Ознакомление с архитектурой старших дошкольников
материал

Клочкова Елена Сергеевна

                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_arhitekturoy_starshih_doshkolnikov.doc139 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с архитектурой старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

§ 1. Понятие архитектуры как одного из видов изобразительного искусства…...5

§ 2. Особенности выразительных средств архитектуры………………………..…7

§ 3.  Особенности восприятия старшими дошкольниками архитектуры……….11

§ 4. Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста………….13

§ 5 Методика ознакомления дошкольников с архитектурой………………….….17

Заключение……………………………………………………………………….…23

Список литературы…………………………………………………………………25  

Введение

Гуманизация образования как одна из задач современной школы предполагает сосредоточение усилий на развитии каждого ребёнка как творческой индивидуальности, неповторимости личности. Особое значение в этом процессе имеет художественно-творческое развитие, определяющее возможность проявления и полноту раскрытия творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности.

        Вопросы художественно-творческого развития личности являются предметом изучения многих наук: философии, психологии, педагогики. В исследованиях подчёркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой сензитивностью к различным видам художественной деятельности.

        Важнейшим средством активизации процесса художественно-творческого развития является искусство. Произведения искусства, благодаря  художественно-образной форме отражения действительности, не только глубоко волнуют человека, вызывают сопереживание, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и вносить элементы творчества в деятельность.

        В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвящённых проблемам приобщения дошкольников к искусству. Исследователи отмечают, что дети проявляют интерес к различным видам искусства. Установлено, что у старших дошкольников возможно сформировать эстетическое отношение к произведениям монументальной скульптуры (Е.В. Гончарова), эстетическое восприятие скульптуры малых форм (Г.М. Вишнёва).

        Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

        Важнейшим фактором художественно-творческого развития является искусство и, в частности, архитектура. В условиях поиска путей совершенствования художественного воспитания проблема приобщения детей к архитектуре приобретает особую актуальность. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности.

        Обращаясь к использованию воспитательного потенциала архитектуры в художественно-творческом развитии детей, представляется важным вскрыть сущность данного явления, выявить особенности эстетического воздействия на личность. Архитектура рассматривается как система зданий и сооружений, формирующая предметно-пространственную среду жизнедеятельности общества, как особого вида искусства, сочетающего в себе утилитарные и эстетические функции.

Вместе с тем установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический приём на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Поэтому проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности ребенка-дошкольника. Именно этим фактором обусловлен выбор данной темы.

§ 1. Понятие архитектуры как одного из видов изобразительного искусства

Архитектура, как область человеческой деятельности, относится как к материальной, так и духовной культуре. Этот вид искусства синтезирует результаты, средства, способы и методы науки, техники, искусства, производства и потребления. Они предназначены для создания по законам целесообразности, пользы и красоты материально-пространственной среды обитания человека: зданий, интерьеров зданий, групп зданий, кварталов, населенных пунктов, городов, агломерации населенных пунктов, а также цифровых, словесных, графических, объемных и других моделей этих элементов[3, с. 143].

Архитектура оказалась самым трудным, самым недоступным искусством, язык которого понятен и привлекателен только для очень немногих. Эта трудность архитектуры проистекает из присущего ей своеобразного эстетического противоречия. Дело в том, что архитектура есть, с одной стороны, самое материальное, самое вещественное и, с другой – самое абстрактнее искусство. Будучи вполне конкретной частью натуры, служа самым реальным и утилитарным целям, архитектура вместе с тем выражается знаками, числами, абстрактными отношениями.

Архитектуру Б. Р. Виппер определяет как изобразительное искусство. Подобно живописи и скульптуре, она связана с «натурой», с действительностью, но ее изобразительная тенденция отличается от принципов изображения в живописи и скульптуре: «...она имеет не столько «портретный», сколько обобщенно-символический характер – иначе говоря, она стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а типических функций жизни». В любом стиле, в любом памятнике художественной архитектуры, утверждает исследователь, «...мы всегда найдем... реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную конструкцию, выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл. Мы можем сказать больше: именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр; произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное назначение» [1, с.47].

