Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Алексеева Ольга Николаевна

Глубоко убеждена, что детские общественные объединения - это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания... К сожалению, до сих пор в школах считают, что работать с детским объединением тяжело и обременительно. Про это говорил еще Игорь Петрович Иванов. На самом же деле, если  проживать с ребятами объединения все по-настоящему, проявлять взаимную заботу, то, постепенно, объединение сможет развиваться  по всем законам его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_dsi_opyt_praktika_rost_52.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

«СМОТРИ НА КАЖДОГО ИЗ НАС, ЗА ДЕЛОМ ОБЩИМ ДРУГ СТОИТ…»

(Районный центр  по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт)

Алексеева Ольга Николаевна,

ГБУДО  Центрального района Санкт-Петербурга ДДТ «Фонтанка-32», методист, педагог-организатор,

районный координатор РДШ

https://vk.com/ksdmoo

Районный Центр по поддержке и развитию  детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления  был создан  на базе Дома детского творчества  «Фонтанка-32»  в 2016 году.  

Центр строит свою работу с ориентацией  на национальные проекты. Тем более, что в рамках  реализации национального проекта «Образование» особое внимание в организации воспитательного процесса уделено  социально-значимой деятельности детских и молодежных общественных объединений, созданию условий для  социализации детей и подростков и поддержке творческих и социальных инициатив учащихся.

Для данного направления приоритетными являются такие  федеральные проекты как  «Успех каждого ребенка», «Социальная активность», а также  «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого», «Цифровая образовательная среда».

Надо отметить, что и все проекты  Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» ориентированы на  перечисленные национальные проекты.

До прихода Российского движения школьников,  в районе уже была   практика и  был  опыт работы с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления через деятельность детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских и молодежных объединений Центрального района». «Круглый Стол»    был создан в 1997 году, а с 2006 года   в нем сформировалось и стало развиваться  районное детско-юношеское общественное объединение,  состоящее из  делегированных  представителей   школ района. Каждый новый учебный год объединение пополнялось новыми  участниками.

 В работе с детским объединением  использовался опыт, накопленный за  историю детского движения в России и  богатейший опыт наследия педагогов-новаторов, таких как:  Игорь Петрович Иванова, Анатолий Николаевич Лутошкин. Их труды   не потеряли  своей актуальности и  в наши дни.

К 2016 году  районное объединение  ДЮОД «Круглого Стола ДМОО Центрального района»  это уже зрелое объединение с элементами самоуправления, традициями и  опытом деятельности в районе.

Поэтому, районный Центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив  и органов ученического самоуправления  стал строить свою работу  с опорой на уже накопившийся опыт и практику.

Надо отметить, что  благодаря Российскому движению школьников  у районного объединения пошёл  новый виток развития.  Теперь оно  состоит из четырех проектных групп:   основная проектная группа «ДА» (личностное развитие, гражданская активность), проектная группа «Центр - меди@» (информационно-медийное направление), проектная группа «Амуниция» (военно-патриотическое направление), проектная группа «Республика ШУС» (Совет старшеклассников  Центрального района).  

Расширились возможности  поддержки и развития детской социальной инициативы, возможности выбора для  реализации и личностного роста   каждого участника объединения, появились новые возможности социальных лифтов.

Цели и задачи национальных проектов помогают также определить  перспективы и вектор движения   и  упорядочить систему работы   с детским общественным объединением

Глубоко убеждена, что детские общественные объединения – это универсальная форма  решения  любых  поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания.  Причем,  главная педагогическая цель с глубоким смысловым содержанием  - это забота о человеке и  его развитии для  формирования и трансляции у подрастающего поколения глубоких нравственных ценностей. Цель, поставленная «Российским движением школьников»: «…содействие формированию  личности  на присущей  российскому обществу ценностей»,  расширяет и дополняет данное  смысловое содержание.

К сожалению, до сих пор  в школах считают, что  работать с детским объединением тяжело и обременительно.  Про это говорил еще Игорь Петрович Иванов. На самом же деле, если проживать с ребятами объединения все по-настоящему, проявлять  взаимную заботу, то постепенно, объединение сможет развиваться по всем законам его развития.

«Личность развивается  и формируется в деятельности, и чем богаче  и содержательнее будет эта деятельность, тем больше  возможностей для целенаправленного взаимодействия на подростка, самовоспитания его духовных потребностей, в том числе  творчестве и социально – значимой деятельности».

         Это утверждение было и остается  основным принципом и ориентиром  для организации жизнедеятельности районного  объединения    детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол ДМОО Центрального района», который теперь является официальным представителем РДШ в  районе.  

