Механизм поддержки и развития детской одаренности в школе при участии органов общественного управления
статья

Тимофеева Елена Рудольфовна

Описана система и полный механизм работы с одаренными детьми на примере конкретной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_rabota_s_odarennymi_detmi.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Механизм поддержки и развития детской одаренности в МАОУ СОШ №4 при участии органов общественного управления.

Тимофеева Е.Р.,

директор МАОУ СОШ №4,

председатель комиссии по вопросам

поддержки и развития детской одаренности

        Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют ряд основных приоритетных направлений, одним из которых является «Система поддержки талантливых детей».

       Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. В нашей школе реализуется программа работы с одаренными и способными детьми «Одаренные дети», она является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования и развития системы работы с одарёнными детьми.

Цель данной программы: выстраивание в школе образовательной системы, способствующей раскрытию каждого ученика, его природных задатков и развитию общей и специальной одаренности, разносторонних интересов и склонностей.

Реализация школьной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 5 лет. Программа была утверждена на заседании Управляющего совета школы (Протокол №7 от 11.09.2017 г).

Реализация программы осуществляется по направлениям, каждое из которых контролируется учебной комиссией при УС школы:

  1. Выявление одаренных учащихся и планирование работы с ними.

В рамках данного направления проводятся:

  • диагностики на предмет выявления и определения склонностей учащихся,
  • постоянный мониторинг уровня обученности учащихся школы по итогам триместров, полугодия, года (итоги подводятся на педагогических советах по итогам триместров)
  • проведение и анализ анкеты «Профиль умений» в 10-х  и 11-х  классах, обсуждение итогов на педагогическом совете школы, выработка рекомендаций для составления учебного плана школы на учебный год
  • мониторинг учащихся по теме «Проблемы и перспективы занятия исследовательской и проектной деятельностью» (итоги подведены на Методических Советах школы)

Результаты:

Обновлен банк  данных «Одарённые дети», банк данных включает в себя сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, проявление одаренности и способностей у детей различного типа личности. В банке данных «Одаренные дети школы №4» зарегистрировано 128 талантливых и одарённых ребёнка, из 867 учащихся школы с 1 по 11 класс, что составляет 15% от общего числа учащихся школы:

-интеллектуально одаренные  - 55 учащихся (исследования психолога школы №4 и результаты интеллектуальных конкурсов, олимпиад);

-спортивно одаренные дети   -  45 учащихся  школы (по данным мониторинговых исследований ДЮСШ);

-творчески одаренные дети - 28 учащихся школы (те дети, которые на протяжении 2-х лет принимают активное участие в творческих конкурсах и имеют результаты, данные учреждений доп.обр.города).

В школе используются следующие стратегии в обучении интеллектуально-одаренных детей:  

Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся  сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций на уроках и во внеурочной деятельности)

Углубление обучения (ИГЗ с углубленным изучением отдельных предметов: математики, физики, иностранных языков и др.)

Обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)

Результативность участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах следующая: городские предметные олимпиады (45 – участники, 19 – победители и призеры), всероссийские олимпиады и конкурсы: «Человек и природа» (121 участник, 14 человек – победители и призеры), «КиТ» (35 – участники, 21 – победители и призеры), «Кенгуру» (130 – участники, 25 – победители  и призеры), «Русский медвежонок» (71 – участники, 23 - победители и призеры), «ЭМУ-эрудит» (238 – участники, 121 – победители и призеры), Инфознайка (30 – участники, 9 – победители и призеры)).    Большая часть учащихся школы участвовали в дистанционных конкурсах на различных сайтах.  

Всего по школе №4: принимали участие в конкурсах различной направленности 603 ребенка (70 % от общего кол-ва обучающихся), из них стали победителями и призерами 150 человек (17,8% - от кол-ва участников)

  1. Работа с педагогами и родителями одаренных детей.