Архитектура не заимствует у натуры своих образов, она ничего не рассказывает, не изображает никаких событий, действий и явлений. Нет никакого сомнения, что архитектура все же теснейшим образом связана с натурой и что, подобно живописи, скульптуре, она представляет собой изобразительное искусство. Нужно только помнить, что понятие "натура" имеет для нас двоякое значение и что в архитектуре отражается другой аспект натуры, чем в живописи и скульптуре. Уже средневековые философы уловили эти два различных облика натуры, которые они называли «natura naturans» и «natura naturanta» (то есть созидающая и созданная натура), – природа как воплощение созидающих сил и натура как сочетание созидаемых явлений.

Архитектура связана, прежде всего, с природой механических сил, математических чисел и космических ритмов. Архитектура особым образом распределяет и организует в пространстве массы материала. Непосредственными свойствами архитектурного материала считаются протяженность (объем) тяжесть, свойства поверхности и т. д. Мы видим в архитектурном произведении тяжесть и сопротивление ей, преодоление ее. К этой «изобразительности по вертикали» присоединяются горизонт и объемный ритм, свет и тени и т. д.

Таким образом, мы установили, что архитектура определяется как один из видов изобразительного искусства, выяснили отношения между архитектурой и природой, наметили важный изобразительный принцип архитектурной концепции.

§ 2. Особенности выразительных средств архитектуры

Пространство и масса составляют стержень архитектурной концепции, лежат в основе выразительных средств архитектуры. Концепцией пространства определяется как индивидуальное дарование архитектора, так и общий характер целого стиля. С другой стороны, для каждого ясно, что в своей конкретной деятельности архитектор имеет дело не с пространством, а с той массой, которая ограничивает пространство, с тем материалом, из которого он создает фундамент и стены, опоры и крыши, что архитектор строит не пространство в буквальном смысле слова, а тела, огораживающие пространство[8, с.64].

Проблема эта издавна занимала теоретиков архитектуры, и до сих пор еще не умолкли споры между сторонниками пространственного и телесного истолкований архитектуры. Первые указывают на то, что именно своеобразное настроение простора, или вышины, или светлости, охватывающее нас при входе, например, в готический собор, или римский Пантеон, или собор св. Софии в Константинополе, – что именно это эмоциональное переживание пространства составляет сущность эстетического восприятия архитектуры. Вторые возражают, что само пространство как таковое не может быть оформлено человеческими руками, что пространство есть только пассивная среда, замкнутая телесными, кубическими массами, и что, следовательно, именно оформление этих масс, характер их тектоники, является главной художественной целью архитектора[8, с.67].

Кто прав в этом споре? Думается, что эта дилемма допускает вывод, который может удовлетворить обоих противников, а именно: тектоника масс составляет форму, язык, средства архитектурного стиля, тогда как организация пространства является содержанием, идеей, целью архитектурного творчества. Иначе говоря, истинное эстетическое переживание архитектуры всегда совершается из глубины наружу, от пространства к массам, а не наоборот.

Итак, целью художественного творчества архитектора является организация пространства. Истинное понимание архитектуры достигается не точной классификацией и описанием отдельных форм и типов, а анализом тех пространственных, ритмических и линейных отношений, в которых эти формы воплощены тем или иным архитектурным стилем. В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам (конструктивным и декоративным), а их масштабу, пропорциям и ритму. На этих трех понятиях и основано художественное воздействие архитектуры. К анализу этих понятий мы теперь и обратимся.

Масштаб означает некую единицу меры, на которой основано отношение величин. Понятие масштаба с трудом укладывается в рамки теоретического анализа и абстрактных норм. Здесь очень многое зависит от конкретной задачи, от условий непосредственной обстановки. Поэтому все попытки с помощью математического расчета установить абстрактные законы оптического масштаба, заранее обречены на неудачу.

Восприятие архитектуры совершается во временной последовательности, которая не поддается языку геометрических схем. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что в выборе архитектурного масштаба и в его воздействии очень важную роль играют те привычные, традиционные представления, которые мы имеем о предмете. В истории архитектуры ясно различаются два типа стилей в их отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура, архитектура барокко) стремятся усилить эффект отдельных элементов и, увеличивая их масштаб, тем самым часто ослабляют монументальность целого; другие стили (византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив, трактуют детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления[5, с.105].

Проблема масштаба теснейшим образом связана, а иногда прямо-таки неотделима от другой основной проблемы архитектурной композиции – от проблемы пропорций. Во всей теории архитектуры нет другой проблемы, к которой бы с таким увлечением и с такой настойчивостью возвращались мысли строителей и исследователей; каждая эпоха с новой энергией устремляется к разрешению проблемы пропорций, надеясь с ее помощью открыть тайну художественного воздействия архитектуры.

Пропорциями в архитектуре мы называем согласование отдельных частей здания между собой и в отношении к целому. Прежде всего, следует принять во внимание основное противоречие между математическими принципами измерения пропорций (в плане и разрезе) и реальным восприятием здания зрителем: «измеримое» не всегда покрывается «видимым», математический расчет не совпадает полностью с оптическим впечатлением. Зритель двигается в здании или вокруг здания, и поэтому пропорции, определяемые постоянным отношением его к плоскости, меняются во время движения или же искажаются при рассмотрении здания с одной точки зрения (например, при взгляде во внутренность церкви от входа к алтарю интервалы между колоннами кажутся быстро уменьшающимися). Еще важнее другая оговорка: ведь пропорции воздействуют не только на глаз зрителя, но и на его настроение, его эмоции. Они могут выражать праздничное, веселое или мрачное настроение. Это настроение, излучаемое произведением архитектуры, в свою очередь, неразрывно связано не только с пропорциями, но и с определенным освещением, с отношением тонов, с расчленением стен и т. п. Это и есть основной стержень художественного воздействия архитектуры – ритмическое взаимодействие массы (плоскости) и пространства[7, с.83].

Другими словами, в архитектурной композиции решающее слово принадлежит масштабу, пропорциям и ритму. На этих трех понятиях и основано художественное воздействие архитектуры на индивида.

Не мало важно чтобы воспитатель хорошо разбирался не только в архитектурной композиции и мог доступно объяснить это дошкольникам, но и знал особенности различных архитектурных стилей, мог в доступной форме донести их до воспитанников.

Рассмотрим основные стили архитектуры:

Деревянное зодчество.

В городах Древней Руси большинство жилых построек и укреплений строилось из бревен. Прочные, удобные и красивые постройки меняли свой облик в зависимости от того, для кого они создавались.

Царская резиденция в Коломенском состояла из множества строений, связанных между собой переходами и галереями, Дворец насчитывал 270 комнат с 3 тысячами окон и оконцев. По воспоминаниям очевидцев, он походил на небольшой городок с чешуйчатыми башенками и крышами. К сожалению, Царское Село в Коломенском было полностью уничтожено пожарами.

Сохранившиеся шедевры деревянного зодчества: Кижи (Карелия), Хохловка (Пермская область).

Красивые деревянные дома в Древней Руси называли хоромами; жилища, возведенные из камня или кирпича,— палатами, а высокие здания в виде башни или жилое помещение в верхней части дома — теремами.

В романской архитектуре (X—XII вв.) массивные, суровые и неприступные, построенные из камня церкви, монастыри, замки воздвигались на возвышенных местах и господствовали над местностью.

В готике (XII—XV вв.) соборы возводились в центре города и могли вместить его взрослое население. В стенах прорезались огромные окна, в том числе и круглые («розы»), с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчеркивалось гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками. Собор Нотр-Дам (Париж);Вестминстерское аббатство.

Для эпохи Возрождения (XIV- XVI вв.) характерны изящные и легкие формы, согласованность и пропорциональность. Дворец Дожей (Венеция), Воспитательный дом (Флоренция).

Барокко (конец XVI — середина XVIII вв.) тяготело к торжественности и пышности. Петропавловская крепость (Санкт-Петербург), арх. Д. Трезини; Никольский морской собор (Санкт-Петербург), арх. С. Чевакинский; Зимний дворец (Санкт-Петербург), арх. В. Растрелли.

Классицизм (XVII - начало XIX в.) - стиль строгих линий, уравновешенной композиции и четких пропорций. Дом союзов (Москва), арх. М.Казаков; здание Сената в Кремле (Москва), арх. М. Казаков; Казанский собор (Санкт-Петербург) арх. А. Воронихин; Александрийский театр, здание Сената и Синода, Михайловский дворец (Санкт-Петербург), арх. Росси; здание Биржи, Ансамбль Стрелки Васильевского острова (Санкт-Петербург), арх. Тома де Томон.

Представители стиля модерн использовали возможности новых конструкций, строительных и отделочных материалов. Эйфелева башня (Париж), арх. Эйфель.

Конструктивизм — это современные многоэтажные дома, предназначенные для проживания большого количества людей.

§ 3.  Особенности восприятия старшими дошкольниками архитектуры

Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Установлено, что у дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора.

Большая часть детей старшего  дошкольного возраста при восприятии архитектурных объектов затрудняется в выделении особенностей объёмной композиции. Дети не анализируют форму основной части, её величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание  дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства[9, с. 207].

Это отражено в рисунках старших дошкольников, на которых, в основном, представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объём постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усечённой трапеции. Для второго способа характерно усложнение приёмов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного строения сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.

Большое значение для восприятия архитектуры имеет «багаж знаний» (запас образов), приобретенный в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.

У дошкольника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по родному городу и его окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей. Продолжая эту работу, уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у дошкольника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

§ 4. Содержание работы с детьми дошкольного возраста

Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после – итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов:

1 - главное правило при любой работе с дошкольниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства;

2 - центральный акцент должен падать на эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий;

3 - перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним;

4 - ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо воспитатель может сам рассказать о них( можно применить оба метода ознакомления; это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение);

5 - так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде. Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию художественных произведений, архитектурных сооружений имеют «косвенные» методы. Выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений, соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениям искусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин, фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов будут вполне приемлемы в данном случае;

6 - необходимо поощрять устные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из области различных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции, расположение…). Но работа со словом не должна быть единственной заботой воспитателя, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям искусства.

Процесс восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия других видов искусства. При восприятии архитектуры происходит углубление в более широкий круг социальных явлений, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы, вводит ребёнка в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой[2, с.109].

Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг.

Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертый паркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены). Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале.

Так как архитектура – пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним из самых основных в восприятии данного искусства. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда ребёнок сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении[9, с.37].

Архитектура – это не только дворцы, это еще и утилитарные постройки. Человек это сразу ощущает, так как на его настроение влияет характер зданий: сочетание их высоты и протяженности, смена цветовых и фактурных по-разному освещенных зон.

В значительной степени важны и условия восприятия: точка зрения на здание и др. В реальных обстоятельствах образуются различные углы зрения (ракурсы), зависящие от рельефа местности, от расположения здания (постройка находится на тесной улице или широкой площади, на возвышенности или в низине). Имеет значение и освещенность здания. В одном случае она способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (при верхнем дневном свете), а в другом – создает цельный обобщенный облик (при вечернем небе, когда на фоне неба вырисовывается силуэт здания, а его детали становятся незаметны). Все это надо объяснять ребенку при показе архитектурного сооружения.

Роль воспитателя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача воспитателя состоит в такой организации процесса познания архитектуры, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Воспитатель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об архитектуре, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование. Планирование – это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью[4, с.98].

Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

Весьма ответственный шаг планирования – это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в помещении и совсем другое – на улице или в музее.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы дошкольников, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности детей и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, их потенциал. С детьми младшего возраста лучше идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания об этом виде искусства. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга[7, с.133].

Кроме четкого планирования воспитатель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, «приращивания» каких-либо знаний, навыков и умений, а процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности педагога.

При ознакомлении детей с произведениями искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.

Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии архитектуры, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения.

Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с архитектурой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с этим видом искусства не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к архитектуре. 

 § 5 Методика ознакомления дошкольников с архитектурой.

Архитектура, или зодчество — это, система зданий, сооружений, и искусство создавать их по законам красоты[6, с.77].

Чтобы помочь дошкольникам овладеть азбукой архитектуры, должен быть соблюден целый ряд условий. И первое, главное, состоит в следующем: педагог сам должен хорошо знать и понимать этот вид искусства.

Используя свой запас знаний и представлений, воспитатель может познакомить детей с памятниками разных архитектурных стилей, выбранными по своему усмотрению.

Второе условие: знакомство с шедеврами зодчества лучше проводить не один раз в неделю в специально отведенное время, а регулярно, в процессе свободной самостоятельной деятельности детей и желательно при индивидуальном общении.

Для того чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом предметно-развивающей среды группы должны стать альбомы, открытки с изображением памятников архитектуры.

Воспитатель в непринужденной форме привлекает детей к рассматриванию иллюстративного материала и просит показать наиболее понравившиеся здания или постройки. Свой выбор дети обычно объясняют одним словом: «Красиво!» Поэтому третье условие: демонстрация педагогом собственного восприятия красоты архитектурного шедевра. Например, рассказ о Зимнем дворце.

«Дворец огромен. Все его фасады — разные. Со стороны Невы здания вытянуты вдоль набережной. В центре — трехпролетный подъезд с колонками. Каждый простенок между окнами украшен поставленными друг на а сдвоенными колоннами. Если смотреть на фасад, то стройный ряд белых двухъярусных колонн кажется бесконечным.

Фасад дворца, который обращен к Дворцовой площади, — главный. Центральная его часть выступает. Тройная аркада ворот являлась главным въездам. Отсюда кареты попадали в большой двор к главному подъезду. Многочисленные колонны не несут никакой тяжести. Они служат только для украшения: поставлены друг на друга или собраны в пучки. Нарядный вид дворцу придают белые наличники окон, обрамленные лепными узорами и украшениями, разными на каждом этаже. Сочетания трех цветов — зеленого (стены), белого (колонны и наличники окон) и золотисто-серого (лепные украшения) подчеркивают парадную и величественную красоту зданий. На кровле вдоль карниза расставлены скульптуры и вазы. Украшений много, но все очень гармонично, без излишеств» [8, с.143].

Четвертое условие: и педагог, и ребенок при рассматривании иллюстраций обводят называемый элемент пальцем (не указкой!). Такой способ усиливает восприятие, так как архитектура — искусство пространственное и ее познание возможно только в движении. (Например, воспитатель говорит, а ребенок показывает: «Вдоль дворца по набережной идешь... идешь, идешь... Здание такое длинное, конца его не видно...»)

Пятое условие: беседа с ребенком в форме совместного поиска ответов на вопросы, поставленные педагогом. Например, в разговоре об архитектурных шедеврах обязательно упоминаются их создатели. Можно предложить подумать, правильно ли, говоря о постройке здания, соотносить результат труда многих с одним именем.

Воспитатель. Архитектор задумывает и создает чертеж... Так что же такое чертеж архитектора? (Задумка.) Он выбирает материал. Если здание будет строиться в лесной местности, какой материал выберет архитектор? (Дерево.) А если леса нет, но есть мрамор, гранит? (Камень.) А может быть, это будет материал, который научились делать люди,— железобетон и стекло? Или кирпичи? Из чего делают кирпичи? (Из глины.) Значит, если много глины, то для строительства будут использованы кирпичи.

Архитектор знает, какие потребуются инструменты для постройки. Почему? (Потому что он выбрал материал.) Значит, архитектор пригласит тех рабочих, которые умеют обращаться с этим материалом. Кого он позовет? (Или плотников, или каменщиков, или бетонщиков.) Людей каких профессий еще пригласит архитектор? (Резчиков по камню, художников, крановщиков, шоферов, штукатуров и др.)

Архитектор не может выполнить то, что задумал, один. Но он наблюдает за работой других, чтобы все получилось правильно и красиво. И тогда люди будут любоваться зданием и говорить, например: «Это построил архитектор Росси». Так почему же мы называем имя архитектора, хотя в строительстве принимали участие люди разных профессий? (Потому, что задумал это здание архитектор.)[3, с.62].

У детей часто возникает вопрос: «Почему постройки так не похожи друг на друга?»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает Теремной дворец и Дворец съездов и предлагает подумать: в каком из зданий они предпочли бы жить и почему?

Выслушав ответы детей, подводит их к пониманию того, что внешний вид и назначение построек, выбор материалов и техника исполнения зависят от исторической эпохи.

«Нарядный, с золотой крышей и светло-голубыми изразцовыми карнизами, похожий на теремок, дворец более удобен для проживания. Так и хочется посидеть у маленького уютного окошка, наличники которого украшены каменной резьбой. Или на золотом крылечке, главном входе во дворец. Его столбики перехвачены поясками, в пролетах арок висят декоративные гирьки. А один из проходов крыльца украшает золотая решетка — произведение русских кузнецов. В давние времена построен дворец, Москва не раз горела, но каменное здание сохранилось.

Теремной дворец предназначался для повседневной жизни царской семьи, в нем не поместится большое количество людей.

А Дворец съездов вместит многочисленных участников собраний, спектаклей, балов. Здание выстроено сравнительно недавно из стекла и бетона. Из больших окон посетители могут любоваться внутренним убранством Кремля».

Шестое условие: в разговоре с детьми не следует увлекаться называнием стилей. Гораздо важнее при рассматривании иллюстраций обращать внимание на признаки, которые определяют данный стиль. Например, сравнить Зимний дворец (арх. Растрелли) и Михайловский дворец (Русский музей) (арх. Росси).

Красота Зимнего дворца пышная, праздничная, нарядная, но во всем чувствуется какая-то легкость. Многочисленные колонны только украшают.

Основной замысел архитектора при постройке Михайловского дворца - воспеть победу России над Наполеоном, так как здание строилось для брата царя Михаила, пятнадцатилетним подростком участвовавшим в Отечественной войне 1812 года. Нет ничего лишнего, линии строгие, четкие. Между колоннами — вход во дворец.

Украшениями служат рельефы, посвященные славе отважных русских воинов. Строение отгорожено от площади красивой решеткой: копья с позолоченными остриями и чугунные столбы с изображением военных трофеев. Дворец «охраняют» мраморные львы. Красота дворца горделивая, торжественная.

«Погружению» детей в мир архитектуры будут способствовать занятия конструированием.

При рассматривании Михайловского дворца педагог размышляет: «Если убрать колонны, что будет? Упадет фронтон? Значит, колонны нужны не только для украшения? Интересно, а в других постройках можно убрать колонны?»

Заинтересовавшись, ребенок может найти иллюстрацию другого здания, например Зимнего дворца, и с помощью воспитателя подойти к пониманию, что некоторые элементы строительства могут использоваться в разных целях.

Спустя какое-то время педагог показывает открытки с изображением других памятников архитектуры, построенных в стиле барокко и классицизма, и предлагает найти и показать сходство и различие зданий.

Например, ребенок рассматривает Смольный институт (арх. Г. Кварнеги) и отмечает большое количество колонн, которые служат для украшения, а затем сравнивает его с выдержанным в строгом стиле Казанским собором (арх. А. Воронихин). Когда путем совместных усилий стилевые особенности будут выделены, педагог делает вывод: «Стиль с большим количеством архитектурных излишеств называется барокко, а в зданиях классицизма — четкие линии, строгие пропорции, каждая деталь для чего-то предназначена».

В Целях закрепления полученных знаний можно предложить построить дом с колоннами.

Воспитатель. Архитектор Растрелли использовал колонны для украшения, а у Росси они держат крышу. А как задумаешь ты?

Спустя какое-то время анализируется результат деятельности ребенка:

«Ты построил красивый дом. А если колонны убрать, что произойдет с домом? (Он не разрушится.) Значит, красота у тебя служит не для прочности, как в барокко? А можешь ты построить такой дом, чтобы колонны использовались не только для красоты, но и для прочности, как в классицизме?»

Не следует требовать от детей знания терминологии. Важно помнить: главная цель ознакомления с архитектурой — научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое отношение к увиденному.

Пример занятия по ознакомлению с архитектурой см. приложение 1 и приложение 2.

Итак, в работе по ознакомлению дошкольников с архитектурой можно использовать следующие методы: рассматривание иллюстраций или показ слайдов по теме занятия, чтение литературы по теме занятия и беседа с детьми, экскурсия, лепка, аппликация, конструирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры (пример см. приложение 3), просмотр коротких видео-роликов, рисование с детьми изученных объектов архитектуры и др. (использование различных методов ознакомления с архитектурой отражены в презентации «Ознакомление старших дошкольников с архитектурой»).

Заключение

Педагоги придают особое значение теме «Архитектура и дети», её трудно переоценить. Ознакомление дошкольников с архитектурной концепцией способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте.

