжающих в наш город.

    Предметом особой гордости прихожан были пять святых образов художественного письма, выполненных в 1861 году академиком живописи Тимофеем Егоровичем Мягковым. В числе икон были образа: «Спаситель благословляет детей» и репродукция  картины А. Иванова «Явление Христа народу», репродукция картины В. Поленова «Христос и грешница». Копии этих картин придавали соборному храму Лебедяни подобие картинной галереи. Другой достопримечательностью собора был большой соборный колокол, отлитый в Москве.

Закрытие новособорного храма во имя Казанской иконы Божией Матери, очевидно, произошло в 1936 г. или в первой половине 1937 г.

Через некоторое время после закрытия Ново-Казанского собора был сброшен шпиль с крестом с его колокольни. В самом соборе власти устроили склад хозяйственных товаров, а в алтаре — овощной магазин. В отличие от судьбы многих соборных храмов России, разрушенных советской властью именно из-за своего центрального положения, использование стоящего в центре города храма под склад в какой-то мере способствовало его сохранению. Тем не менее в 1960-х гг. кровля собора практически полностью пришла в негодность, штукатурка обрушилась и храм представлял собой довольно печальное зрелище.

В 1990 году собор вернули церкви.

2.3.Старый Казанский храм.

Год постройки Старо-Казанского собора — 1771. Построен он на высоком берегу Дона, — на Тяпкиной горе, — на месте деревянной крепости, которая просуществовала, по историческим меркам, совсем не долго. До появления Ново-Казанского храма, собор Казанской иконы Божией Матери — так он назывался изначально, — был главным кафедральным собором. После появления в Лебедяни другого собора с тем же названием, храм на Тяпкиной Горе стал приходским, Старо-Казанским.

После советского периода, во времена которого собор находился на балансе рядом стоящей больницы, и в нем размещалось всяко-разно, вплоть до загона для свиней.

 Сейчас  храм восстанавливается.

2.4.Свято – ДимитриевскийИларионовскийТроекуровский монастырь.

История обители начала свой отчет с того момента, когда угодник Божий преподобный ИларионТроекуровский согласился на предложение помещика

с. Троекурово Ивана Ивановича Раевского, в 1824 г. поселиться в его имении в специально устроенной для него келии близ Димитриевской церкви. С этого момента и до конца своих дней подвижник жил в с.Троекурово, а народная молва стала именовать его самого Троекуровским затворником. Слава о его подвижнической жизни и огромной духовной силе привлекали к нему многочисленных посетителей.

Постепенно вокруг старца Илариона стали селиться благочестивые девы и вдовицы, желавшие постоянно находиться под духовным руководством старца и пользоваться его наставлениями. С дозволения владельца села И.И. Раевского ими были поставлены несколько келий, а Иларион назначал им послушания: выпечка просфор для окрестных храмов, обустройство многочисленных посетителей.

Когда под духовным руководством старца собралось достаточно большое количество послушниц, епископ Тамбовский Арсений поставил вопрос о создании в Троекурово женской общины. Примерно в середине 1840-х годов, Иларион собрал необходимые средства и обратился к Преосвященнейшему Николаю /Доброхотову/, тогдашнему Епископу Тамбовскому, с просьбой об открытии в с. Троекурово женской общины. Был куплен участок земли в

д. Мочилках, который старец, по своему духовному завещанию, передал ближайшей помощнице А.Н. Голдобиной для устройства на нем женской общины. Сам подвижник не дожил до счастливого дня открытия женского монастыря. Он скончался 18 ноября  1853г., и был похоронен при стечении многочисленных своих почитателей, в собственноручно вырытой им пещере. Старец Иларион завещал своим помощницам окончить дело основания обители.

Обитель была выстроена.

После революции Троекуровский монастырь постигла судьба всех русских православных обителей. Монахини были изгнаны, имущество разграблено. Семью о. Тихона Архангельского раскулачили, отобрали дом, все имущество и домашнюю живность. Семья скиталась по приходам, самого батюшку несколько раз арестовывали. В 1930 г. местные власти окончательно закрыли обитель, приспособив ее под завод по переработке плодов и ягод. 

В 1993 году началось возрождение обители.

2.5.Сезёновский Иоанно – Казанский монастырь.

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на ,на правом высоком берегу реки Сквирня, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.

  22 года подвижник жил в затворе.

Постепенно вокруг Иоанна стали собираться вдовы и девицы, желающие вести благочестивую жизнь под его духовнымруководством.
В 1838 году затворник Иоанн заложил новый каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, оконченный строительством уже после смерти подвижника.

