РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗУН НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
материал

Наумова Валентина Алексеевна

доклад на тему " Разноуровневая дефференциация при контроле закреплени ЗУН на уроках географии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глуховская школа интернат г. Ногинск Московской области





Доклад

« РАЗНОУРОВНЕВАЯ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ПРИ  КОНТРОЛЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЯ  ЗУН  НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

                         Выступление на ШМО

                                                     учителей естественных наук и истории

                    11 ноября 2018 год

« РАЗНОУРОВНЕВАЯ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ПРИ  КОНТРОЛЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЯ  ЗУН  НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.»

Контроль знаний и умений учащихся основанный на разноуровневом, дифференцированном подходе к обучению, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, усилению мотивации учащихся.

Разноуровневые задания преследуют цель проверки уровня знания учащихся разного по возможности. 

Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы географических знаний, и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по-разному и воспроизводят ее. Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Различают три уровня обученности учащихся:

- Репродуктивный уровень подразумевает проверку знаний учащихся на самом низком уровне, когда школьник в состоянии только дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, применять ее по алгоритму, но он не может провести анализ и дать объяснения;

- Аналитико-синтетический уровень подразумевает проверку знаний уже на более высоком уровне. Задания такого уровня направлены на способности учащихся анализировать, и обобщать знания, уметь давать характеристику процессов и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно – следственных связей;

- Творческий уровень или продуктивного мышления, иначе называют этот уровень логического мышления, когда ученик способен не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление с какими иными явлениями или процессами это связано. Умение прогнозировать или проектировать новые знания и способы решения проблемы и ситуации.

При работе  приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Выделяют следующие группы детей школьного возраста:

- малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

- педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

- дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

- способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой; (5% - 10%)

- одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; (1% - 3%).

       Разделение на уровни происходит к концу 5 класса. Так как, это первый год изучения географии и происходит знакомство с детьми. В течение первого года обучения учитель определяет уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основании наблюдения и срезовых работ дети делятся на три группы: высоко мотивированные ученики, среднемотивированные ученики и слабые учащиеся. Такие группы вполне подвижны и динамичны. У каждого ребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из одной подгруппы в другую.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся мною разработана и апробирована система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.

Цели дифференцированного обучения:

для 1-й группы учащихся:

- пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

- развить устойчивый интерес к предмету;

- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

- сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

- развить устойчивый интерес к предмету;

- сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

- развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Примеры уроков с использованием разноуровневой дефференциации.

Тема: «Литосфера и ее строение»

Репродуктивный уровень. 1 группа учащихся

Вспомните и дайте определение:

а) Что такое материки? Сколько их? Постарайтесь перечислить их по мере возрастания площади?

б) Какие бывают острова? Чем они отличаются? Приведите пример: вулканических островов…………..

в) Что такое атоллы? Где они больше всего располагаются? Почему их нет в Северном Ледовитом океане?

2. Что такое остров? Назовите крупные острова мира?

3. Что такое архипелаг? Чем остров отличается от материка?

4. На земле есть насколько стран, территория которых расположена на двух материках? Найдите их по карте и назовите? Отметьте эти страны на контурной карте .

5. Назовите страну, которая занимает большую часть архипелага?

6. Почему в северном Ледовитом океане все острова имеют материковое происхождение?

Аналитико - синтетический уровень. 2 группа учащихся

О чем свидетельствуют внешние очертания Африки с западной стороны и Южной Америки с восточной. Ответ обоснуйте.

Есть ли какая — то закономерность в происхождении Евразии и Северной Америки? Если да то объясните.

Какие последствия для земной коры в этом районе будет иметь расположение островов над срединно — океаническими хребтами? Ответ обоснуйте, приведите примеры таких островов.

Логический уровень3 группа учащихся

Пограничные области между литосферными плитами называются сейсмические пояса, в которых происходят …………………., так как здесь продолжаются …………….процессы, которые и указывают на то, что здесь проходит ………………. (по смыслу вставьте соответствующие слова)

При столкновении двух материковых плит происходят процессы ( опишите и нарисуйте).

На основе карты литосферных плит дайте прогноз изменения облика материков и океанов в далеком будущем.

Объясните причинно - следственные связи между: дождем, известняком, оврагом, пещерой и карстовыми формами рельефа

Путем сопоставления физической карты мира и карты строения земной коры найдите доказательства утверждения:«….в рельефе платформам соответствуют равнины, а геосинклинальным зонам – горы».

Считается, что через 100 лет запасы месторождений металлов закончатся. Предложите свои варианты развития событий.

Тема: «Африка. Географическое положения. История исследования материка»

Репродуктивный уровень:

Откуда происходит название материка – Африка?

Дайте описание географического положения Африки и покажите по карте природные объекты на границах материка.

Назовите крайние точки материка и нанесите их на карту и определите их координаты.

4.Африка отделяется от о. Мадагаскар______________________

5. Африканский Рог – это_____________________________

6. Назовите путешественников – исследователей______________

___________________________________________________________

Назовите: а) самый большой полуостров Африки; б) самый большой залив;

Какие природные объекты отделяют Африку от:

а) Евразии___________________________________

б) Антарктиды_____________________________

в) Австралии_____________________________

9. Из приведенного списка вычеркните острова, находящиеся у берегов Африки: (Коморские острова, острова Зеленого Мыса, остров Исландия, Шри-Ланка, Ява, Сокотра, Ирландия, Туамоту, Мартиника).

10. Истоки реки Нил и центральные района Африки были отрыты исследователями:

а) Дж. Спиком, Джеймсом Грантом;

б) Давидом Левингстоном, Васко да Гамой;

в) Раулем Амундсеном, Миклухо Маклаем;

г) Николаем Лазаревым.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глуховская школа интернат г. Ногинск Московской области





Доклад

«Эффективность деятельности учителя»

Выступление на ШМО

                            учителей естественных наук и истории

27март 2019 год

«Эффективность деятельности учителя»

Современная школа становится всё более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Сегодня требования к образованию предъявляются с позиций гуманистической концепции, суть которой - в безоговорочном признании человека как высшей ценности. Одна из важнейших проблем образовательной политики - повышение качества образования, что отражает эффективность труда учителя. Это требует решения ряда проблем, связанных с совершенствованием образовательного процесса в школе, в том числе выявления фактической, а не формальной эффективности учебной деятельности преподавателя; выработки принципов, методики анализа учебной деятельности учащихся и учителя. Эффективность - это показатель качества. Оценка эффективности труда учителя -актуальная, сложная, противоречивая педагогическая проблема.

Существуют различные методики для качественных изменений в способах и результатах работы преподавателя. Это порождает потребность в научно обоснованных способах их решения. В данном случае педагогическая диагностика может служить одним из эффективных средств повышения результативности труда учителя.

читель - ключевая фигура образовательного процесса. Эффективность учебно-воспитательной работы в школе зависит, прежде всего, от учителя. Эффективность труда учителя во многом зависит от профессиональных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности преподавателя,

Понятие «эффективность деятельности» обычно напрямую связано с ее результатами. Эффективность деятельности педагога оценивается по-разному в зависимости от задач, которые решает конкретный учитель. 

Например, если говорить об обучении подмастерья в Средние века, в первую очередь ученик должен был освоить навыки конкретной деятельности и знания в конкретной области. Уровень его подготовки и характеризовал эффективность деятельности учителя. Безусловно, этот уровень зависит и от способностей самого ученика, поэтому эффективность деятельности учителя измеряется скорее усредненной оценкой уровня подготовки нескольких учеников. По-настоящему успешен тот учитель, который может научить даже не очень способного ученика. Но чему научить?

Понятие «эффективность деятельности» исторично, то есть изменяется во времени в зависимости от требований, которые выдвигает общество. В настоящее время мы можем наблюдать как минимум четыре реальности, которые имеют отношение к оценке эффективности деятельности учителя и, как правило, не совпадают между собой:

    что требуется для успешной самореализации выпускнику в тех или иных условиях (конкретные умения и способности);

    как формулирует это для своих граждан общество (стандарт);

    чем измеряется уровень освоения этого стандарта (в настоящий момент ЕГЭ и ГИА);

    чему учит конкретный педагог (на каждом отдельном уроке и в целом).

Задачи учителя достаточно прагматичны - подготовить к успешной сдаче итоговой аттестации, в современных условиях - к сдаче ЕГЭ. В обществе существует уже достаточно устоявшаяся система оценки эффективности педагогической деятельности, которая включает в себя ряд показателей, таких как результаты контрольных срезов, ГИА, ЕГЭ, олимпиад, качество знаний и т. п.

    Профессиональная деятельность занимает фактически половину нашей жизни. Если учитель идет на работу с удовольствием, если по дороге на работу он «прокручивает» предстоящие на текущий день дела, ожидая определенных результатов, то его профессиональная жизнь наполнена смыслом. Учитель чувствует, что он нужен, что без него не сложится тот результат, который прогнозирует школа. Ценность его деятельности выражается в повседневных вкладах. Успеть объяснить тот или иной материал, показать, как решается та или иная задача, растолковать конкретному ученику, что его поведение вчера послужило причиной конфликта и может привести к неприятностям для него и окружающих, так построить классный час, чтобы ученики сделали для себя нужные выводы и т. п. Это вариант утреннего состояния учителя, который чувствует себя частью коллектива единомышленников, заинтересован в собственной самореализации и реализации потенциала своих учеников.

Обратная ситуация, когда учитель, собираясь на работу, преодолевает внутреннее сопротивление, когда на память приходят обиды, полученные от учеников, их родителей и коллег, когда время, проведенное на работе, воспринимается как вынужденная необходимость и все мысли о нормальной жизни переносятся на свободный от работы временной период. В этом случае учитель по обязанности, механически излагает необходимую, уже заученную информацию, прорешивает с учениками необходимый для заполнения урочного времени объем задач, механически проверяет тетради. При этом его раздражают ошибки учеников, их непослушание, претензии родителей. Такой учитель особенно чувствителен к выражению благодарности со стороны учеников и их родителей. На педсоветах он обижен всегда: если его назвали в числе в чем-то провинившихся, если его не назвали в числе отличившихся.

Таким образом, можно подвести итог: наше восприятие мира определяется нашей позицией по отношению к этому миру, другим людям, к себе. Позиция задает ту или иную интерпретацию конкретных ситуаций. Исходя из интерпретации, мы строим свое поведение. 

    Если мы хотим оценивать эффективность труда учителя, то надо оценивать не сам по себе результат, а брать его в соотношении с поставленными целями. При оценке некорректно основываться на своих субъективных впечатлениях. Необходимо опираться на объективное изучение результатов труда учителя (обученности и воспитанности учеников с помощью экспертов и контрольных работ), а затем сравнить эти результаты с поставленными целями. Можно изучать эффективность работы учителя в разных условиях: посмотреть, как одна и та же цель (например, обучаемость школьников) при варьировании учителем разных методов обучения достигается с разными результатами. Нельзя оценивать эффективность труда учителя только по внешним разрозненным признакам (например, оформление кабинета, количество экскурсий и др.).

В эффективность труда учителя можно включить следующие характеристики: состояние мотивационной сферы и личностная вовлеченность учителя в свой труд; владение современными технологиями организации и психологической интенсификации своего труда, в том числе сокращение потерь времени и ненужного расхода сил учащихся и учителя; наличие гуманных отношений в труде; продуктивность психического развития учащихся; достижение высокого уровня в тру-

де (мастерство) и нахождение новых форм его осуществления (творчество); открытость к дальнейшему профессиональному развитию (профессиональная обучаемость).

Итак, можно сделать очень важный вывод: личностное развитие учителя, происходящее на основе ощущения собственной ценности, является необходимым условием для полноценного формирования личностных компетентностей школьников, то есть условием высокой эффективности педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...