К тому же ребёнок на бессознательном уровне познаёт тайны мироздания, поскольку архитектура – это и летопись человеческой жизнедеятельности, память об историческом пути развития. Знакомство с ним может сделать наших детей участниками и сознательными продолжателями этого пути. Архитектура – это и летопись строительного, инженерного развития народа. И, наконец, не менее важно, что архитектура еще и летопись развития художественного мышления народа, развития духовно-нравственного.

В рамках данной работы были освещены основные теоретические выкладки по данной проблематике: было дано определение архитектуры как вида изобразительного искусства, а также рассмотрены особенности выразительных средств архитектуры, особенности восприятия старшими дошкольниками архитектуры, а также содержание и методику работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с архитектурой.

Было установлено, что ознакомление с архитектурой осуществляется посредством организации различных форм работы с детьми: на занятиях по архитектуре, изобразительной деятельности и конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения.

Организация дидактических игр в форме занятий, с помощью которых дети учатся различать по внешнему виду разные по функциональному назначению архитектурные сооружения, также считается целесообразным.

При чтении художественной литературы со страниц детских книг дошкольники узнают о домах людей, живущих в разных странах, о выдающихся памятниках архитектуры, о фантастических проектах, сооружений.

Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы, посвящённые архитектурным объектам дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.

Результатом подобной работы является то, что у дошкольников появляется чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения архитектуры, способность выделять выразительные средства, устанавливать их связь с замыслом архитектора. Умение оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.

Список литературы

  1. Бологова, С.Ю.  Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой [текст] / М., 1996.
  2. Борчанинова, К.В., Солнцева, О.В. Диагностика интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга //Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие. Часть 2: Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста[текст] / К.В. Борчанинова, О.В. Солнцева СПб.: 2008.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И Бабаева., Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович – СПб., 1996.
  4. Иванова, Е.Н. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания [текст] / М.: Наука 2001
  5. Игнатович, С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.-№2.
  6. Игра и Дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой – С-Петербург.: «Детство-Пресс» 2004.
  7. Комарова, Т  Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное  воспитание -1998. -№ 10.
  8. Костарева, Л. Учу детей творить // Дошкольное воспитание. 2006. - №2
  9. Соломенникова, О.А. Радость творчества [текст] / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2005.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тема: « Моя улица»

Цель. Учить, создавать несложную композицию (современная городская улица).   Закрепить   знание   основных частей здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия). Познакомить с новыми понятиями: фасад, архитектура, архитектор.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме занятия. Рисование на тему «Дом в котором я живу».

Ход занятия

В начале занятия воспитатель рассказывает о том, что с давних времен люди, начав строить, стремились определить главные качества, которым должно соответствовать любое строение: это назначение (польза), прочность, красота. Наука и искусство проектировать, строить называется архитектурой, а человек, который ею занимается,— архитектором.

Отвечая на вопросы воспитателя, дети вспоминают, как называются основные части здания, для чего они нужны. Воспитатель уточняет: «все., здания строятся для человека, для удовлетворения различных его потребностей; их величина, особенности строения, украшения определяются назначением». Вводит новое понятие - фасад. Предлагает вспомнить, какие дома есть на родной улице, как они расположены (фасадом, торцом), как украшены, а затем нарисовать улицу, на которой дети живут.

Во время работы (на больших листах, гуашью) обращает внимание детей на величину домов, на их расположение относительно улицы, друг друга, точки изображения ближе, дальше). По окончании работы предлагает «погулять вдоль улицы», полюбоваться домами.

Приложение 2

Тема: «Дачный дом»

Цель: Учить создавать эскиз дачного дома, обращая особое внимание на архитектурные детали, придающие ему своеобразный облик (обрамление оконных и дверных проемов, переплеты, остекление веранд, крыльца, декоративные вставки и т. д.).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме. Игры с конструктором «Строим дом». Ознакомление с такими понятиями, как конек — верхний стык двух скатов; причелина — доска, закрывающая наружные концы кровли; наличник — декоративное обрамление оконных проемов.

Ход занятия:

Предложить детям вспомнить дачные дома, в которых они бывали, и рассказать о них. Обратить внимание на различия между ними (форма крыши, крыльца, веранды, украшения, окраска). Предложить стать архитектором и выполнить эскиз дачного дома, самим выбрать технику исполнения (аппликация, рисование), определить последовательность работы.

Выразительность и индивидуальность деревянным домам придают такие архитектурные особенности, как увеличенные свесы крыш, разные переплеты, остекление веранд и крыльца, элементы декора (пояса, рамки, простенки, вставки), выделенные контрастными цветами.

Из рассказов воспитателя дети узнают, что Россия испокон веков была лесной страной. Русский человек издавна селился по берегам рек и озер, из дерева рубил избы, обносил крепости с мощными стенами и башнями, строил церкви.

Дети узнают, что Кремлем называется обнесенная крепостными стенами центральная часть древнего города; что на берегу реки Москвы, на Боровицком холме, там, где пересекались водные и сухопутные пути, много веков тому назад Юрий Долгорукий повелел строить селение. С тех пор Москва стала городом.

Рассматривая картины Васнецова, дети видят, какой было Москва сотни лет назад: бревенчатые (сосновые) дома, похожие на деревенские избы, церкви, колокольни, сторожевые башни... Воспитатель обращает внимание детей на необычные кровли (шатер, бочка, луковица, главка), крыльца (высокие, висячие или на столбиках).

Приложение 3

Дидактические игры

1. Дидактическая игра « Дом и его части»

Цель: формировать умение выделять существенные части из целого объекта, называть их значение для выполнения главного функционального назначения.

Педагог предлагает детям наугад вытащить по одной картинке с изображением разных построек и выделить главные части. Затем пояснить, для чего нужна каждая из частей.

2. Дидактическая игра «Придумай дом»

Цель: развитие навыков мысленного конструирования.

Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на 6 секторов

1 кольцо- вид постройки,

2-кольцо - эстетическое решение, архитектурный стиль,

3 кольцо- форма,

4- материал.

Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируют строение, наделяя его фантастическими характеристиками.

3. Дидактическая игра « Красивый ландшафт»

Цель: Формирование представлений о ландшафтном дизайне.

Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на 6 секторов

Описание игры:

1 круг-название ландшафтного архитектурного объекта (сквер, парк, детская игровая площадка, спортивная площадка)

2,3,4 круги - элементы ландшафтного дизайна (цветочная клумба, фонтан, водоем, скамейка, скульптурные объекты, спортивные сооружения, памятники)


Поворачивая круги, дети получают набор элементов, из которых проектируют ландшафтный объект.

4. Дидактическая игра «Где кто живет?»

Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 2 круга разного размера разделенных на 6 секторов

1 круг – жилища животных, птиц (берлога, крыша, нора, конура, муравейник,

гнездо);

2 круг - представители животного мира.

Игра по реальной ситуации – найти домик того представителя, который «попал» под стрелку.

Игра по фантастической ситуации – рассказать, как случайно выбранный персонаж будет проживать в случайно выбранном жилище, например: медведь в орлином гнезде.

5. Дидактическая игра «От самого…до самого»

Цель: Учить детей строить сериационный ряд по разным признакам: время исполь-зования в истории, размер, прочность, высота и т.д.

Описание игры: картинки с изображением различного типа построек (пещера, ша-лаш, деревянный дом, старинный замок, кирпичный дом, панельный дом, небоскреб)

Детям задаётся признак (от самого… до самого…) в соревновательной форме, кто быстрее, дети выстраивают соответствующий ряд.

6. Дидактическая игра « Засели свой дом»

Цель: формирование умений пользоваться моделями.

Описание игры: детям предлагается модель многоэтажного дома со множеством квартир и цветные модели- символы (кружки разного цвета: красного - родители, зеленого- растения в доме, желтого - братья, сестры, голубого - животные, синего- птицы) Дети вспоминают, кто и где живет в их домах и обозначает символами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом

Куклотерапия  представляется одной из «работающих»  технологий  в коррекционно – развивающем обучении детей  с аутистическим спектром нарушений.  С помощью технологии куклотер...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"

Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....

Организация и планирование работы по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой

Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром....

Презентация "Использование приемов мнемотехники в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой"

Презентацию можно использовать специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов, родителям.В презентации раскрыты цели использования технологии мнемотехники,...

Педагогический проект «Птицы» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром.

Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с окружающим миром...

Семинар-практикум для воспитателей: «Ознакомление старших дошкольников с измерениями»

Цель образовательной деятельности по формированию представлений о величине предметов в ДОУ -  познакомить детей свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя только те свойс...