Рост и развитие любого общественного объединения зависит от правильно организованного самоуправления внутри объединения, которое  направленно на общественную деятельность.  

В нашем  нынешнем  районном объединении   есть  все элементы самоуправления: общий сбор, совет командиров (у нас он называется «Совет ответственных людей» – СОЛ), совет дела (организационная группа дела).

Игорь Петрович Иванов говорил, что  «В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей жизни». Ключевое  в этом высказывании слово «коллективная», т.е. совместная, одной командой.

  Педагогу важно видеть и понимать,  как растет и развивается объединение, учить,  и направлять его участников  к пониманию  этой самой коллективной практической заботы.

В  педагогической  практике   координатора   детско-юношеского общественного движения  «Круглый Стол детских и молодежных общественных объединений  Центрального района»  для  организации жизнедеятельности, выстраивании отношений внутри объединения и осуществления поддержки  инициатив, организации  активной общественной деятельности,  ориентирами для  меня являются  следующие три  убеждения:  1. «Подростка нельзя заставить, его можно только заинтересовать».  2. «Подростковый возраст характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность,  заботы и обязательства перед ними».  3 «Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в признании окружающими  социальной значимости подростка и создании для него «ситуации успеха».

Самое важное, что вся жизнь детского объединения  и  решение воспитательных задач выстраивается в комплексе.

За годы существования ДЮОД «Круглого Стола» многие инициативы  стали уже событиями  районного уровня  и до сих пор они  востребованы.

Вот как о них отзывается  один из выпускников: «Наши традиционные события и дела стали нашими праздниками, которые мы дарили другим людям. Это наш фестиваль-конкурс «Идущий осилит любую дорогу...», после которого не хотелось уходить вообще, ни пришедшим командам, ни нам - организаторам. Наш Слёт объединений «В ритме Центра», которого мы ждали с нетерпением, и готовили всё лучше и лучше. «Вахта памяти» - традиция, которая у нас в сердцах. Субботники, каждый из которых сравним с калейдоскопом, и их хочется придумывать всё больше и увлекательнее».  

Где же  находится тот  механизм  мотивации, чтобы дела и события становились «нашими праздниками, которые мы дарим другим»?

В районном объединении есть девиз: «Надёжность в надёжности плеча рядом».

 С него-то и начинается то самое понимание  и первые шаги выражения «общей  заботы» и ответственности за свое объединение.  

Вот  как ребята сами понимают этот девиз: «Один единый организм,  в котором у каждого есть своя роль, где каждый за каждого»; «Надежность команды зависит от готовности поддержать и помочь каждому»; «Каждый может обратиться  к любому за помощью или советом»;   «Успех команды зависит от надежности людей в ней»;  «Когда надежность в надежности, тогда ты уверен, что рядом  настоящая команда».  

В объединении ребята учатся командному взаимодействию, взаимовыручке. Каждый осознанно понимает, что в любом деле, которое организуется или проводится «ты всегда нужен,  твоя помощь необходима и востребована, какой бы она не была».

         «Мы не просто команда, а команда лидеров» - говорят дети. Проявление заботы о   команде  может выражаться просто поддержкой, соучастием, сопереживанием  людям, которые  выступают или принимают участие в конкурсах.  Все  это немаловажно, так как формирует  стойкое уважительно-действенное отношение к лидерскому сообществу, поэтому трепетно  сохраняется в объединении.

Для каждого участника объединения важна комфортная среда. Об этом заботятся все: педагоги и  дети. Каждый  вносит свою посильную лепту для её создания  и поддержки.

 Создание комфортной среды  для каждого   начинается с первой встречи нового учебного года, года все коллективно создают «Наши правила» жизни и все ревностно строго  следят за  исполнением этих правил.  Это стало традиций.

Надо отметить, что традиции в объединении – это важный элемент для формирования общности. Традиций у объединения много: традиция вручения значка «Круглого Стола», «Рыцарский круг», «Новогодний микс»…

Например,  «чередующиеся творческие поручения» участники объединения относят к традиции.  

В  начале  встреч, все пришедшие  тянут  «свой счастливый билетик». На нем – творческое поручение («роль»). Например,  «блогер» и «фотограф» - отвечают  за пост по итогам встречи в официальной группе «Круглого Стола». Есть «занятие», «мастер-класс», «игра», «сюрпризик». Их готовят и  проводят   для всех на следующей встрече.