В рамках данного направления проведены:

2.1. Методические занятия с педагогами школы и родительские лектории:

- «Диагностика одаренности»,

- «Организация профессиональных проб учащихся»,

- «Способы интеллектуального развития учащихся».      

- «Программа подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ»,

- «Критерии «гуманитарного» урока»,

- «Способы интеллектуального развития детей возрастной нормы»,

- «Работа с одаренными детьми в условиях профильного  образования». Занятия проводились в рамках Методических месячников, итоги творческих занятий обсуждались на тематическом педагогическом совете при участии родительской общественности : «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ» 2.2. Индивидуальные консультации с педагогами и родителями школы по подготовке учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах и смотрах в течение учебного года.

 2.3. Составлены индивидуальные образовательные маршруты учащихся через организацию работы элективных курсов и курсов по выбору по разным направлениям, индивидуальное сопровождение учащихся по подготовке к олимпиадам, смотрам, конкурсам, организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся и проведение традиционных предметных недель: математики, физики, химии, экологии, филологии, истории и др.

Результативность:

В школе создан также и банк данных о педагогах, работающих с талантливыми и одаренными детьми, их всего – 8. Они были простимулированы  по результату, все виды стимулирования были согласованы на заседании УС школы. При поддержке родительской общественности традиционными стали выставки творческих работ учащихся по различным направлениям (45 – участников, все были награждены дипломами и призами за счет родителей) и мероприятия: «Ученик года» (2 победителя), «Класс года» (3 класса стали победителями), «Школа по праву вами гордится» (награждено 257 учащихся и 48 родителей).

На след.учебный год при поддержке УС школы планируется реализовать идею создания «Лукойловского класса» на базе 10а, в котором будут проводиться занятия специалистами ТПП «Покачевнефтегаз».

Общие выводы:

1.Отмечается хорошая реализация программы «Одаренные дети», на основе успешного участия учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, смотрах. В школе создано образовательное пространство для реализации возможностей и способностей одаренных детей. Школа дает образование повышенного уровня через профильное изучение предметов на основе ИУП, изучение программ занятий, индивидуальную работу с учениками, имеющими положительную мотивацию к обучению.

2.Анализ участия детей в конкурсах, предметных олимпиадах показывает,  что в школе имеется значительная  категория одарённых и талантливых детей, чей творческих потенциал нуждается в поддержке и развитии.

3.Расширяются формы работы с одаренными детьми с использованием ИКТ.

4.Педагоги школы активнее используют дистанционные формы (олимпиады, конкурсы) для работы с учащимися  - «Молодежные чемпионаты», «Эрудит марафоны» и др.

5.Следует констатировать повышение  у школьников мотивации к достижениям в    определенной области (предметно-учебной, внешкольной).

 6.Возросла степень участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах.

 7.Систематизация работы с одаренными учащимися  сформировала систему выявления талантливых и высокомотивированных детей. Разработан и реализуется индивидуально-групповой план-график подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.

Перспективы работы в данном направлении:

1.Эффективнее использовать элективные курсы и курсы по выбору учащихся для формирования навыков исследовательской и проектной деятельности у школьников.

2.Организовать привлечение специалистов из числа нефтяников для работы в профильных классах.

3. Апробировать и ввести платную услугу для обучающихся по работе с программным обеспечением «СИРС» - развитие интеллектуальных способностей детей при использовании ИКТ-технологий.

4. Уделить особое внимание рейтингу педагогов, работающих с одаренными детьми. Мотивировать педагогов на сопровождение учащихся исследовательской деятельностью за счет привлечения доплат из фонда стимулирующих надбавок.

5. Основой для взаимоотношений между родителями и школой в направлении работы с одаренными детьми должно стать сотрудничество. Необходимо углубить работу по взаимодействию с семьей, с родителями одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...

Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...

Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт

Глубоко убеждена, что детские общественные объединения - это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания... К сожа...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Модель деятельности и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях РДДМ "Движение первых"

Смоделирована система  деятельности  и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях  с у четом РДД...