Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Глубоко убеждена, что детские общественные объединения - это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания... К сожалению, до сих пор в школах считают, что работать с детским объединением тяжело и обременительно. Про это говорил еще Игорь Петрович Иванов. На самом же деле, если проживать с ребятами объединения все по-настоящему, проявлять взаимную заботу, то, постепенно, объединение сможет развиваться по всем законам его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2020_dsi_opyt_praktika_rost_52.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«СМОТРИ НА КАЖДОГО ИЗ НАС, ЗА ДЕЛОМ ОБЩИМ ДРУГ СТОИТ…»
(Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт)
Алексеева Ольга Николаевна,
ГБУДО Центрального района Санкт-Петербурга ДДТ «Фонтанка-32», методист, педагог-организатор,
районный координатор РДШ
https://vk.com/ksdmoo
Районный Центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления был создан на базе Дома детского творчества «Фонтанка-32» в 2016 году.
Центр строит свою работу с ориентацией на национальные проекты. Тем более, что в рамках реализации национального проекта «Образование» особое внимание в организации воспитательного процесса уделено социально-значимой деятельности детских и молодежных общественных объединений, созданию условий для социализации детей и подростков и поддержке творческих и социальных инициатив учащихся.
Для данного направления приоритетными являются такие федеральные проекты как «Успех каждого ребенка», «Социальная активность», а также «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого», «Цифровая образовательная среда».
Надо отметить, что и все проекты Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» ориентированы на перечисленные национальные проекты.
До прихода Российского движения школьников, в районе уже была практика и был опыт работы с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления через деятельность детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских и молодежных объединений Центрального района». «Круглый Стол» был создан в 1997 году, а с 2006 года в нем сформировалось и стало развиваться районное детско-юношеское общественное объединение, состоящее из делегированных представителей школ района. Каждый новый учебный год объединение пополнялось новыми участниками.
В работе с детским объединением использовался опыт, накопленный за историю детского движения в России и богатейший опыт наследия педагогов-новаторов, таких как: Игорь Петрович Иванова, Анатолий Николаевич Лутошкин. Их труды не потеряли своей актуальности и в наши дни.
К 2016 году районное объединение ДЮОД «Круглого Стола ДМОО Центрального района» это уже зрелое объединение с элементами самоуправления, традициями и опытом деятельности в районе.
Поэтому, районный Центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления стал строить свою работу с опорой на уже накопившийся опыт и практику.
Надо отметить, что благодаря Российскому движению школьников у районного объединения пошёл новый виток развития. Теперь оно состоит из четырех проектных групп: основная проектная группа «ДА» (личностное развитие, гражданская активность), проектная группа «Центр - меди@» (информационно-медийное направление), проектная группа «Амуниция» (военно-патриотическое направление), проектная группа «Республика ШУС» (Совет старшеклассников Центрального района).
Расширились возможности поддержки и развития детской социальной инициативы, возможности выбора для реализации и личностного роста каждого участника объединения, появились новые возможности социальных лифтов.
Цели и задачи национальных проектов помогают также определить перспективы и вектор движения и упорядочить систему работы с детским общественным объединением
Глубоко убеждена, что детские общественные объединения – это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания. Причем, главная педагогическая цель с глубоким смысловым содержанием - это забота о человеке и его развитии для формирования и трансляции у подрастающего поколения глубоких нравственных ценностей. Цель, поставленная «Российским движением школьников»: «…содействие формированию личности на присущей российскому обществу ценностей», расширяет и дополняет данное смысловое содержание.
К сожалению, до сих пор в школах считают, что работать с детским объединением тяжело и обременительно. Про это говорил еще Игорь Петрович Иванов. На самом же деле, если проживать с ребятами объединения все по-настоящему, проявлять взаимную заботу, то постепенно, объединение сможет развиваться по всем законам его развития.
«Личность развивается и формируется в деятельности, и чем богаче и содержательнее будет эта деятельность, тем больше возможностей для целенаправленного взаимодействия на подростка, самовоспитания его духовных потребностей, в том числе творчестве и социально – значимой деятельности».
Это утверждение было и остается основным принципом и ориентиром для организации жизнедеятельности районного объединения детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол ДМОО Центрального района», который теперь является официальным представителем РДШ в районе.
Рост и развитие любого общественного объединения зависит от правильно организованного самоуправления внутри объединения, которое направленно на общественную деятельность.
В нашем нынешнем районном объединении есть все элементы самоуправления: общий сбор, совет командиров (у нас он называется «Совет ответственных людей» – СОЛ), совет дела (организационная группа дела).
Игорь Петрович Иванов говорил, что «В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей жизни». Ключевое в этом высказывании слово «коллективная», т.е. совместная, одной командой.
Педагогу важно видеть и понимать, как растет и развивается объединение, учить, и направлять его участников к пониманию этой самой коллективной практической заботы.
В педагогической практике координатора детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских и молодежных общественных объединений Центрального района» для организации жизнедеятельности, выстраивании отношений внутри объединения и осуществления поддержки инициатив, организации активной общественной деятельности, ориентирами для меня являются следующие три убеждения: 1. «Подростка нельзя заставить, его можно только заинтересовать». 2. «Подростковый возраст характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность, заботы и обязательства перед ними». 3 «Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в признании окружающими социальной значимости подростка и создании для него «ситуации успеха».
Самое важное, что вся жизнь детского объединения и решение воспитательных задач выстраивается в комплексе.
За годы существования ДЮОД «Круглого Стола» многие инициативы стали уже событиями районного уровня и до сих пор они востребованы.
Вот как о них отзывается один из выпускников: «Наши традиционные события и дела стали нашими праздниками, которые мы дарили другим людям. Это наш фестиваль-конкурс «Идущий осилит любую дорогу...», после которого не хотелось уходить вообще, ни пришедшим командам, ни нам - организаторам. Наш Слёт объединений «В ритме Центра», которого мы ждали с нетерпением, и готовили всё лучше и лучше. «Вахта памяти» - традиция, которая у нас в сердцах. Субботники, каждый из которых сравним с калейдоскопом, и их хочется придумывать всё больше и увлекательнее».
Где же находится тот механизм мотивации, чтобы дела и события становились «нашими праздниками, которые мы дарим другим»?
В районном объединении есть девиз: «Надёжность в надёжности плеча рядом».
С него-то и начинается то самое понимание и первые шаги выражения «общей заботы» и ответственности за свое объединение.
Вот как ребята сами понимают этот девиз: «Один единый организм, в котором у каждого есть своя роль, где каждый за каждого»; «Надежность команды зависит от готовности поддержать и помочь каждому»; «Каждый может обратиться к любому за помощью или советом»; «Успех команды зависит от надежности людей в ней»; «Когда надежность в надежности, тогда ты уверен, что рядом настоящая команда».
В объединении ребята учатся командному взаимодействию, взаимовыручке. Каждый осознанно понимает, что в любом деле, которое организуется или проводится «ты всегда нужен, твоя помощь необходима и востребована, какой бы она не была».
«Мы не просто команда, а команда лидеров» - говорят дети. Проявление заботы о команде может выражаться просто поддержкой, соучастием, сопереживанием людям, которые выступают или принимают участие в конкурсах. Все это немаловажно, так как формирует стойкое уважительно-действенное отношение к лидерскому сообществу, поэтому трепетно сохраняется в объединении.
Для каждого участника объединения важна комфортная среда. Об этом заботятся все: педагоги и дети. Каждый вносит свою посильную лепту для её создания и поддержки.
Создание комфортной среды для каждого начинается с первой встречи нового учебного года, года все коллективно создают «Наши правила» жизни и все ревностно строго следят за исполнением этих правил. Это стало традиций.
Надо отметить, что традиции в объединении – это важный элемент для формирования общности. Традиций у объединения много: традиция вручения значка «Круглого Стола», «Рыцарский круг», «Новогодний микс»…
Например, «чередующиеся творческие поручения» участники объединения относят к традиции.
В начале встреч, все пришедшие тянут «свой счастливый билетик». На нем – творческое поручение («роль»). Например, «блогер» и «фотограф» - отвечают за пост по итогам встречи в официальной группе «Круглого Стола». Есть «занятие», «мастер-класс», «игра», «сюрпризик». Их готовят и проводят для всех на следующей встрече.
Немного хочется остановиться на занятиях, которые проходят во время каждой встрече в рамках «Школы организаторов». Темы коллективно планируются, исходя из того, какие знания, умения и навыки хотят получить участники объединения. Большинство занятий проводят сами ребята, а педагог помогает правильно и интересно выстроить каждое из них, делится технологиями и приемами. Многие темы подсказывают главы книги А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» и надо отметить, что у современных ребят – организаторов эта книга востребована.
Все традиции объединения, ритуалы, получение новых знаний, приобретение новых умений и навыков, различные игры на взаимодействие и командообразование, поддерживают в ребятах интерес. «Если мне сегодня на встрече было интересно, если я лично получил для себя новое, и что-то стало моим, я с нетерпением буду ждать следующей нашей встречи» - говорят они.
Интерес является исключительно важным видом мотивации. В тесной связке с ним идут новизна и связь с жизнью. Всё это развивает инициативу и самостоятельность, формирует стойкую активную гражданскую позицию.
Новизна может быть поддержана и в том случае, когда ребятам предлагается право выбора: разные виды деятельности и степень участия в них.
Подростку важно понимание значимости предлагаемого дела. Ему важно видеть свое место в нем - это и есть связь с жизнью, что является побудителем для «практической заботы об улучшении своей и окружающей жизни».
Так, постепенно, у каждого выстраивается путь к успеху. Система личностного роста помогает каждому выстроить этот путь.
В «Круглом Столе» уже давно укрепилась позиция, что важен не только личный успех, а успех всех, кто с тобой «плечом к плечу» - всей команды. Путь к успеху каждого участника районного объединения начинает выстраиваться с самого начала, как только он становится частью команды.
С первых встреч после стартового Слета за каждым участником объединения закрепляется новый его участник. Такие пары у нас называются «наставник-неразлучник». Объединенные таким образом пары, помогают новым ребятам быстро адаптироваться, быстро влиться в организацию и проведение различных событий и дел, сокращает время для обучения новичков, т.к. «наставник» с первых шагов передает свой опыт, который он уже приобрёл.
«Неразлучник» первые полгода всегда в паре с «наставником» в любом деле, которое организует и проводит детско-юношеское общественное движение «Круглый Стол ДМОО Центрального района» или предлагает «Российское движение школьников».
Такая преемственность укрепляет объединение, укрепляет и совершенствует самоуправление в нем.
Успеху способствует положительная динамика развития всего объединения в течение года. Чтобы ее увидеть, помогают различные опросы и анкеты. Ребятам нравятся многие анкеты и тесты А.Н. Лутошкина из выше упомянутой книги.
Участники сами обрабатывают полученные данные, анализируют, делают выводы, совместно решают, как организовать жизнь в объединения и каждого в нем еще лучше.
В «Круглом Столе» давно укрепилась позиция, что важен не только личный успех, а успех всех, кто с тобой «плечом к плечу» - всей команды. Вот как поется в песне объединения:
«Смотри на каждого из нас,
За делом общим друг стоит.
Мы здесь. Давай, смелей со мной!
А знал ли ты, что есть КС?
Мы мастера всего и вся,
Мы вместе делаем дела,
Ты можешь стать одним из нас,
В команду приглашаем всех вас!
О, знаю я, что каждый раз я иду сюда, чтобы встретить вас и сказать вам всем: "Привет!".
Кстати я скажу: вместе мы можем всё придумать и дойти до конца, потому что мы с вами друзья!»…
Завершить хочется цитатой из книги Игоря Петровича «Педагогика общей заботы»: «Товарищеская заботливость, умение и привычка действовать на радость и пользу близким и далеким людям – вот те качества, которые, прежде всего надо воспитывать в маленьком человеке, те качества, без которых мы не можем построить подлинно гуманное общество».
Таким образом, районный Центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления, осуществляя свою работу по решению поставленных задач в комплексе, вносит свой вклад в развитие национального проекта «Образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный пресс-центр как орган ученического самоуправления
Статья опубликована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации")...
Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе
Выступление старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интерес...
Презентация деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления
Диплом III степени Республиканского конкурса методических материалов направленных на развитие детского движения в Республики Адыгея в номинации «Презентация деятельности детских организаций и ор...
Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"
Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...
Модель деятельности и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях РДДМ "Движение первых"
Смоделирована система деятельности и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях с у четом РДД...