Немного хочется остановиться на  занятиях, которые проходят во время каждой встрече в рамках «Школы организаторов». Темы коллективно планируются, исходя  из того, какие знания, умения и навыки хотят получить  участники объединения. Большинство занятий проводят сами ребята, а педагог  помогает  правильно и интересно выстроить каждое из них, делится  технологиями и приемами.  Многие темы подсказывают главы книги А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» и надо отметить, что у  современных ребят – организаторов эта  книга востребована.  

        Все традиции объединения, ритуалы, получение новых знаний, приобретение новых умений и навыков,  различные игры на  взаимодействие и  командообразование,  поддерживают в ребятах интерес. «Если мне сегодня на встрече было интересно, если я лично получил для себя новое,  и что-то стало моим, я с нетерпением буду ждать следующей нашей встречи» - говорят они.

Интерес  является исключительно важным видом мотивации.  В тесной связке с ним идут новизна и  связь с жизнью. Всё это  развивает   инициативу и самостоятельность,  формирует  стойкую активную гражданскую позицию.

Новизна может быть поддержана и в том случае, когда  ребятам предлагается право  выбора: разные виды деятельности и степень участия в них.  

Подростку  важно понимание  значимости  предлагаемого дела. Ему важно  видеть свое место в нем  - это  и есть связь с жизнью, что является побудителем для «практической заботы об улучшении своей и окружающей жизни».  

Так, постепенно, у каждого выстраивается  путь к успеху. Система личностного роста помогает каждому выстроить этот  путь.

         В «Круглом Столе»  уже давно укрепилась позиция, что важен не только личный успех, а успех всех, кто с тобой «плечом к плечу» - всей команды.     Путь к успеху каждого участника   районного  объединения начинает выстраиваться с  самого начала, как только он  становится частью  команды.  

С первых встреч после стартового Слета за каждым участником объединения закрепляется новый его участник. Такие пары у нас называются «наставник-неразлучник». Объединенные таким образом пары,  помогают  новым ребятам быстро адаптироваться, быстро влиться в  организацию и проведение различных событий и дел,  сокращает время для обучения новичков, т.к.  «наставник» с первых шагов  передает свой опыт, который он уже приобрёл.

«Неразлучник» первые полгода всегда в паре с «наставником» в любом  деле, которое организует и проводит  детско-юношеское общественное движение «Круглый Стол ДМОО Центрального района» или предлагает «Российское движение школьников».

Такая преемственность укрепляет объединение, укрепляет и совершенствует  самоуправление в нем.

Успеху способствует положительная динамика развития всего объединения в течение года. Чтобы ее увидеть, помогают различные опросы и анкеты.  Ребятам нравятся  многие анкеты и тесты  А.Н. Лутошкина из выше упомянутой книги.

Участники сами обрабатывают полученные данные, анализируют, делают выводы, совместно  решают, как организовать жизнь в объединения и каждого в нем еще лучше.

В «Круглом Столе»   давно укрепилась позиция, что важен не только личный успех, а успех всех, кто с тобой «плечом к плечу» - всей команды.  Вот как   поется в песне объединения:  

«Смотри на каждого из нас,
За делом общим друг стоит.
Мы здесь. Давай, смелей со мной!
А знал ли ты, что есть КС?
Мы мастера всего и вся,
Мы вместе делаем дела,
Ты можешь стать одним из нас,
В команду приглашаем всех вас!
О, знаю я, что каждый раз я иду сюда, чтобы встретить вас и сказать вам всем: "Привет!".
Кстати я скажу: вместе мы можем всё придумать и дойти до конца, потому что мы с вами друзья!»…

Завершить хочется  цитатой из книги Игоря Петровича «Педагогика общей заботы»: «Товарищеская заботливость, умение и привычка действовать  на радость  и пользу близким и далеким людям – вот те качества, которые,  прежде  всего надо воспитывать  в маленьком человеке, те качества, без  которых мы не можем построить подлинно гуманное общество».

Таким образом,  районный Центр по поддержке и развитию  детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления, осуществляя свою работу по решению поставленных задач в комплексе, вносит свой вклад в развитие национального проекта «Образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.

В данной статье раскрыта модель организации  ученического самоуправления в школе....

Школьный пресс-центр как орган ученического самоуправления

Статья опубликована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации")...

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Презентация деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления

Диплом  III степени Республиканского конкурса методических материалов направленных на развитие детского движения в Республики Адыгея в номинации «Презентация деятельности детских организаций и ор...

Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...

Модель деятельности и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях РДДМ "Движение первых"

Смоделирована система  деятельности  и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях  с у четом РДД...