К концу XIХ века в СезеновскомИоанно-Казанском монастыре было три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный старицей Дарией. По пророчеству затворника Иоанна колодезь сей стал целительным.

Имелись свои поля, огороды, лес, два сада, силами сестер вырыт пруд. Особенно хорошо было развито молочное хозяйство. Для переработки зерновых культур имелась ветреная мельница лучшей механики.

В обители занимались рукоделием: вышивали церковные облачения, плели кружева, ткали ковры. В иконописной мастерской сестры учились иконописи и технике золочения.

 В монастыре действовали гостиница, богадельня для пожилых сестер, приют и женское учебное заведение для девиц-сирот и девочек из бедных крестьянских семей, а также церковно-приходская школа для мальчиков.
Революция 1917 года стала началом разорения процветавшей обители. Монастырь был лишен земли, всех построек и имущества, а за пользование храмами вынужден был платить налог. В 1930 году обитель официально закрыли, монахинь выслали, оставшееся имущество распродали с торгов. Многие сестры стали жертвами репрессий, были арестованы и пребывали в исправительно-трудовых лагерях.Многие из них, вернувшись из ссылки, в 1938 году были вновь арестованы и расстреляны.

 В 2005 году началось возрождение обители.

2.6.Свято – Троицкий монастырь.

Впервые Лебедянская Троицкая обитель упоминается в документах в 1626 году, когда строитель монастыря Савватий и священник Иосиф просили земли для братии. В этих же документах просители рассказали, что «монастырь устроен в лесу, в 1622 году построен храм во имя Живоначальной Троицы и Пророка Ильи».

В  1642 году был заложен новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.

В 1695 году Троицкий монастырь посетил царь Петр Алексеевич и сделал значительное пожертвование, которое было употреблено на росписи стен нового храма священными изображениями и на слитие большого колокола. Помимо денежного вклада было пожаловано богато украшенное напрестольное Евангелие.

В 1764 году Троицкую обитель постигло несчастье. По неизвестной причине вспыхнул пожар и охватил почти все строения и храмы. Сгорели Успенская и Ильинская церкви. Обгорела колокольня, колокола упали и частью разбились. Келии и все деревянные постройки обратились в пепел: остались лишь обгорелые стены и немного церковной утвари, которую успели вынести из огня монахи. Из-за пожара, который опустошил святую обитель, было принято решение упразднить Лебедянский монастырь.
Но Господь не допустил уничтожения векового достояния Православия, а, наоборот, благословил восстановить обитель после пожара, чудесным возвращением Своей святой иконы на монастырское пепелище.
Небольшая икона Пресвятой Троицы, присланная в монастырь в 1665 году царем Алексеем Михайловичем, была обнаружена монастырскими служителями на следующий день после пожара, стоящей на яблоне в саду, рядом с Ильинской церковью. Несколько раз относили икону в разные храмы и монастыри: Лебедянский Казанский собор, церковь с. Ракитино, Липецкую монастырскую церковь Паройской пустыни, Ранненбургский Петропавловский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, но она чудесным образом возвращалась на свое прежнее место – в монастырский сад.
Вследствие этого чудесного явления по ходатайству святителя Тихона Задонского было принято решение о восстановлении святой обители.

В 1917 году вся недвижимость, принадлежавшая монастырю в окрестных селах, была разграблена. Впрочем, в первые годы советской власти Троицкий монастырь еще воспринимался и охранялся как памятник истории и культуры, но монашествующие не имели права распоряжаться недвижимостью и утварью, а за пользование зданиями нужно было платить налог. В 1929 году монахов окончательно выселили, а на территории обители обосновалось Лебедянское бюро совхозов.

С 1933 г. часть построек монастыря занял Лебедянский сельскохозяйственный техникум. Храмы пустовали и разрушались.
Сейчас, после долгих лет безбожия и гонений, затеплилась монашеская жизнь в стенах Свято-Троицкого монастыря
.

3.Выводы.

У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для авторов – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что именно:  духовное наследие,  православные ценности.

В ходе исследования авторы пришли к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

 По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри Липецкого  края являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.

3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. 

В ходе проектной деятельности я  исследовал историю храмов и монастырей Липецкой земли.

Я собрал сведения о храмах и монастырях малой Родины:

-систематизировал собранный материал  о духовном наследии родной земли ;

-создал фильм - экскурсию.

Материалы проектной деятельности я буду использовать на уроках духовно – нравственной культуры народов России, выступать на православных чтениях.

 Литература:

А. И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I.

http://troitskij.cerkov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Рабочая программа по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х  классах....

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:Цели - сформировать первичное представление о материальной...

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...

Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс...