Главные вкладки

    НОД по обучению грамоте "Звук и буква У"
    план-конспект

    Федорова Анастасия Сергеевна

    Знакомство со звуком и буквой У, упражнение в произнесении звука, выделение звука в словах, названиях предметов и картинок; определение его места в слове, развитие слухового внимания и памяти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_i_bukva_u.docx23.84 КБ
    Файл zvuk_i_bukva_u.pptx1.07 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по обучению грамоте  с использованием ИКТ.

    Тема: «Звук и буква У».

    Задачи:

    • Знакомство со звуком и буквой У, упражнение в произнесении звука, выделение звука в словах, названиях предметов и картинок; определение его места в слове, развитие слухового внимания и памяти.
    • Развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;
    • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей при «превращении» звука «У».
    • Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при ответах на поставленные вопросы; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
    • Развитие мимических мышц лица, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
    • Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

    Оборудование: компьютер, колонки; презентация в power point, индивидуальные зеркала, тетради для индивидуальной работы, символ звукакартинка с артикуляцией звука, предметные картинки, названия которых содержат  звук Убуква У; простые и цветные карандаши.

    Ход:

    Орг. момент. (Дети сидят на стульчиках, перед ними на компьютере открытая презентация)

    - Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться слушать и слышать. И к нам в гости кто-то придет, он будет с нами общаться и играть, и его помощником будет наш компьютер. Сядьте поудобнее, и слушайте внимательно. Самый внимательный догадается, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться (в презентации включается первый ролик со звуком ветра, на экране картинка ветра). Скажите, какой звук вы слышите? (Ответы детей). Хорошо. А теперь? (включен ролик с воем волков, картинка с волком.) Услышали какой-нибудь звук?- ответы детей. Кто-нибудь догадался, о каком звуке мы будем говорить? (ответы детей).

    Основная часть:

    - Да, ребята, вы угадали, сегодня у нас в гостях звук «У». Давайте посмотрим на нашего гостя. (На экране появляется картинка с графическим изображением-символом звука.) Это уже знакомый нам человечек, посмотрите на его губы, они как будто вытянуты в трубочку. Если смотреть на человечка и его губы, то можно угадать звук, который он произносит. И сейчас я предлагаю вам вспомнить звуки, с которыми мы уже познакомились. А поможет нам в этом знакомый мальчик. ( А, О, Э, и У)

     Возьмите зеркальца и посмотрите на себя, когда вы произносите звук У. (дети произносят звук У, на экране появляется картинка с изображением артикуляции звука). Обращаем внимание, губы вытянуты в трубочку. Язычок спокойно лежит, звук поется, преграды нет, он не спотыкается, значит это звук гласный, и обозначать мы его будем красным.

     (На экране изображение нотки, заборчика и красного квадрата.)

    наш гость – звук У приготовил нам много интересных игр. И вот первая из них. Игра называется «Певцы».

    Я в нашем хоре буду солисткой. Я буду громко петь гласные звуки, а вы мне подпевать, но уже тише, как эхо.

    А, У, АУ, АОУ, АОА, УА, АУА.

    - Замечательно, мы с вами сейчас попели, а когда людям нравится выступление, то они хлопают в ладоши. Мы с вами сейчас тоже похлопаем в ладоши нашему звуку У.

     Игра называется «Аплодисменты». Хлопаем, когда услышим звук У. Помним о том, что звук можно не только на слух определить, но и увидеть по губам.

    У, а, и, у, к, Т, п, у. Та-по-ту-ры-ду-ма-су. Утка, удочка, мука, сук, рука.

    - Молодцы, замечательно мы с вами похлопали нашему звуку У.

    -Какое же следующее задание придумал звук? Давайте посмотрим на экран компьютера. Звук снова просит поиграть с ним.

    -У нас с вами снова игра, называется она «Найди меня». Звук решил сыграть с нами в прятки, он затаился в наших картинках. Перед нами есть «паспорт» слова, нам надо определить, где же находится звук - в начале, середине или конце. (Дети выставляют под картинкой квадрат в схеме слова, соответствующий месту звука). На магнитной доске.

    Молодцы,  верно отыскали звук, и он просит у нас передышки, смотрите, на экране у нас изображена переменка! А это значит, что пора немного отдохнуть.

    Физкультминутка

    Встали ровно, улыбнулись

    К потолку все потянулись,

    Справа руку дали другу,

    Влево все пошли по кругу.

    Отпустили руки, встали.

    Сели-встали, сели-встали,

    Руки вверх, вперед  и вниз,

    Покружись, остановись.

    Головой ты покачай,

    И тихонько снова встань.

    Руки, ноги мы размяли

    И нисколько не устали.

    - Ну, вот мы с вами и отдохнули, а пока мы отвлеклись, на нашем экране появилось новое задание. Смотрите-ка, в нашем экране кто-то что-то зарыл. Давайте найдем что это.

    Игра «Клад» Звук У оказывается уже до нас побывал в группе и что-то здесь где-то спрятал. Что же это такое? Оглядитесь по сторонам, может среди всего вам знакомого и изученного есть и незнакомое. (КАРТИНКА С БУКВОЙ У  у доски)

     

    - Действительно, это буква У. Ребята, скажите, а почему у нас тут появилась буква У, у нас же был звук У в гостях? (Ответы детей, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.) Давайте решим, на что похожа буква У (варианты детей).

    «У» - сучок в любом лесу,

    Ты увидишь букву «У».

    Удобная буква,

    Удобно в ней то,

    Что можно на букву

    Повесить пальто.

    «У» - это длинные заячьи уши,

    Как хорошо ими шорохи слушать.

    - А из каких элементов состоит буква У? (Из двух палочек) Скажите, а куда смотрит буква У? (смотрит влево).

    - Что же нам теперь приготовила наша гостья? Ух ты, это же печатная машинка, буква просит вас написать её с помощью ваших пальцев.

    РИСУЕМ В ВОЗДУХЕ ПАЛЬЧИКАМИ, А ЗАТЕМ ТОЛЬКО ГЛАЗКАМИ)

    Игра « Печатная машина».

    Напечатанные листы уже готовы. Буква У предлагает ее нарядить в нарядное платье. А вот каким цветом оно будет, решать вам? (КРАСНЫМ, ПОТОМУ ЧТО ГЛАСНЫЙ).

    Буква У предлагает вам в приготовленном тексте найти все буквы У и зачеркнуть их.

    (РАБОТА НА ЛИСТКАХ).

    - Ну, вы настоящие машинисты! Раз вам все под силу, У просит вас  отгадать загадку.

    Я вырос на грядке, характер мой гадкий.

    Куда ни приду, всех до слез доведу. (ЛУК)

    - Я предлагаю немного поколдовать и превратить это слово во что-нибудь интересное и необычное. Игра «Волшебные превращения»

    Попробуйте произнести каждый звук в этом слове отдельно. А теперь заменим каждый звук в слове цветными квадратиками, то есть зашифруем его. И это я предлагаю вам сделать самостоятельно.

    - готовы? Проверяем, первый звук вы обозначили… красным? Нет,  а почему? (НА ЭКРАНЕ СХЕМА)

    - Замечательные получились у вас превращения, зашифрованное слово, вы настоящие волшебники!

    А это значит, что вы запомнили букву У и ее образ.

    - посмотрите на экран, она просит вас создать свой образ с помощью любого строительного материала.

    Игра «Песочный строитель».

    Итог:

    Ребята, вы сегодня так старались, так хорошо трудились и были умничками, что буква У, уходя к другим детям в гости, оставила вам прощальный подарок - ФЕЙЕРВЕРК! ( на экране изображение фейерверка).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Звук и буква У».

    Слайд 7

    Игра «Певцы»

    Слайд 8

    ИГРА «Аплодисменты»

    Слайд 9

    игра «Найди меня»

    Слайд 12

    У Буква У. На дереве я сук найду, и это будет буква У.

    Слайд 13

    Игра «Печатная машинка»

    Слайд 14

    Игра «Волшебные превращения»

    Слайд 17

    Игра «Строитель»

    Слайд 18

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

    Разработка урока по теме "Обучение чтению буквы Ii в закрытом слоге" 2 класс

    Разработка урока английского языка по теме "Обучение чтению буквы Iiв закрытом слоге" содержит конспект урока и мультимедийную презентацию. В процессе урока активизируются знания букв алфавита, поняти...

    Открытый урок английского языка во 2-ом классе по теме"Обучение чтению гласной буквы Е в закрытом слоге"

    Разработанный урок английского языка во 2 классе определяется целями государственной политики в сфере образования. Внедрение  нового  ФГОС требует от учителя особого подхода в разработке...

    Обучение интонации и буквам французского алфавита

    Данное пособие поможет вам правильно обучить детей буквам французского алфавита. т.к. у них будет возможность неоднократного повторени. Удачно подобранные упражнения по интонации научат детей не толко...

    Урок русского языка для учащихся подготовительного класса. Обучение письму элементов букв.

    Данный урок разработан для учащихся подготовительного класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Основные задачи урока - профилактика нарушений письма у дошкольников с ОВЗ, так как эти наруше...

    Конспект занятия по обучению грамоте «Гласная буква Ё»

    Задачи:- познакомить детей с новой буквой Ё;- научить читать её в словах и слогах;- привить интерес к книгам;- Оборудование:- изображение ёжика;- образ буквы Ё;- - книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик...